Спин-офф
 



добавить в:
Судьба конъюнктурщика

30.06.2012 14:26 • 2 комментария

Не секрет, что все тоталитарные общества похожи друг на друга. поэтому, Гитлер и Геббельс тоже считали кино важнейшим из искусств. и поэтому в Третьем Рейхе выпускалось огромное количество заказных фильмов, сюжет которых должен был сделать те или иные идеологические аксиомы близкими и понятными простому обывателю.



Одним из таких фильмов, автор которого впоследствии оказался обвиняемым в нюрнбергском процессе наряду с военачальниками и карателями, был “Еврей Зюсс”.

История Зюсса Оппенгеймера “вывернутая наизнанку”, как охарактеризовал сюжет фильма автор одноименного романа Лион Фейхтвангер, была создана по прямому приказу Геббельса и по его же приказу все члены СД и полицаи обязаны были посмотреть снятый по ней фильм.

История, в которой неоднозначная фигура франкфуртского финансиста становится зловеще-черной, все евреи — злодеями, а все антисемиты — благородными защитниками человечества, совершенно неоднозначно провоцировала погромы — и результат не заставил себя долго ждать. Что касается творческой манеры автора сценария и режиссера Фейта Харлана, то она как нельзя больше подходила Гитлеру — сочетание пафоса и запредельной сентиментальности, доминирование идеи, замена реалистичных персонажей картонными и излишне театральные эмоции. все это, с одной стороны, было шагом назад по сравнению с тем уровнем, которого достигло к этому моменту немецкое кино, однако было сильно ближе обывателю, чем высокое искусство.



На 34-м ММКФ состоялся двойной сеанс — собственно сам “Еврей Зюсс” и документальный фильм об одном из самых печально известных кинорежиссёров нацистской Германии Файте Харлане и его семье. В центре внимания – очень разные взгляды детей и внуков Харлана и их продолжающиеся по сей день попытки разобраться с наследием своего предка. Документальный фильм “Харлан в тени “Еврея Зюсса” является попыткой проанализировать, что привело к созданию такого “иезуитского пропагандистского антисемитского” фильма, как “Еврей Зюсс” однако основной прием, использованный Феликсом Мёллером — режиссером ленты — приводит зрителя в некоторое замешательство.

Известно, что большинство судов мира разрешает не давать показаний против своих близких. Однако в фильме Мёллера именно дети и внуки Харлана должны рассказывать о том, почему их предок снял “Зюсса” и как они к этому относятся. Кто-то пытается говорить о том, что он не был фашистом — он был просто художником и просто хотел снимать кино, кто-то оправдывает его действия тем, что он пытался обезопасить свою семью в сложные времена, кто-то — что он просто не понимал, какие последствия могут быть у этой заказной ленты. Однако зрителю после первого же эпизода оригинального фильма ясно, что Харлан не мог не представлять, какой эффект произведет эта лента в условиях фашистского режима. Одна из его внучек говорит, что не видит ничего страшного в этом фильме — по её словам, фильм просто пропитан дурновкусием, да и актёры переигрывают — в общем, не понятно, её из-за чего вокруг него раздули такой шум…

Смотреть этот документальный фильм неловко — думаешь на самом деле не столько о судьбах фашистской Германии и её режиссёров, сколько о том, что это — вечная проблема, как художнику не оказаться в борьбе за возможность снимать то, кино, какое хочешь, как добиться регалий, денег, безопасности семьи и не оказаться в ситуации, когда заплаченная за всё это цена окажется слишком высока — например, когда единственный снятый тобой конъюнктурный фильм останется в истории и твоей визитной карточкой, и позором семьи…
ММКФ, Дмитрий Зимин, Фестивали, Немецкое кино  2 комментария 
Комментарии (2)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...