• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Спин-офф
 



Как показывают кино в Голландии

03.06.2013 10:52 • 9 комментариев

В рамках фестиваля «Другое кино» в Москве голландский режиссер Йос Стеллинг во время специального круглого стола рассказал российским коллегам о современных тенденциях проката авторского кино в Нидерландах и Европе в целом и раскрыл секреты того, как привлечь большую аудиторию в артхаусные кинотеатры.



По словам постановщика, в Голландии объединения кинематографистов делятся на три группы: кинотеатры, дистрибьюторы, продюсеры. Причем, чтобы не создавать монополию, запрещено охватывать в своей деятельности все три направления. В голландском городе Утрехте, где живет Йос Стеллинг, режиссер владеет двумя кинотеатрами и продюсерской компанией, при этом кинотеатры (основной и его небольшой филиал) перестроены из бывших полицейских участков.

«Сегодня нет логически обоснованной необходимости ходить в кино, — говорит режиссер. — Современные технические возможности предоставляют богатые возможности просмотра фильмов дома. Да и выбрать подходящий фильм не так легко. В Голландии в кинотеатрах идет 40 фильмов в день. Однако люди все равно приходят. Почему? Сегодня люди становятся все более индивидуалистичными и одинокими, особенно на Западе, поэтому поход в кино может стать для них хорошим поводом, чтобы познакомиться с другими людьми. Именно поэтому я постарался создать уютную, даже интимную обстановку в своем кинотеатре, поскольку в кино зритель должен чувствовать себя как дома. У нас есть хороший бар, ресторан (который, кстати, приносит половину выручки кинотеатра). Высокое качество еды и показа фильмов также идут на пользу. Фойе залов украшено портретами знаменитых кинематографистов».

Стеллинг рассказал, что в своем кинотеатре постоянно пытается придумывать новые идеи, для того чтобы заинтересовать и объединить любителей кино: «Если у вас есть идея, дайте ей шанс, а если она не сработала, то просто идите дальше». Так, каждый вечер среды проводится показ-сюрприз: за пять евро (половина стоимости обычного билета в голландском кинотеатре) зритель может посмотреть заранее неизвестный фильм, так сказать, получить кота в мешке за свои деньги. Причем такие показы набирают все большую популярность, и если сначала они собирали не более 30 человек, то через полгода фильм-сюрприз собирает уже полный зал.

Также в своем кинотеатре Стеллинг проводит небольшие лекции-пояснения перед показом картины, когда один из добровольцев выходит на сцену и рассказывает о том, что увидит зритель, о режиссере фильма, его предыдущих работах.



Существуют при кинотеатре и курсы по изучению истории кинематографа, на которых двадцать человек собираются каждую неделю и изучают, например, скандинавское кино. Скоро планируется ввести курс истории русского кинематографа. «Я лично считаю такие лекции успешным клубом знакомств. У нас на курсах состоялось три брака, и у одной пары уже родился ребенок. Я думаю, изучение кино само по себе даже не так интересно, как возможность познакомиться. После 25 лет люди уже не ходят на дискотеки, они приходят к нам в клуб и знакомятся. Как видите, создать семейную обстановку у нас получается очень хорошо», — шутит режиссер.

Популярным начинанием кинотеатра в Утрехте также стал своеобразный романтический вечер, когда раз в две недели зрители могут посмотреть классический черно-белый или цветной фильм 1930-х, 1940-х и 1970-х годов и пообедать здесь же, в кинотеатре, после просмотра картины, причем показ фильма и обед включены в цену обычного билета.

Для привлечения зрителя Стеллинг использует и тематические фестивали (например, смотр латиноамериканского кино), Q&A-сессии. Также раз в месяц проводятся лекции типа «Психология в кино», где профессиональный психолог рассказывает об искусстве кино с точки зрения психологических концепций. Проводятся и лекции на тему «Буддизм в кино», показываются запрещенные в некоторых странах фильмы, регулярно проходит фестиваль локального кино «Утрехт об Утрехте», где могут демонстрироваться и примитивные, любительские фильмы жителей города.

Основной аудиторией артхаусного кино в Европе, по словам режиссера, являются люди после 25 лет, причем 60—70 % из них — это женщины, поэтому в кинотеатре Стеллинга не показывают фильмы о насилии или фильмы сексуальной направленности. Нет здесь картин, которыми движет сюжет. «Мы показываем женское кино — не с точки зрения пола, а с точки зрения энергии. Мужская энергия в фильме означает главенство сюжета, женская — ассоциаций, чувств и эмоций».



Главными соперниками детища Стеллинга являются кинотеатры, получающие нешуточную государственную субсидию, которая составляет 400 000 евро. «Хотя мы и не получаем субсидию от государства, у нас больше фильмов, интересных инициатив и начинаний, ведь, когда кинотеатр хочет иметь субсидию, он сражается за субсидию, а когда он хочет иметь зрителя, ему нужно сражаться за зрителя. Однако и у нас есть некоторая поддержка. В Европе существует союз кинотеатров независимых фильмов Europe Cinemas. Если вы показываете более 50 % европейских фильмов, вы можете получить дотации от этой организации. Это делается для того, чтобы поддержать европейское кино и предотвратить захват рынка американцами. Мы получаем от этой организации 15 000 евро, и эти деньги, конечно, очень нам помогают».

Приведем некоторые дополнительные цифры для лучшего понимания масштабов, так сказать. В голландском Утрехте на 350 тысяч жителей существует 20 кинотеатров. В основном кинотеатре Стеллинга (подчеркнем, кинотеатре независимого авторского кино) есть четыре экрана, в филиале — два экрана. В год их посещает 200—230 тысяч человек.

Стеллинг настаивает на том, что для успешного функционирования артхаусного кинотеатра необходимо иметь четыре небольших зала, где шли бы разные фильмы. Причем важно, чтобы это были небольшие и уютные залы, ведь показы IMAX, например, по мнению режиссера, просто убивают подобные картины. В кинотеатре Стеллинга демонстрируется 16 фильмов в неделю, поэтому зритель, придя в кино, может выбрать понравившийся фильм прямо на месте. Причем режиссер принципиально избегает показа коммерческого кино, поскольку аудитории артхаусного и коммерческого кино совершенно разные, очень важно привлечь и не отпускать именно свою публику.

Однако Стеллинг не пренебрегает фильмами так называемого арт-мейнстрима. К примеру, «Артист» пользовался необычайной популярностью в прошлом году, а совсем недавно на экраны вышел фильм «Великий Гэтсби», причем в 3D.
классик, фестивальное кино, индустрия, прокат  9 комментариев 
Комментарии (9)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...