Спин-офф
 



добавить в:
“Материк”: На острове, на острове, на лучшем в мире острове…

08.07.2012 08:48 • 3 комментария

Итальянская гуманистическая драма “Материк” (специальный приз на Венецианском кинофестива-2011 — Кубок Пазинетти за лучший фильм) была в российском прокате в марте, на DVD вышла в апреле, а сейчас уже доступна на многих онлайн и VOD-сервисах. Несмотря на некоторую неактуальность, мне показалось, что этот фильм должен стать хорошим эмоциональным контрапунктом к другому фильму, о котором я вчера уже писал



Итальянское кино до России доходит не часто — в лучшем случае у нас жалуют фильмы Джузеппе Торнаторе или картины с Моникой Белуччи. Возможно, это покажется вам странным, но именно Италия как родина неореализма, спагетти-вестернов, Феллини и Венецианского кинофестиваля (кстати, самого первого кинофестиваля в мире!) может научить нас не только снимать, но и смотреть относительно простое и при этом замечательное кино.



Материк” — хороший пример такого кино. Про его режиссёра Эмануэле Криалезе вы наверняка слышали: ведь это он поставил “Новый свет” и “Дыхание”, которые объединяет с “Материком” несколько сквозных тем, самые яркие из которых — “Куда бежать с острова?” и “Кому нужны чужаки?”



Несмотря на очевидный социально-политический подтекст, фильмы Криалезе вовсе не политизированы и не навязывают зрителю нравственные нормы. Его фильмы, скорее, о том, как сами люди — самые обычные люди — сами, изнутри понимают природу нравственных решений и элементарной человечности. И остров, и пограничная зона, будучи заведомо ограниченным пространством, создают прекрасные мизансцены для даже самого незначительного действия, поэтому и все герои в такой среде — как на ладони.



Главные герои “Материка” — семья рыбаков с острова Лампедуза (дед, его невестка — жена погибшего сына и двадцатилетний внук), которые сталкиваются, с одной стороны, с необходимостью помочь нелегальным иммигрантам, попавшим в беду, с другой — должны подчиниться закону и сообщить о нелегалах в полицию… Несмотря на такое короткое описание главного сюжетного конфликта, “Материк” буквально дышит удивительно яркими находками из жизни островного быта. В нём есть и драма, и комедия, и мелодрама. Но раскрывать все детали сюжета — лишать вас удовольствия от просмотра. Скажу лишь только, что если замечательные актёры, великолепный оператор, простой, но при этом внятный сценарий, прекрасная музыка и удивительная суровая натура острова Лампедуза — могут вас привлечь, помимо сюжета, то “Материк” вам однозначно стоит посмотреть.



Приезжавший в марте этого года в Москву актёр Миммо Кутиккьо (он играет в фильме деда) рассказывал на открытии фестиваля “Из Венеции в Москву”, что в основе сюжета — совершенно реальная и обыденная для Лампедузы история. Этот остров — одна из ближайших к Африке итальянских территорий и именно к нему часто пытаются подплыть суда, перевозящие нелегальных иммигрантов. Бывает, что их удаётся высадить в относительно безопасном месте, а бывает и так, что из-за патрульных катеров перевозчикам приходится сбрасывать людей в открытое море — доберутся они до берега или нет — их проблемы. Актёр рассказал, что во время съёмок было несколько случаев, когда вылавливали нелегальных иммигрантов. Его герой в фильме, следуя морскому кодексу, помогает нескольким африканцам добраться до острова на лодке, но на практике нелегалам почти не помогают. Подобрав тонущих людей, любой рыбак всё равно должен сообщить о них полиции, которая экстрадирует непрошеных гостей пачками — это показано даже в фильме. И как раз практически раскольниковская моральная борьба трёх главных героев, нужно ли помогать женщине, которую им пришлось выходить — главное достоинство “Материка”.



Всё, через что проходят главные герои фильма, так незамысловато, просто и по-человечески понятно, что после просмотра задумываешься, что режиссёр (он же и соавтор сценария) знает об этой проблеме не понаслышке. Впрочем, об этом проблеме, судя по рассказам Кутиккьо, знают все жители Лампедузы и даже исполнительница роли Сары: она сама — военная беженка из Эфиопии. Она оказалась единственной выжившей из 86 человек, которые пытались добраться до острова, когда их ночью перевозчики выбросили в открытое море…



Миммо Кутиккьо говорит, что во время съёмок он перестал различать грань между фильмом и реальной жизнью. Нам, слава богу, это не грозит — фильм хоть и драма по сути, но отчего-то легко смотрится и оставляет приятное сладко-горькое послевкусие — то ли из-за того, что ты полностью одобряешь финал и готов аплодировать поступку главных героев, то ли из-за гипнотического сочетания музыки, динамики и красивейших кадров, то ли из-за того, что сама по себе история — и в меру понятная, и в меру трогательная, и по-хорошему человечная — без вымученных страданий. В общем, иногда рассказ о том, как одни хорошие, живые и настоящие люди со своими проблемами решают проблемы других, в общем-то, тоже хороших, но немощных людей, оказывается важнее сказки про целую планету, которую нужно спасать от фантастических инопланетян, зомби или ещё кого похуже...

Дмитрий зимин, итальянское кино  3 комментария 
Комментарии (3)

Новый комментарий...

  • 2

    roman frolov 8 июля 2012, 13:21 пожаловаться

    #

    Главные герои «Материка» — семья рыбаков с острова Лампедуза, которые сталкиваются, с одной стороны, с необходимостью помочь нелегальным иммигрантам, с другой — должны подчиниться закону и сообщить о нелегалах в полицию…
    фильм хорошо пойдет как противовес «» Гавру»».
    Там показана жизнь иммигрантов в «„красивой доброй сказке“», а здесь — в суровой реальности

    ответить

  • 1

    whoisyodiller 8 июля 2012, 14:15 пожаловаться

    #

    вот я его всё пытаюсь посмотреть, но, как говорят, «руки не доходят», хотя я очень аки каурисмяки люблю и уважаю

    ответить

  • 1

    nazgul10 8 июля 2012, 13:33 пожаловаться

    #

    Отличный вывод в последнем предложении! Побольше бы таких фильмов, и всем для обязательного просмотра (а то метафоры, увы, какими бы интересными они ни были, не всегда понятны именно той части аудитории, до которой как раз и нужно донести подобные идеи)

    ответить

 
Добавить комментарий...