• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Спин-офф
 



Техника Майзнера или по какой системе играют в Голливуде?

15.07.2013 08:20 • 5 комментариев

«- У тебя белая футболка
- У меня белая футболка
- У тебя белая футболка
- У меня белая футболка
- У тебя белая футболка…»


Два человека стоят друг напротив друга, повторяя одно и то же, вокруг них — зрители и педагог. Это не клуб психологической помощи или кружок по изучению русского языка для иностранцев.

Это часть актерского тренинга по изучению практически неизвестной в России техники Майзнера, проходившего под руководством американской актрисы русского происхождения Светланы Ефремовой в рамках летнего интенсива школы Сinemotion.



«Сэнфорд Майзнер, американский теоретик театрального искусства, начинал как актер в 30-е годы XX века в театре Group theatre вместе с такими актерами, как Стелла Адлер, Ли Страсберг, Элиа Казан, — рассказывает Светлана Ефремова в интервью КиноПоиску. -Узнав о системе Станиславского, они поняли, что в Америке такого стройного учения о театральном искусстве нет.

Американские актеры встретили Станиславского во время гастролей по Европе, и после общения с маэстро организовали собственный театр, так что началось и развивалось все от русской системы, но постепенно каждый из них стал развиваться в собственном направлении: Стелла Адлер пошла в одном направлении (Стелла Адлер — самый известный театральный педагог в США, прим. КиноПоиска), Ли Страсберг разработал систему на основе эмоциональной памяти, а Сэнфорд Майзнер занялся разработкой своего учения.

В конце 70-х годов XX века он стал заниматься работай над своей теорией, открыл упражнения, такие как Repetition exercice».




Эта заметка как раз и началась фрагментом из Repetition exercice — основы системы Майзнера, когда партнеры взаимодействуют друг с другом, пытаясь «поймать» общее настроение и внимательным образом прислушиваясь друг к другу. Раствориться в партнере, забыть о наигрыше, анализе роли, или излишнем рациональном подходе, находиться в текущем моменте и использовать свое внутреннее настроение и состояния для создания роли — вот основные требования к актерам, которые хотят в своей игре хотят использовать технику Майзнера.

«В 80-е годы начался настоящий расцвет этой системы, и теперь весь Голливуд учится актерской игре именно по системе Майзнера, поскольку эта теория в особенности полезна для актеров кино. Она основана на очень тонком взаимоотношении партнеров. Основное упражнение этой техники — Repetition exercise — предполагает полное погружение в партнера: когда человек забывает обо всем, об анализе текста, о предлагаемых обстоятельствах, о себе самом, и буквально растворяется в партнере. По Станиславскому, у актера «большая аналитическая голова» включена очень сильно, поэтому люди приходят к актерской игре как бы извне, говоря «я сделаю вот так», «у меня будет такой голос, жест, манера поведения», — придумывают заранее свой образ и поведение. Майзнер был против этого. Главное его достижение состоит в том, что он открыл для актера игру в данном моменте Moment to moment.

Если я чувствую себя устало, у меня усталый голос, я хочу есть, я буду играть одним образом, если я в хорошем настроении, вдохновлена, я буду играть другим образом. Но зачем себя форсировать, что-то придумывать, когда можно использовать данный момент, понять, как ты себя чувствуешь, и использовать это состояние для своего персонажа»
, — рассказывает Светлана Ефремова.

Для того, чтобы освоить технику Майзнера в совершенстве актеры в Голливуде учатся не меньше двух лет, поэтому неделя ознакомления с этой системой на практике в Москве — лишь первая ступенька для актеров, для того, чтобы двигаться дальше.

«Мы стараемся дать нашим студентам представление о различных актерских техниках, — говорит Ингеборга Дапкунайте, руководитель актерского отделения школы Cinemotion. — Мы очень рады, что к нам приезжает прославленные зарубежные преподаватели и актеры, такие, как Светлана Ефремова, Ивана Чаббак и другие специалисты, которые могут поделиться своим опытом и наработками. На самом деле, каждый актер подходит к подготовке к роли по-своему, используя различные системы и наработки. Очень часто это не одна какая-то система, а смешение систем и упражнений, которые индивидуально подходят тому или иному актеру. Вот почему мы стараемся рассказать нашим студентам о разнообразных актерских системах и школах, чтобы они выбрали для себя что-то свое».



В курсе обучения технике Майзнера многие месяцы уходят на то, чтобы научиться слушать партнера, улавливать его настроение и прочувствовав партнера, научиться взаимодействовать с ним. Первая часть упражнения Repetition exercise заключается в том, чтобы научиться слушать партнера. Два актера становятся друг напротив друга, анализируют друг друга по внешним признакам, и начинают взаимодействие. Например, один актер говорит грустно «У тебя голубые глаза», второй актер должен услышать, уловить настроение и ответить «У меня голубые глаза», пытаясь передать то настроение, которое он получил от партнера. На это упражнение в Голливуде актеры тратят около трех месяцев.

Далее — упражнение усложняется: используя технику игры Moment to moment, актеры выстраивают диалог, основанный на том эмоциональном посыле, который они передают друг другу. Например, один актер: «Ты улыбаешься», второй: «Тебе это нравится», первый: «Мне это нравится» и так далее. Это упражнение занимает в Голливуде еще четыре месяца.

Через семь месяцев таких занятий американские студенты приступают к подготовке отрывков, технически основанных на предыдущих упражнениях.



Очень важно в системе Майзнера прислушиваться к своему внутреннему состоянию. Актер должен проводить своеобразную внутреннюю инвентаризацию, проверку, и четко представлять, как он себя чувствует в данный момент, например, болит ли у него что-то, устал ли он, голоден ли, счастлив или несчастлив, чтобы конкретное человеческое состояние органично привнести в исполняемую роль. Если актер раздражен или расстроен, он может привнести эту энергию в роль и трансформировать ее в зависимости от состояния. На выработку навыков понимания и принятия себя направлены упражнения тренинга на самоанализ.

Практикуя технику Майзнера, нужно уметь раскрыться навстречу партнеру, переступить смущение и страх, и направить свой внутренний мир навстречу партнеру. Здесь у русских студентов возникли некоторые проблемы: приходилось преодолевать внутренние зажимы и смущение и заставлять себя открыться. Не всегда легко давался и тактильный контакт — не всем студентам было комфортно обнимать или держать за руки партнера во время упражнения.



Это происходит из-за разницы менталитетов между русскими и американскими студентами, последним техника Майзнера дается несколько легче, считает Светлана Ефремова, которая уже пятнадцать лет преподает актерское мастерство и является деканом Актерского факультета Государственного Калифорнийского университета.

« Американцы намного доверчивее. Они как нация наивнее, в них нет цинизма. Я не знаю почему, возможно, так сложилось исторически: у них не было войн, благополучная национальная судьба, все кайфово живут. Поэтому для них разбудить эмоцию — безумно интересно. Для русского человека разбудить эмоцию — это другое. Что там будить-то вообще: нажал на кнопку — фонтан польется. Потому что это исторически так сложилось, ведь русский народ столько пережил. При этом недоверие у русских людей развито очень сильно, есть много цинизма и отсутствие веры. Вот я иду по улице, улыбаюсь, а мне никто в ответ не улыбается, потому что нет доверия, что это искренне. Американцы сразу доверяют.

У Станиславского есть такой элемент, который называется наивность. Я могу сказать, что она в России раньше была, но сейчас она ушла, а у американцев она осталась. Они наивные иногда как дураки, поэтому Майзнер у них идет легче. У них доверие к партнеру идет сразу, не надо ломать никакие стены, комплексов практически нет. Они такие, какие они есть. Иногда это раздражает, но зато играть им легче».



Однако русские студенты взяли трудолюбием и настойчивостью: уже после нескольких занятий ребята делились с преподавателем тем, что игра «в моменте» и «растворение» в партнере помогает им успешнее играть на репетициях и съемках, а также проходить кастинги в кино, что логично, ведь система Майзнера ориентирована, прежде всего, на актеров кино, поскольку вызывает очень естественные, чрезвычайно тонкие переживания и эмоции, увидеть которые можно порой лишь под прицелом камеры.

«Эта система, полностью идущая от партнера, находит собственную правду в данный момент и зависит от того, как актер чувствует себя сегодня. Вместо подхода к роли, как к характеру, актер подходит к роли, как к личности. Происходит персонализация роли — свое личное ощущение и состояние актер перекладывает на свой образ», — говорит актриса.

Недельный семинар по технике Сэнфорда Майзнера стал одним из первых актерских тренингов в Москве, позволяющий на практике понять, какую систему используют многие успешные голливудские актеры. Однако даже Светлана Ефремова говорит, что актеру не нужно ударяться в ту или иную технику, нужно работать над собой, изучать различные системы и техники, чтобы впоследствии применить лучшее в своей работе.

Полное интервью актрисы Светлана Ефремова КиноПоиску, в котором она рассказывает о том, чем отличается русская и американская система актерского образования, а также о том, как русскому актеру добиться успеха в Голливуде, читайте в ближайшее время.
техника Майзнера, Cinemotion, Светлана Ефремова  5 комментариев 
Комментарии (5)

Новый комментарий...

  • 4

    кот игорь2 15 июля 2013, 12:55 пожаловаться

    #

    Вот мне интересно, те, кто ведёт такие тренинги, наверняка, должны нереально хорошо играть в театре, кино?

    ответить

  • 4

    audiovideofil 15 июля 2013, 14:06 пожаловаться

    #

    Не обязательно использовать на практике то, что хорошо знаешь. Достаточно делиться этими знаниями с теми, кому они пригодятся. Примерная аналогия — не все проектировщики занимаются строительством домов и т. д., как и не все строители занимаются проектированием домов и т. д.

    ответить

  • 2

    NattaSupremacy 15 июля 2013, 18:03 пожаловаться

    #

    «… У Станиславского есть такой элемент, который называется наивность. Я могу сказать, что она в России раньше была, но сейчас она ушла…»
    Нееет, никуда наивность не ушла! Наивность просто научилась прятаться, маскироваться. Например, в отстраненность… Далеко не всё актёрское мастерство в откровенный стёб переходит, надо признать.

    ответить

  • 3

    LeonidT 15 июля 2013, 18:11 пожаловаться

    #

    Большое спасибо авторам за крайне интересную статью! Для общего развития она вполне полезна. Однако сама система, на мой взгляд, не очень хороша. Конечно, контакт с партнером — это прекрасно, спору нет. Но актеры могут хорошо взаимодействовать и без каких-либо систем. Для этого можно просто встретиться где-нибудь, поговорить друг с другом перед съемками.)) И еще одно: актеры, использующие эту технику, не играют другого персонажа, а всего лишь показывают свои чувства и эмоции перед камерой, а это не показатель качества игры. ИМХО Настоящий актер должен не только проявлять эмоции перед камерой, но и полностью изменять мимику, движения, голос, речь и т. д. Конечно, персонаж будет выглядеть правдиво и без каких-либо серьезных изменений, но тогда в карьере актера будет частое самокопирование из роли в роль, то есть он будет играть самого себя в каждом новом фильме.
    Что ж, жду продолжения! Всегда приятно узнавать что-то новое от интересных людей.

    ответить

  • 2

    Professore X 15 июля 2013, 21:24 пожаловаться

    #

    Ну надо же! Светлана Ефремова уже пятнадцать лет (!) преподает актерское мастерство и является деканом Актерского факультета Государственного Калифорнийского университета! Не знал! Очень рад за неё!))
    Как актрису знаю её по роли разбитной Рины Грушенки в экранизации романа Джанет Фитч «Белый олеандр» Питера Космински. Там был звёздный каст с Мишель Пфайффер, Рене Зельвеггер, Робин Райт-Пенн и прекрасной Элисон Ломан, для которой роль Астрид Магнуссен стала настоящим прорывом в большое кино, но и Светлана Ефремова оставила неплохое впечатление в роли практичной эмигрантки Рины. Сочный, построенный на деталях, образ. (Космински не прогадал с актрисами в Олеандре… вот только на роль Клэр я бы всё-таки взял другую актрису).

    ответить

 
Добавить комментарий...