Спин-офф
 



добавить в:
«Киногид извращенца» — идеология Славоя Жижека

12.05.2013 09:48 • 26 комментариев

«Киногид извращенца. Идеология» — это второй фильм режиссера Софи Файнс, главным героем, автором и идейным вдохновителем которого является философ югославского происхождения Славой Жижек.



Жижека ругают, называют топ-моделью от философии, популяризатором и упрощенцем, однако его мысли чрезвычайно популярны в России, а посмотреть новую серию «Киногида», показанную недавно в информационном агентстве «РИА Новости» в Москве собрался целый зал.

По своей структуре вторая часть документального фильма не слишком отличается от первой, снятой в 2006 году: в течение двух часов Жижек на примере художественных фильмов различных стран и времен, а также недавних трагических событий в мире — таких как дело Брейвика, протесты национальных меньшинств в Великобритании, террористические акты, — говорит о том, какое понимание мира навязывает человеку современная культура и политика. Жижек много рассуждает об идеологии во всех ее возможных вариациях, очень своеобразно комментируя некоторые фильмы — так любовь между Розой и Джеком в фильме «Титаник» есть лишь эксплуатация развращенными высшими классами низших, высасывание соков из бедных людей.



Покачиваясь на лодке посреди океана рядом с бедняжкой Роуз или лежа где-нибудь на походной койке в военной форме и зеленых носках, Жижек проповедует свои теории: «Наслаждение сегодня стало обязанностью. Люди испытывают муки совести не потому, что они наслаждаются, а потому что наслаждаются мало. У нас есть постоянное неискоренимое желание желать, на котором и основано сегодняшнее общество потребления, только меланхолики отличаются отсутствием желаний. Однако необходимо помнить, что человек не только продукт внешних обстоятельств, очень важно и то, как мы субъективизируем, осмысливаем, происходящее с нами».

«Чужие среди нас», «Звуки музыки», «Гразные танцы», «Заводной апельсин», «Вестсайдская история», «Таксист», «Искатели», «Челюсти», «Триумф воли», «Вечный жид», «Кабаре», «Я — легенда», «Титаник», «Падение Берлина», «Цельнометаллическая оболочка», «Военно-полевой госпиталь», «Если...», «Темный рыцарь», «Любовные похождения блондинки», «Короткая встреча», «Бал пожарных», «Бразилия», «Вторые», «Забрински поинт» — вот лишь неполный список фильмов, фрагменты которых подвергаются едкому интеллектуальному анализу Славоя Жижека, основанному на взрывной смеси психоанализа и марксистской философии.

Анализирует Жижек и знакомые всем элементы массовой культуры: бедняга Жижек, рискуя жизнью, на глазах у изумленной публики ест киндер-сюрприз, запивая его кока-колой или кофе из Starbucks. «Раньше мы винили себя за то, что потребляем много, в то время, как люди в Африке голодают. Сегодня производители Starbucks спасают нас от этой проблемы. Они говорят: «Да, наш кофе дороже, но при этом мы помогаем детям в Африке, предотвращаем дальнейшее опустынивание Сахары, вносим свой вклад в производство экологически чистого кофе, и так далее, и так далее. Иными словами, нас просто заставляют потреблять все больше, не испытывая за это мук совести, ведь наши деньги идут на благие цели».

И первый и второй «Киногид» — это такие индивидуальные лекции Жижека, в которых лектор вещает не с кафедры, а со съемочной площадки того или иного фильма, вписывая себя в реальность обсуждаемой картины. Говоря о философском восприятии жизни в мире массового сознания, Жижек использует одно из наиболее массовых видов искусства — кино.



Во время обсуждения фильма после показа в РИА искусствовед Иосиф Бакштейн назвал Жижека «умелым пропагандистом и идеологом, ругающим чужую идеологию». Вообще, российские философы и культурологи, собравшиеся поговорить о Жижеке после показа, хоть и признавали его классическим философом, которому принадлежит несколько серьезных, сложных для понимания книг, все же осуждали его за заигрывание с публикой и дурной английский. «Жижек притягивает и отталкивает, образован и в то же время противоречит себе».

Философ Валерий Подорога охарактеризовал Жижека как «левого марксиста», который занимается не философией, а пропагандой марксистских идей, ведь «всякая репрезентация мира идеологична, и каждая идеология может быть использована в корыстных целях».

Возникла дискуссия и по поводу правильного перевода названия фильма на русский язык, ведь слово pervert, переведенное на русский как извращенец, является также и термином, используемым в психоанализе Фрейда. В частности, Фрейд характеризует ребенка как «полиморфного перверта». «А это и есть Жижек, ребенок, который в своем фильме играет в философию», — говорит философ Вадим Руднев.

Однако сам Славой Жижек в своем видео-интервью поясняет, кто является «извращенцем» на самом деле. По мнению философа, все кинематографическое пространство Голливуда — это и есть извращенец, поскольку именно Голливуд диктует человеку, чего желать и как.



Как философ, Жижек является учеником одного из самых ярких представителей французского психоанализа, философа Жака Лакана, популяризация его идей и происходит в фильме. Вадим Руднев отнес «Киногид» к особому жанру «параллельного кино» — кино, не относящееся ни к художественному, ни к документальному, и в то же время, сочетающее в себе оба этих направления, — своеобразное философское кино постмодернизма.

По словам киноведа Кирилла Разлогова, «Киногид извращенца. Идеология» — это кино о кино. «Обилие кино-цитат в фильме служит пособием по пониманию языка кино. Этот фильм в той же степени о кино, как о философии и психоанализе, хотя первую картину Славоя Жижека я считаю более удачной. Здесь мы воспринимаем цитаты философов и философские концепции через погружение в мир кинематографа».

Напоследок посмотрим еще раз русский трейлер фильма, впервые показанный на КиноПоиске 5 апреля.

философия, кинообразование, кино о кино  26 комментариев 
Комментарии (26)

Новый комментарий...

  • ds24859 12 мая 2013, 18:36 пожаловаться

    #

    согласен в чем-то с ним
    в каждом фильме в своей мере есть то, что либо развращает, либо хула какая-нибудь
    мое мнение

    ответить

  • ds24859 12 мая 2013, 18:37 пожаловаться

    #

    может не в каждом, но в большинстве точно

    ответить

  • 2

    Dominic Cobb 12 мая 2013, 19:11 пожаловаться

    #

    а не тот ли это человек, который сравнил Темного рыцаря в Готэме с американцами в Ираке?

    ответить

  • 6

    felya 12 мая 2013, 19:59 пожаловаться

    #

    Я думаю он лишь объясняет фильмами свои извращенные мысли, где-то может и совпадет. Посмотрю первый фильм, для интереса, ну и чтобы увидеть что это на самом деле. Но лучше все-таки посмотреть тот же Титаник с комментариями Режиссера (И сценариста) Джеймса Кэмерона, он то знает что значит написанная им любовь Роуз и Джека. Как и прочие фильмы, на многие можно найти дорожку с комментариями.

    ответить

  • kukuha 13 мая 2013, 13:20 пожаловаться

    #

    То, что думает режиссер — это лишь то, что думает режиссер.
    Славой же пытается проанализировать популярные и широко известные фильмы при помощи психоанализа Лакана, Юнга, Фрейда, социологии и идеологии. Его не волнует, что там думал режиссер, когда ваял свои произведения.
    Он всегда находит у произведений второе дно!

    ответить

  • 3

    felya 13 мая 2013, 16:32 пожаловаться

    #

    Славой и есть дно.. =)

    ответить

  • kukuha 13 мая 2013, 17:08 пожаловаться

    #

    Это была негативная коннотация, я что-то не поняла :)
    Славой-прошаренный мужик, один из миллионов ученых-гуманитариев, которому удается зарабатывать огромные деньги на своих знаниях.
    Мало, кто этим может похвастаться)

    ответить

  • 3

    felya 14 мая 2013, 00:16 пожаловаться

    #

    Многим мошенникам удается зарабатывать деньги на своих знаниях =) Лично я не услышал практически ничего разумного в его словах, были мысли хорошие но очень мало, и всюду примешаны отсылки на фрейда и пр.. Можно сказать глупость с умным видом, и может быть на кого-то и подействует. Вот с тех на кого подействовало можно и нажиться.

    ответить

  • kukuha 14 мая 2013, 00:43 пожаловаться

    #

    Не знаю, я в психоанализе больше предпочитаю Фромма)
    Но на тему кино Славой пишет лучше всего, интересно прочитать-послушать, даже если вы и не в теме!

    ответить

  • 1

    felya 14 мая 2013, 00:48 пожаловаться

    #

    Посоветуете что-нибудь интересное ?) я про Фромма.

    ответить

  • kukuha 14 мая 2013, 00:55 пожаловаться

    #

    Я бы все посоветовала) Но это не супернавороченный крутой психоаналитик, если что.
    Брутальные студенты молятся на совершенно других ученных.
    Но если же Вы все таки хотите что-то из Фромма, то советую «Искусство любить»(это не наглядное пособие типа Камасутры, если что), ну и классическое «Бегство от свободы» и «Адольф Гитлер, клинический случай некрофилии».
    О кино Фромм не писал, насколько я помню)
    Фромм пишет доступным легким языком, критикует Фрейда за его теорию сексуальности)

    ответить

  • 1

    felya 14 мая 2013, 01:06 пожаловаться

    #

    Спасибо) Мне кажется Фрейд просто извращенец с хорошим образованием :)

    ответить

  • kukuha 14 мая 2013, 01:11 пожаловаться

    #

    Не за что… Вообще-то странно на «кинопоиске» советовать литературу по психоанализу.
    Я разделяю его теоретическую часть, посвященную сексуальным перверсиям. Но вот «эдипов комплекс», изучение поведения племен по Вундту… Слишком он там все упростил.
    Ну ещё либидо и сублимация — так и быть поверю ему в этом на слово)

    ответить

  • 3

    ruslan_alterego 12 мая 2013, 22:20 пожаловаться

    #

    на фильм «вторые» ссылка не та. Надо бы эту http://www.kinopoisk.ru/film/8352/

    ответить

 
Добавить комментарий...