Спин-офф
 



Как вливалась жизнь в «Самый пьяный округ в мире»

18.12.2012 14:26 • 7 комментариев

В российском прокате вовсю идет гангстерская сага «Самый пьяный округ в мире» Джона Хиллкоута — бескомпромиссная и увлекательная история реально существовавшей семейной банды бутлегеров, успешно занимавшейся нелегальным бизнесом, но в итоге столкнувшейся с продажными копами, решившими заполучить долю в выгодном деле. Вспомним же, как создавалась картина, считающаяся одной из самых примечательных новинок сезона.



Своему появлению лента «Самый пьяный округ в мире» обязана писателю Мэтту Бондуранту. Матерый филолог, ныне преподающий в Далласком университете, выходец с юга Бондурант имеет довольно пестрое генеалогическое древо, куда входят фермеры и, как теперь известно широкой аудитории, бутлегеры. Его первый роман «Третья передача» (The Third Translation) был опубликован в 2005 году, второй же новеллой стала натуралистичная полудокументальная книга «Самый мокрый округ в мире» (The Wettest County in the World), в котором Мэтт обратился к истории собственной семьи, во времена Великой депрессии успешной занимавшейся варкой виски и позднее переправлявшей алкоголь в близлежащий крупный город — Чикаго.

Отлично знающий американскую литературу, Бондурант пытался сделать книгу в духе Кормака МакКарти, в основном вдохновляясь его знаковым романом «Кровавый меридиан». Вдобавок хроникальные пассажи книги писатель разбавил присутствием нестандартного героя — писателя Шервуда Андерсона, жившего в то время и, по замыслу автора, будто бы заинтересовавшегося историей шайки Бондурант. После выхода книги права на нее купили продюсеры из компании Red Wagon Дуглас Уик и Люси Фишер. Они связались с режиссером Джоном Хиллкоутом, автором «Предложения» и «Дороги» — лент с обволакивающей атмосферой и графичным насилием. В похожем духе продюсеры намеревались снять адаптацию книги Бондуранта. Кроме того, Хиллкоут является большим поклонником жанрового кино и давно хотел попробовать себя в бандитском сюжете. Таким образом интерес к сотрудничеству был обоюдным. Кандидатура режиссера понравилась и самому Бондуранту. Вдобавок в тот момент в американский ограниченный прокат вышла снятая Хиллкоутом экранизация романа Кормака МакКарти «Дорога» (коего Мэтт большой поклонник), произведшая на автора «Самого пьяного округа» самое благоприятное впечатление. Впрочем, в еще большее волнение его привело имя еще одного создателя будущей экранизации.



Еще с 1980-х Хиллкоут дружит вместе с австралийским музыкантом Ником Кейвом, который играл в дебютном проекте режиссера «Призраки гражданской смерти». Спустя годы Кейв написал сценарий для картины «Предложение», позднее ставший второй картиной его младшего друга. За текстом для фильма «Самый пьяный округ в мире» Хиллкоут в этот раз снова обратился к Кейву. Для последнего, помимо музицирования еще и успешно занимающегося литературой, сценарное ремесло служит творческой отдушиной. По словам Кейва, при погружении в процесс он настолько увлекается текстом, что работа приносит ему удовольствие: «Я потратил восемь месяцев на последний альбом, это чертовски долго для меня. Со сценариями все иначе. Ты пишешь сцену, сразу видно — работает она или нет. Результат немедленный. Я действительно могу выдать материал быстро и не чувствую с ним никаких затруднений. Говоря по правде, это огромное облегчение после труда с сочинением песен. Временами такое чувство, что именно сценарии и есть мое предназначение на Земле. Сценарное ремесло относительно легкое для меня и по-настоящему увлекательное занятие. Создание „Предложения“ было, возможно, самым забавным мероприятием, которое у меня когда-либо было связано с писательством, потому что я вообще ничего не знал об этом. Не знал, что можно, а чего нельзя в фильме. Чувствовал себя ребенком с коробкой мелков: „О, а пусть произойдет это!“. В случае с „Предложением“ нам много чего сошло с рук, но, к сожалению, мне кажется, что чем больше узнаешь о технике сценарного искусства, тем менее привлекательным становится сам процесс».



Обоих друзей привлекла в проекте и тема американского Юга: «Я знаю Ника еще со времен тинейджерства. С того времени, как Ник был ребенком, когда у него выдавалось свободное время, он тратил его на просмотр фильмов. Когда у меня выдавалось свободное время, я тратил его на прослушивание музыки. Нас вдохновлял один и тот же материал. Я вырос в Америке и привез оттуда много музыки, от фолка до блюза и кантри, ее влияние на Ника было огромным. Особенно на него повлиял Юг и то, что с ним связано, например, такие писатели, как Флэннери О’Коннер и Фолкнер. Подобные вещи вдохновляли нас долгое время. Мы хорошие друзья, мы выросли вместе. Жизнь сближает вас с такими людьми, и когда возникает творческая искра — то вы пускаете ее в дело», — рассказал Хиллкоут в интервью.

Оператором картины стал француз Бенуа Дельхомм, работавший с Хиллкоутом над «Предложением». Для «Самого пьяного округа» они впервые попробовали работать с цифровой камерой Arri Alexa, дающей мягкую цветовую палитру и в то же время позволяющей сократить расходы.



Первым актером, присоединившимся к картине, стал сыгравший самого младшего Бондуранта Шайа ЛаБаф, которому Джон описал будущий фильм как лесную версию «Славных парней». Звезде «Трансформеров» приглянулись возможность поработать с Хиллкоутом и удачный шанс расширить актерский диапазон: «В других фильмах с моим участием было на что посмотреть, чтобы отвлечь ваше внимание от самой игры. Здесь же не было никакой возможности избежать этого. Я был очень озабочен моими актерскими навыками и тем, как я смогу справиться с задачей, но режиссер Джон Хиллкоут — самый этичный, чуткий, эмоциональный и чувствительный человек, которого я когда-либо встречал во главе фильма. Он позволил мне раскрыться, потому что я чувствовал себя комфортно с ним», — рассказывает ЛаБаф в интервью журналу Elle о роли, обозначившей новый этап его актерской карьеры, который уже привел его на съемки новой картины Ларса фон Триера «Нимфоманка». — «Если вы спросите 18-летнего, что он хотел бы сделать в своей жизни, и предложите съемки в „Трансформерах“ или у Ларса фон Триера, он, возможно, выберет „Трансформеров“. Если же вы спросите 26-летнего, что тот хочет сделать, то он наверняка выберет фон Триера. Так что мое эмоциональное развитие меняется вместе со мной».



ЛаБаф не откололся от проекта, даже когда проблемы с финансированием поставили под угрозу дальнейшее развитие ленты. Благодаря временному торможению процесса к картине присоединились на тот момент не столь известные, но уже быстро набиравшие популярность Том Харди (его в фильм зазвал ЛаБаф, впечатленный игрой британца в картине «Бронсон», Харди достался образ самого старшего представителя семьи Бондурантов — Форреста) и Джессика Честейн. Уже незадолго до начала съемок, запланированных на конец февраля, в актерский состав влились Гари Олдман, Гай Пирс и звезда «Алисы в стране чудес» Мия Васиковска. Изначально герой Пирса должен был быть более близок к первоисточнику — его планировали сделать просто неприятным городским полицейским. Но актер сам предложил разнообразить персонажа, превратив в его немного демонизированного специального агента с выбритыми бровями, страшно тщеславного, щепетильного и жестокого.

Гари Олдман получил роль влиятельного гангстера Флойда Бэннера. Экранного времени у него не так уж много, однако первое появление с томми-ганом в руках дает понять зрителю, что перед ним крупный авторитет, от которого позднее исходит опасность даже во время переговоров за письменным столом. Хиллкоуту как раз нужен был актер, способный передать одновременно обаяние и скрытую угрозу. Участие ветерана в проекте заняло всего три дня, кстати, это уже не первая совместная работа Олдмана с Томом Харди: «В первый раз с Гари Олдманом я работал на „Шпион, выйди вон!“, просто наблюдал за ним, у нас была пересъемка, потому что в одной сцене, когда я говорил, у меня отклеилась борода. Так что мы вернулись и пересняли всю нашу совместную сцену. Я провел весь этот свой опыт с Гари просто смотря на него и не отвечая на реплики, потому что думал, что он натуральный бог, понимаете? Во второй раз, в „Возрождении легенды“, я играл Бэйна, как бы сам был богом, так что тут я типа игнорировал Гари, даже немножко побил, все такое (смеется). Но Гари Олдман — один из моих кумиров».



Налоговые послабления и аутентичные пейзажи привели кинематографистов в округ Ковета, штат Джорджия. В его окрестностях, а также в предместьях Атланты за 43 дня были сняты натурные сцены. Незадолго до съемок кастинговое агентство New Life Casting искало среди местных жителей актеров массовки, чтобы они могли воплотить персонажей времен Великой депрессии. Фактически съемки «Самого пьяного округа в мире» стали стартом кампании по привлечению в регион и других крупных кинематографистов, которых могут заинтересовать налоговые льготы, довольно сильно влияющие на размер бюджета. Тем самым власти пробуют благотворно влиять на престиж региона и создают дополнительные (пусть и кратковременные) рабочие места.

В съемках часто использовались реальные здания. Экономическая рецессия эпохи так сильно ударила по штату Джорджия, что многие дома сохранились с тех времен в том же состоянии, в каком и были оставлены своими хозяевами. Вдобавок съемочная группа обыгрывала и местные достопримечательности, например, самый длинный крытый мост в округе — Ред Оук Крик. Возведением декораций руководил художник-постановщик Крис Кеннеди. Он же спроектировал бензоколонку Бондурантов, фактически являющуюся для них домом и местом действия важных эпизодов. Декорация была построена из натуральной древесины.



Основным источником влияния для кинематографистов (как Хиллкоута, так и Кеннеди) стала фотография, в особенности альбом снимков из собрания библиотеки американского конгресса «Путь к славе: Америка в цвете» (Bound for Glory: America in Color), а также работы классика американской фотографии Уильяма Эглстона. Особенно тщательно Хиллкоут следил и за колористикой: цвет должен был быть обязательно приглушенным, чтобы ближе соответствовать тому времени, когда происходит действие ленты. Единственным ярким «пятном» в «Округе» стала героиня рыжеволосой Джессики Честейн, меняющая цветные платья, как и в случае остальной одежды, созданные дизайнером Марго Уилсон. Цвета и являются различающим фактором для героев. На деревенских жителях Бондурантах одежда «земляных» цветов (коричневая, зеленая), а на злодейском городском агенте Рэнксе надеты черные пижонские костюмы и перчатки. Возрастающая уверенность героя Шайи ЛаБафа тоже подчеркивается новым костюмом, а также желтым платьем, которое он дарит своей девушке (ее играет Миа Васиковска) — дочке местного священника.



Премьера готовой картины состоялась весной 2012 года в рамках Каннского фестиваля — самое крупное на данный момент фестивальное достижение Хиллкоута, до того удостаивавшегося лишь утешительных призов Венецианского смотра. Осенью лента стартовала в американских кинотеатрах, и зимой вторую неделю идет в российских залах — прорыв для австралийского режиссера, которому привычнее ограниченный сектор проката. Хоть и реакция критиков на картину оказалась далеко не идеальной, но репутация будущей культовой классики, которая грозит, кажется, любой картине Джона Хиллкоута, может достаться и «Самому пьяному округу в мире», а просмотр подобного кино на большом экране в дальнейшем обычно дорожат.
  7 комментариев 
Комментарии (7)

Новый комментарий...

  • 2

    another_irene 18 декабря 2012, 18:59 пожаловаться

    #

    репутация будущей культовой классики… может достаться и «Самому пьяному округу в мире»
    Вот как раз это мне кажется наименее вероятным. Фильм неплох, но он совсем не из той категории фильмов, которые хочется пересматривать, выискивая в них что-то еще, что не заметил при первом просмотре. Простоват, все же.

    ответить

  • 2

    audiovideofil 18 декабря 2012, 19:15 пожаловаться Третья фотография

    #

    Тут дырки получше будут.

    ответить

  • 2

    Maverno 18 декабря 2012, 19:17 пожаловаться

    #

    Хороший фильм, но ожидал большего. Олдмана мало

    ответить

  • Лемберг 18 декабря 2012, 20:33 пожаловаться

    #

    О фильме слышал уже давно. Жду его очень долго, в кинотеатр пойду сто %!

    ответить

  • Харди и Пирс, саундтрек и атмосфера делают этот фильм истинной годнотой. Но чего-то не хватило.

    ответить

  • 2

    iskatel_ 19 декабря 2012, 00:23 пожаловаться

    #

    Фильм достоин самых высоких оценок, особенно это касается визуальной составляющей картины. Со сценарием все не так гладко, но недостатки, видимо, нужно искать главным бразом в литературном первоисточнике. Хиллкоут же, повторюсь, справился с поставленной перед ним задачей на ура.

    Сценарий. Действию не хватило динамизма и некой усложненности сюжетной линии. Впрочем, тому же Предложение можно было предъявить аналогичные претензии. Не впечатлили также некоторые условности в поведении некоторых персонажей.

    Герои. Не понравилась «неубиваемость» героя Харди, великолепно, к слову, сыгранного: эта черта поставила под сомнение весь вроде бы призванный быть возведенным в абсолют реализм показанного.

    ответить

  • 4

    dobrynya nikitcich 19 декабря 2012, 08:33 пожаловаться

    #

    Фанатская статья, «будущая классика»? «Увлекательная история»? Да ладно вам.

    ответить

 
Добавить комментарий...