• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Спин-офф
 



О Сокурове, порошке из iPad и забытых в Лувре вещах

24.10.2011 14:37 • 2 комментария

Напомним, что на прошлой неделе завершился конкурс Generation Campus, победитель которого — Анна Головня — поехала обучаться кино-ремеслу в Санкт-Петербург, а позже переместилась в Москву. Продолжаем наш рассказ о том, что происходило на кино-тренинге и с кем удалось пообщаться студентам.




18 октября 2011 года

На экране пожилой мужчина берет iPad и… кладет его в блендер, где драгоценный таблет обращается в горстку черной пыли. Это преподаватель из Австрии Хервиг Копп, специалист по коммуникациям и новым медиа, проводит лекцию, где рассказывает о развитии и окончательном доминировании так называемой «социономики» в современном маркетинге и демонстрирует студентам Generation Campus вирусные ролики. Вслед за мужчиной с iPad на экране появляются толпы людей, переодетых в персонажа комиксов о Бэтмене Джокера: Копп говорит, что это кампания ‘Why so serious?’ в поддержку кинотеатральной премьеры фильма «Темный рыцарь», состоявшейся несколько лет назад. По всем Соединенным Штатам в нее было вовлечено более десяти миллионов человек. Затем Копп рассказывает о Леди Гаге, заключившая успешное партнерство с FarmVille, аналогом знаменитого приложения сервиса вКонтакте «Счастливый фермер». И выясняется, что за то время, пока я писала это предложение (а мне потребовалось около минуты), в Twitter появилось 98 000 новых записей.

Правда, сказывается хорошая погода, и в результате на самой интересной лекции за все время проведения Generation Campus присутствует от силы человек пятнадцать.






19 октября 2011 года

Погода заметно испортилась, снег с дождем загнали участников Generation Campus обратно в аудитории. На этот раз – Санкт-Петербургского университета кино и телевидения.

Для меня день начался с позитивной лекции Элби Джеймса, посвященный работе с актерами. Элби – продюсер, режиссер, сценарист и вообще безоговорочный любимчик участников программы.

Спроецировав на белый экран страницу Билли Боба Торнтона на IMDb, Элби обратился к залу с вопросом: «Какие у вас специальности?» Услышав в ответ, что в аудитории полно менеджеров, Элби с улыбкой заявил: «Не уверен, что хотел бы общаться с менеджерами», чем вызвал взрыв смеха.

В течение двух следующих часов Элби виртуозно воспроизводил роль Зиновия в постельной (!) сцене пьесы по произведению Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», передав голосом, интонациями и придыханиями все, что следовало передать, рассказал о своем первом опыте работы в качестве актера, разобрал уровни конфликта в знаменитом «Выпускнике» с Дастином Хоффманом и поделился некоторыми профессиональными секретами и упражнениями, которые помогут начинающим режиссерам в работе с актерами. Вот некоторые из них:



1) Первое и самое главное: работа с актерами не должна вестись в приказном порядке. Их можно направлять, им можно советовать, но хорошему, профессиональному актеру всегда необходимо оставлять творческую свободу. У самого Элби есть все основания это утверждать: однажды ему пришлось играть в постановке «Короля Лира», и на его соображения режиссер отреагировала жестким «Заткнись и делай, что я говорю!», не пожелав прислушаться к человеку, который разбирался в творчестве Шекспира лучше, чем в чем-либо еще. В результате постановка оказалась провальной и получила исключительно негативные отзывы критиков и зрителей.

2) У каждого человека в любой момент времени есть определенный статус, который может меняться от ситуации к ситуации. Для актера очень важно испытать самые разные формы внутреннего самоощущения. Для этого Элби периодически делает с актерами следующее упражнение: берет игральные карты, оставляет в колоде только те, на которых есть числа, и раздает их актерам. Чем выше числовое значение, тем выше статус участника упражнения в настоящий момент. Получив карты, актеры должны обыграть какую-то ситуацию, исходя из того, какая карта ему досталась. Затем карты перетасовываются, и актеры получают карты нового достоинства и должны играть, исходя из своего нового статуса.



3) Персонаж будет интересным, только если его статус постоянно меняется. В реальной жизни люди могут казаться уверенными на публике, но в то же время давать слабину при неформальном межличностном общении. Такие переходы интереснее всего – их и следует переносить на экран.

4) Каждую сцену необходимо обсуждать вместе с актерами, надо всем вместе пытаться понять, что движет тем или иным героем. В противном случае сцена окажется пресной и скучной.

5) Если вы хотите привлечь к себе внимание, одевайтесь ярко – как бы банально это ни звучало, об этом все забывают. «Я смотрю на аудиторию, и она похожа на сплошное серое пятно с редкими яркими пятнами», – говорит Элби. Люди периодически недооценивают значение одежды, а ведь это верный способ выделиться в толпе. Соблюдение этого правила оказывается полезным не только в жизни, но и на съемочной площадке. Одежда также может помочь актеру лучше понять своего персонажа: Билли Боб Торнтон, например, часто в повседневной жизни одевается так, как одевается персонаж, которого он играет в данный момент.




Нам повезло, и следующая лекция произвела на слушателей не меньший эффект: выступить перед студентами приехал (хоть и с 40-минутным опозданием, но мэтру это позволительно) легендарный Александр Сокуров. Беседа длилась более полутора часов, и в процессе нее режиссер озвучил несколько интересных мыслей и советов, которые заставили меня задуматься:



1) Когда вы выбираете оператора, старайтесь найти того, кто умнее вас. Не указывайте ему, что надо делать: тогда он сможет многому вас научить.

2) Для того чтобы быть хорошим режиссером, недостаточно таланта и уникального творческого видения. Главное быть профессионалом, постоянно расширять свои технические знания и совершенствоваться.

3) Кино для Александра Сокурова, в первую очередь, профессия. Литература – вот, по мнению режиссера, величайшее из искусств, и в него он верит больше всего.

4) Сокуров снимает свои фильмы на разных языках и в разных странах, но всегда старается привнести в свои работы «русский дух». Режиссер считает, что никогда нельзя забывать о своих корнях. При этом он не представляет, каким бы стал человеком и режиссером, если бы не существовало Европы и Японии: «Что бы я делал, если бы не было Гете?»

5) Сокуров о русском и европейском кино: «Когда я общаюсь со своими европейскими коллегами, они всегда мне говорят: «У вас мало денег и так много идей. А у нас, наоборот, много денег и совсем нет идей».

6) «Ситуация с молодыми режиссерами одинакова во всем мире». Начинающим режиссерам сложно пробиться везде. Самое главное, что у них есть, это их свежие сильные идеи. В остальном, всем в равном степени приходится искать лазейки и надеяться на влиятельных людей, которые готовы поддерживать талантливых молодых кинематографистов.

7) О тематике своих фильмов: «Я никогда не буду снимать фильмы о насилии. Мне приходилось находиться в точках военных действий, и я считаю, что матери, сестры, жены солдат не хотели бы видеть, что на самом деле происходит в окопах. Как они одеты, что говорят, как плюются, как перевязывают раны своих товарищей, как собирают останки погибших друзей в коробку из под обуви, чтобы хотя бы что-то отправить их родственникам».



8) О тематике современного кино: «Самые сильные в психологическом смысле истории происходят внутри семей. Конкуренция между сестрами, ссора между братьями. Самые сложные конфликты – те, которые возникают между родственниками. Но режиссерам почему-то неинтересно об этом снимать. Хотя, например, Бергман сделал себе на этом карьеру».

9) Сокуров о режиссерах-женщинах и режиссерах-мужчинах: «В этом зале я вижу большое количество мужчин. В основном все режиссеры – мужчины. У женщин и мужчин совершенно разные схемы восприятия: есть некоторые вещи, которые могут показать только мужчины».

10) Александр Сокуров считает, что телевидение – лучшая школа для режиссера, она дает начинающему кинематографисту такие возможности (в первую очередь, технические), какие ему больше нигде не найти. Именно из телевизионщиков впоследствии получаются лучшие режиссеры.

В самом конце своего выступления Сокуров произнес: «Помните: вы должны любить Европу, вы должны учить европейские языки. Но все равно в обозримом будущем, которое вы, может быть, даже застанете, решать судьбу Европы будет Россия». Гостям встречи, приехавшим из европейских стран, было что возразить на эту фразу, но временные рамки не позволили им высказать свое мнение на этот счет. Я предпочитаю не комментировать эту точку зрения.




20 октября 2011 года

Вчера во время показа студенческих работ неожиданно для себя поняла, что создание документального кино – очень интересный и временами весьма приятный процесс. Видимо, в силу того, что в России я смотрела документальные фильмы преимущественно на остросоциальные темы, этот жанр казался мне очень тяжелым и почти всегда соответствовал правилу: «Чем хуже для персонажа, тем лучше для режиссера».

Но документальные фильмы можно снимать и об истории забытых в Лувре вещей, а можно просто показывать зарисовки о любви из разных уголков света. А один голландский студент и вовсе заинтересовался тем, что в Нидерландах есть специальная «служба поэтов», которые сочиняют стихотворения для людей, умирающих в одиночестве, и затем зачитывают их на похоронах. «Я обратился в ритуальную службу, и они сказали, что подобные церемонии проходят приблизительно двенадцать раз в год. Я стал ждать, но ничего не происходило, – рассказывает автор фильма Бас ВуурвиндеВ итоге я взялся за другой проект и с головой погрузился работу. Через четыре месяца мне позвонили и пригласили снимать».
  2 комментария 
Комментарии (2)

Новый комментарий...

  • 3

    rolankokdorju 24 октября 2011, 20:34 пожаловаться

    #

    Было интересненько, спасибо блогу за возможность «поприсутствовать» на кино-тренинге Generation Campus, интересные люди там выступают и полезные советы дают, взял на заметку некоторые, уверен пригодятся.

    ответить

  • razdolbay 25 октября 2011, 17:35 пожаловаться

    #

    Очень интересно! Не сразу получилось прочитать. Но очень рад что наконец до статьи добрался. Чрезвычайно интересно! Спасибо!

    ответить

 
Добавить комментарий...