Спин-офф
 



добавить в:
На грани кино и видеоарта: мокьюментари, фейк и симуляция

26.06.2013 09:26 • 2 комментария

«Кино – это лоскутное одеяло, сшитое из кусочков реальности и вымысла. Документальное кино фиксируется на первом, игровое – на втором, и только мокьюментари исследует швы, соединяющие одно с другим»
Алексей Медведев




«Осторожно, не упадите в болото, когда будете осматривать экспозицию самостоятельно», — предупредила меня заботливая смотрительница отделения Московского музея современного искусства, что на Гоголевском бульваре.



На месяц музей превратился в фейк-кинотеатр, где на выставке «Расширенное кино — 3. Мокьюментари: Реальности недостаточно» можно посмотреть фильмы на грани между кинематографом и искусством, а также погрузиться в альтернативную реальность при помощи декораций, компьютерных игр и спецэффектов. А пресловутое болото действительно занимает целый экспозиционный зал старинного московского особняка на Гоголевском и призвано «работать» на видео-проект художников Романа Мокрова и Сергея Муравьева «Домой», рассказывающий о том, как важно открывать для себя просторы родной страны. После распада Советского Союза культура местного туризма, изучения своей родины была безнадежно утеряна, что не могло не отразиться на восприятии людей природы и страны в целом.



Кино и современное искусство, соединившись вместе и смывая границы и отличия, сегодня экспонируются в музее, как бы уничтожая традиционные представления и привычные рамки о том, что фильмы нужно смотреть в кинозале или на мониторе собственного компьютера или телевизора. А почему бы не в музее, товарищи?

Мокьюментари, фейк, симуляция стали основной темой XIV «Медиа Форума» 35-го Московского Международного Кинофестиваля и открывшейся вчера в ММСИ выставки.

Жанр мокьюментари обязан своим появлением хулиганской выходке американского режиссера Орсона Уэллса, который сознательно выдал радиопостановку романа Герберта Уэллса«Война миров» 1938 года за сообщения новостного блока, что привело к массовой панике миллионов американцев, поверивших в марсианское нашествие в Нью-Джерси. Позднее, в своих киноработах Уэллс продолжал использовать сочетание художественных и документальных фильмов, как, например, в своем последнем полнометражном псевдо-документальном фильме «Ф как фальшивка».



«Сегодня жанр мокьюментари становится все более востребован в области современного искусства и кино, — рассказывает арт-директор «Медиа Форума» ММКФ Ольга Шишко, — С приходом другого инструментария, других медиа и документалисты, и современные художники подстраивают этот жанр под себя и работают в различных направлениях. Тема мокьюментари раскрывается нами на форуме в нескольких направлениях: прежде всего, это кинопоказы, что традиционно для Московского Кинофестиваля и для специальной программы «Медиа Форума».

Это также мастер — классы и образовательная программа: мы создаем кино и художественные проекты прямо во время фестиваля, как уже несколько дней делают участники воркшопа с Мелицей Томич. Кинопоказы, мастер-классы, семинары, воркшопы –в этом году все будет посвящено теме мокьюментари. При этом у нас три площадки: ММСИ, Гоголевский бульвар 10, «Манеж» и Мультимедиа Арт Музей».

Образовательная кинопрограмма «Медиа Форума» началась в минувшую субботу, 22 июня, показом четырехчасового фильма «Молния» французского режиссера Мануэлы Морген. Режиссер специально прилетела в Москву, чтобы представить свой фильм, над которым она работала последние десять лет своей жизни. Фильм стал открытием Международного кинофестиваля в Роттердаме в 2013 году (программа «Светлое будущее»), где он с интересом был встречен критиками, особенно российскими.

Представление фильма в Москве стало само по себе театральным представлением, которое французский режиссер организовала для своих российских слушателей.

«Практика смешения современного искусства и кино, которые все теснее переплетаются и взаимодействуют друг с другом – основная тема всех «Медиа Форумов», — рассказывает Ольга Шишко. — Мы стараемся рассмотреть границу между кинематографом и визуальным искусством, то, почему режиссеры уходят в зону современного искусства, а художники становятся режиссерами. Уже четырнадцатый год программа «Медиа Форума» Московского Международного Кинофестиваля направлена на изучение этой границы».

В рамках «Медиа Форума» в разные годы уже проводились выставки «Расширенное кино» в «Гараже», «Transitland» на Тверском бульваре или «Погружения: В сторону тактильного кинематографа» в фонде «Екатерина». В этот раз зрителя ожидает не менее оригинальная выставка в ММСИ, которая очерчивает грань мокьюментари в документалистике и роль современного искусства в мокьюментари.



На экспозиции представлены работы сербских, американских, словенских, русских, австралийских, немецких, швейцарских видео-художников и режиссеров: Мелица Томич, Валид Раад, Янез Янша, Дмитрий Венков, Дина Караман, Джек и Ли Руби, Харун Фароки, Моника Штудер, Кристоф ван ден Берг и другие.

Работа американских художниц Нонни де Ла Пенья, например, представляет собой, на первый взгляд, компьютерную игру, где используется уникальная документальная хроника, снятая в печально известной тюрьме Гуантанамо. Участник видео-инсталяции на своей шкуре узнает, что такое быть узником американской тюрьмы без каких-либо юридических гарантий и шанса покинуть тюрьму.

Русская художница Дина Караман создает фейковый документальный фильм о ботаническом саду в Ялте со множеством фактов и деталей, высмеивая доверчивость современного зрителя и невозможность соединения с природой героев самого фильма.

Посвятивший пятьдесят лет жизни кинодокументалистике, немецкий режиссер Харун Фарокипредставил на выставке части видео-инсталляции «Серьезные игры», рассматривая в работе, как симуляции, синтетические города и компьютерные игры перерастают для новобранцев американской армии в реальное поле боя, причем сами участники подготовки не всегда видят разницу между реальностью и игрой – вера в фейк становится для солдат залогом выживания.

Посетителей на выставке ждут не только фильмы и видео-работы в жанре мокьюментари, но и арт-объекты, виртуальная реальность, фейки и симуляции, провокации и тактические медиа, например, провокации художников, которые официально переименовывают себя в президентов и начинают жить другой жизнью (фильм «Меня зовут Янез Янша», Янез Янша, Словения, 2012 год).

По словам организаторов выставки, тема форума рассматривается на выставке в трех вариантах: вхождение виртуальной реальности в нашу жизнь, мокьюментарность, как создание иных миров, исчезновение документа и фальсификация документа (самая активистская и тактическая тема в современном искусстве).



«Изначально мы показывали фильмы в кино залах, но последние пять лет организуем показы в границах музея, — рассказывает арт-директор проекта. — Мы балансируем на границе современного искусства и кино и не хотим видеть пустующие залы к концу сеанса, поскольку то, чем мы занимаемся, — это индивидуальный опыт, который не всегда подходит для показа в кинотеатре.

Сегодня есть режиссеры, которые уходят в выставочное пространство, работают с художественными проектами, и видео-художники, вовлеченные в кинопроцесс. Вот почему мы решили, что будем показывать наши фильмы в музее. Это очень модная тенденция в мире, которую мы начали одни из первых и будем продолжать это делать».

«Мы показываем не только видео, и новое кино, но и синтетические города, виртуальную реальность, — всю экранная культура в целом. Это то актуальное пространство нашей действительности, которое даже на старые темы, такие как мокьюментари, помогает взглянуть новым взглядом».

Арт-директор Московского Международного Кинофестиваля Кирилл Разлогов назвал программу «Медиа Форума» одной из самых интересных в рамках всего кинофестиваля:

«Она расширяет границы существования экранного творчества и экранного искусства. Мы в какой-то степени были в этом плане первопроходцами, потому что через шесть лет после нас на кинофестивале в Сент-Луисе в США появилась аналогичная программа, где для этой темы выделено определенное пространство, не такое большое, как у нас, но, тем не менее, секция живет и здравствует. В позапрошлом году директор кинофестиваля в Венеции перевел секцию «Горизонты» в режим видео-арта и различных других «поисковых» вещей. Там успешно участвуют и наши художники.



Так что в этом плане мы обогнали другие фестивали, но очень часто бывало, что мы обгоняли, а потом задерживались, поэтому надо не останавливаться, а продолжать чувствовать, что происходит вокруг. «Медиа Форум» — это живая часть фестиваля, живая часть актуального искусства, которая будет продолжать развиваться, несмотря на то, что окружающая среда делает все, чтобы превратить окружающую действительность в виртуальную, или в своеобразное мокьюментари, поэтому тема выставки знаменательна.

Впервые в истории фестиваля появилась зависть одной секции к другой, кинематографисты, которые занимаются секцией документального кино сказали «мокьюментари – это же наша тема», что показывает, как мы сближаемся в нашей иллюзорной реальности, в этом и есть знамение времени».

Те, кто хочет рискнуть и найти или окончательно стереть границу между кино и современным искусством, могут попробовать сделать это, участвуя в мастер-классах, лекциях, и видео-показах «Медиа Форума» ММКФ. Ну а для самых смелых и открытых новому — выставка «Расширенное кино — 3. Мокьюментари: Реальности недостаточно» на Гоголевском бульваре, 10 открывает свои двери с 24 июня по 26 июля 2013 года.
Медиа Форум, ММКФ, мокьюментари, видеоарт  2 комментария 
Комментарии (2)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...