• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Спин-офф
 



Молодое французское кино: Chercher l’amour!

28.09.2012 10:50 • 1 комментарий

На прошлой неделе в Москве прошел ежегодный фестиваль «Рандеву с молодым французским кино». Свои дебютные фильмы представили четыре режиссера — Матье Деми, Жюльен Донада, Гийом Брак и Катя Левкович. КиноПоиск пообщался с каждым из них и выяснил, каково это — быть начинающим кинематографистом во Франции.

Несмотря на то, что фестиваль называется «Рандеву с молодым французским кино», считать молодыми режиссеров, которые приезжали в Москву, можно с большой натяжкой. Имеется в виду не фактический возраст, а профессиональный. На фестиваль кинематографисты привезли свои первые полнометражные работы, которые получили высокую оценку зрителей — как на их родине, так и за рубежом. Очень колоритные, ироничные, искренние и немного грустные, эти ленты объединены темой поиска себя и своей половины. А все режиссеры — желанием продолжать добрые традиции национального кинематографа.



Первым на фестиваль прибыл Матье Деми, сын классиков «новой волны» Жака Деми и Аньес Варда. Происхождение обязывает — с раннего детства он снимался в кино, в первую очередь в фильмах своей матери. В 2000 году он подался в режиссуру, выпустив несколько успешных короткометражек. В Москву Деми-младший приехал со своим полнометражным дебютом — роуд-муви «Американо», где он сам исполнил главную мужскую роль, а на женские умудрился заполучить целую плеяду звезд с мировым именем: Сальму Хайек, Джеральдину Чаплин, Кьяру Мастроянни.

«Моя фамилия в чем-то мне помогает, а в чем то, наоборот, мешает. Конечно, я бы мог взять псевдоним, но мои фильмы — как короткометражные, так и полнометражный — это не коммерческое кино, а авторское. Темы, которые меня интересуют, напрямую связаны с тем, кто я, откуда я. Здесь нечего скрывать. Я не ставлю себе цель производить революцию в кинематографе или снимать что-то неординарное. Я хочу делать кино с акцентом на личность человека, рассказывая, в том числе, о себе», — говорит Матье Деми.



Если твои родители — легендарные кинематографисты, казалось бы, открыть определенные двери не составляет особого труда. Но даже в такой ситуации снять первый фильм не так-то просто. В 1999 году Деми организовал свою кинокомпанию Les Films de l’Autre, чтобы иметь возможность продюсировать собственные короткометражки.

«Когда я начал режиссерскую карьеру, у меня никак не получалось найти продюсера под мои проекты. И я подумал: почему бы мне самому не стать продюсером? Возможно, именно поэтому мой первый полнометражный фильм „Американо“ получился таким личным. В нем много довольно интимных вещей — например, кадры семейной фотохроники, снятые моей матерью», — признается Деми.

В гораздо более комфортных условиях работал над своим первым фильмом режиссер Жюльен Донада. Романтический триллер «Красивый берег», действие которого разворачивается на юге Франции, частично профинансировал регион, а львиную долю бюджета фильм получил благодаря государственной программе поддержки национального кино.



«Во Франции гораздо проще снять фильм, чем во многих других странах. У нас есть замечательная система господдержки французского кинематографа. На каждый билет, проданный в кинотеатрах, устанавливается специальный налог, который потом поступает в CNC (Национальный центр кинематографии — прим. КиноПоиска). Из этих отчислений распределяются деньги на поддержку молодых кинематографистов и производство французских фильмов. Учитывая то, что 60% фильмов, которые идут в кинотеатрах, — американские, у нас иногда говорят, что Голливуд финансирует французское кино», — рассказывает режиссер.

Однако какими бы тепличными ни были условия для начинающих кинематографистов, никто еще не отменял такие вечные проблемы, как творческий поиск, семейные обстоятельства и личные сложности. И если поиск средств для финансирования первого полнометражного фильма у Жюльена Донада занял около года, на сам фильм — от написания синопсиса до завершения монтажа — ушло целых 9 лет.



«Надеюсь, что со вторым фильмом все получится быстрее», — шутит Донада. «Но, знаете, второй фильм снять гораздо сложнее, чем первый. Если первый фильм получился успешным, зрители ждут чего-то подобного от второго. Можно загнать себя в ловушку, стремясь соответствовать этим ожиданиям. Сейчас я пишу сценарий довольно философской картины. Речь в нем идет о человеке, который теряет все, а потом неожиданно все приобретает. Мне хочется ответить на вопрос, наступит ли человек на те же грабли, если, однажды совершив серьезную ошибку, он получает шанс начать все сначала, а затем вновь оказывается в аналогичной ситуации».

Настоящим открытием фестиваля стали две ленты Гийома Брака — короткометражка «Ищите парня» и фильм, снятый в среднем метре, — «Мир без женщин». Обе картины — одновременно драма и комедия, в центре которых — отчаянный поиск своей второй половины, сдобренный чисто французским юмором. Кажется, именно таких фильмов, типично французских, — добрых, романтичных, веселых и очень искренних, ждут зрители, когда приходят на подобные фестивали. Но в данном случае естественность происходящего на экране объяснялась не только талантом режиссера, а в том числе тем, что он был весьма ограничен в средствах. Бюджет первого фильма составил 25 000 евро, второго — 75 000 евро, в лентах снялись всего несколько профессиональных актеров, а сами съемки происходили в основном в открытых публичных местах.



«Несмотря на то, что во Франции снять первый фильм во многом проще, чем в других странах, новичком быть сложно везде», — говорит Гийом Брак. «Я долго искал себя, свой стиль и, наверное, у меня ничего бы не получилось, если бы не поддержка людей, которые поверили в меня. Сейчас я работаю над полнометражной лентой, и это у меня получается уже гораздо лучше. Да и отношение ко мне уже другое. Вообще это здорово — считаться „молодым кинематографистом“. Мне кажется, что за последние 3 года во Франции появилось много хороших режиссеров: в них много энергии, они снимают фильмы на актуальные темы».

Катя Левкович, единственна женщина на этом «Рандеву», привезла комедию «Почему ты плачешь?». Катя — далеко не новичок в кино, а довольно известная актриса. На ее счету такие картины, как «Любовь в воздухе» Реми Безансона, «Как жениться и остаться холостым» Эрика Лартиго, «Я объявляю войну» Валери Донзелли и многие другие. Но какая актриса не мечтает хоть раз оказаться по другую сторону камеры?



«Все началось с короткометражки, которую я делала для Canal+, и мне это понравилось. Это был очень интересный опыт, совсем другая энергетика. Тогда я решила попробовать еще», — рассказывает Катя Левкович. «Я поняла, что когда ты принимаешься за фильм, ты словно вступаешь в войну. Нужно биться за свой проект, постоянно преодолевать себя, верить в то, что ты делаешь. Франция дает отличный шанс новичкам попробовать себя в кино. Не все идут дальше, но возможность снять первый фильм получают многие».

«Почему ты плачешь?» вошел в программу «Недели критики» Каннского кинофестиваля, а также в программы международных кинофестивалей в Гетеборге, Сан-Паулу и Монреале. Зрители приняли на «ура» фильм с остроумным сюжетом, близким многим, — в ленте речь идет о паре, которая собирается узаконить свои отношения, и оказывается в самом пекле предсвадебного ада.



«Французское кино очень самобытное, у него особый характер. Одна из его типичных черт — это юмор. Когда я только думала над тем, чтобы снять „Почему ты плачешь?“, я озвучила свою идею коллегам, и они меня раскритиковали. Ведь это была история с грустным концом, где главные герои должны расстаться. Тогда я сказала: хорошо, я сниму фильм о паре, которая поженится, но всем от этого будет грустно!», — смеется Катя.

В отличие от многих молодых режиссеров, она не собирается ограничиваться одним единственным полнометражным фильмом. Продолжая актерскую карьеру, Катя Левкович одновременно работает над новым сценарием. Это будет картина о положении женщины в современном обществе. В том, что лента получится необычной, сомневаться не приходится: Катя планирует обойти все распространенные клише и рассказать о женщинах, не касаясь их отношений с мужчинами. Никакого феминизма. Только повседневная жизнь — с ее привычными бедами, радостями и, конечно же, юмором — чисто французским.
французское кино, дебют, фестиваль  1 комментарий 
Комментарии (1)

Новый комментарий...

  • 1

    elenromantic 28 сентября 2012, 19:41 пожаловаться

    #

    Спасибо за интересную и полезную статью! Люблю современное французское кино, здорово пополнить список ожидаемых фильмов)

    ответить

 
Добавить комментарий...