Спин-офф
 



Представь, и ты услышишь

17.04.2013 04:25 • 1 комментарий

«Представь и ты услышишь» — эта фраза героя фильма «Только представь» может по праву стать лейтмотивом всего произведения. Польский режиссер и сценарист Анджей Якимовский в своей наполненной философскими пластами картине поднимает важнейшие вопросы восприятия мира и любви к жизни, борьбы со своими физическими и внутренними недостатками, желанием и невозможностью быть «как все», сложностью веры в себя и правом на свой собственный путь.

Место действия – частная клиника для слепых, находящаяся в старинном монастыре столицы Португалии, Лиссабоне, главный герой – появляющийся из ниоткуда англичанин Ян (Эдвард Хогг), педагог, который обучает слепых детей воспринимать реальность, ориентируясь на звуки, «прислушиваясь» к жизни и тем самым лучше понимая ее, конфликт – в стремлении героя отстоять свое право воспринимать жизнь так, как он считает нужным.




Будучи слепым, Ян использует метод «эхолокации» — ориентации в пространстве с помощью эхо, которое помогает с точностью определить месторасположение препятствий на пути слепого человека. Ян – философ по натуре, обладающий своим собственным «видением» мира, которое он и хочет привить своим ученикам. Не используя трость для передвижения по улице, герой ориентируется исключительно на окружающие его звуки, хотя шрамы на его лице свидетельствуют о том, что метод этот эффективен далеко не во всех случаях.

Отношения с замкнутой пациенткой клиники Евой (Александра Мария Лара), заинтересовавшейся методикой Яна, помогают раскрыть тот необычный мир, основанный на воображении, звуках, внимании, любви к окружающему миру, который сформировался в голове Яна. Мир с Яном для Евы полон красоты и свободы, мир без него – хаос, в котором невозможно разобраться и все превращается в обман.



Отношение героев к жизни, их внимательные и чуткие, в силу физического дефекта, попытки понять, что происходит вокруг них могут стать хорошим уроком для зрячих людей. They look, but they don’t see («Они смотрят, но не видят»), — говорит Ян Еве, когда та расспрашивает обычных людей о большом корабле, который, как ей кажется, причалил к берегам Лиссабона. Зрячие люди, годами просиживающие за столиком кафе, знают о том, что происходят вокруг них меньше, чем слепые. Они не интересуются жизнью, не поднимают головы, чтобы оглянуться и узнать, что происходит вокруг, они страдают внутренней слепотой – духовным недугом, который сложно излечить.

Стремятся к излечению или хотя бы к лучшему восприятию действительности и слепые дети, с которыми работает Ян. По звукам и запахам они пытаются различить простые бытовые ситуации, происходящие в стенах монастыря, где находится клиника, такие, например, как кормление кошки или развешивание белья после стирки. Не без труда учатся дети и таким простейшим вещам, как налить воду в стакан и не разбрызгать или не перелить содержимое графина. Режиссер погружает зрителя в другую галактику – галактику слепых, где привычные вещи даются с таким трудом, который сложно представить зрячему человеку.



В качестве учеников Яна в фильме снялись не актеры, а реальные слабовидящие и слепые дети, в то время, как сам фильм открывается специальным посвящением Бену Андервуду. Это посвящение заключает в себе один из шифров, который ведет к лучшему пониманию фильма.

Бен Андервуд – американский мальчик, который лишился глаз из-за рака сетчатки в возрасте трех лет, в пять лет мальчик открыл для себя метод эхолокации, который в фильме «Только представь!» применяет Ян. Щелкая языком и слыша эхо, которое возвращалось к нему в пространстве, Андервуд мог спокойно бегать, играть в баскетбол, заниматься сноубордом, кататься на велосипеде и вести чрезвычайно активный образ жизни. Мальчик был признан одним из самых ярких примеров профессионального использования эхолокации человеком. Мальчик умер в 2009 году в возрасте 16 лет от рака.

Известно, что Анджей Якимовский лично встречался с Андервудом и был вдохновлен его примером.

Кто знает, может быть, именно Бен Андервуд стал прототипом главного героя фильма, методику которого не признает ни руководство лиссабонской клиники, ни сами ученики. Ян остается одиноким философом без последователей, но яркость и красота показанной им жизни неизменно оставляет неизгладимый след на всех, с кем ему приходится встречаться.

Лиссабон – еще один удивительный герой фильма. Залитые солнцем пейзажи, смешение европейского и восточного стиля в архитектуре, узкие, покрытые старинной брусчаткой улицы, знаменитые лиссабонские желтые трамваи, море, — звуки города, атмосфера города, душа города – все это составляет особый шарм фильма, ведь именно к красоте и гармонии Лиссабона так стремятся приблизиться герои картины.
эхолокация  1 комментарий 
Комментарии (1)

Новый комментарий...

  • 2

    audiovideofil 17 апреля 2013, 22:23 пожаловаться Представь, и ты услышишь

    #

    Никто не представил, никто не услышал…

    Щелкая языком и слыша эхо, которое возвращалось к нему в пространстве, Андервуд мог спокойно бегать, играть в баскетбол, заниматься сноубордом, кататься на велосипеде и вести чрезвычайно активный образ жизни.

    С позволения автора дополню оффтопом в тему:
    «Разработчик и популяризатор человеческой эхолокации (human echolocation) — Дэниел Киш (Daniel Kish). Он — слепой, и сам ориентируется в мире подобно Бену, то есть с помощью щёлкания языком. Киш — дипломированный специалист, преподаватель, его уроками пользуются тысячи слепых по всему миру.
    Он разработал свою методику в районе 1996-1997 годов. Бен научился бы «слышать» мир и без помощи Киша — с его-то способностями, но именно Дэниэл стал направляющей линией для слепого мальчика. Киш всегда утверждал, что Бен — самый способный из его учеников.
    Есть ещё несколько известных «человеческих сонаров», способных свободно передвигаться, пользуясь отражениями эха. Помимо Бена и самого Дэниэла Киша, это ученики Киша — слепорождённый англичанин Лукас Мюррей, бельгиец Том де Витте, окончательно ослепший в тридцатилетнем возрасте (2009 год), а также доктор Лоуренс Скэдден, один из участников экспериментов по человеческой эхолокации.
    Задолго до Киша жил человек-локатор по имени Джеймс Холман. В начале XIX века он объехал полмира, будучи частично слепым».

    © источник

    Автору спасибо за заметку!

    ответить

 
Добавить комментарий...