• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Спин-офф
 



Сон разума порождает красавиц

28.08.2011 05:23 • 25 комментариев

В минувший четверг в прокат вышла «Спящая красавица» с красоткой Эмили Браунинг в главной роли. Для писателя Джули Ли — это дебютная картина в качестве режиссёра. Фильм номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» нынешнего Каннского кинофестиваля, но приз не получил. К сожалению или к счастью — покажет время, потому что вокруг картины сложилась довольно необычная ситуация: её либо хвалят, либо отчаянно ругают — особенно критики, обвиняющие режиссёра в том, что она замахнулась на лавры Кубрика, Бунюэля и даже Линча (ага, на святое) и твердят, что не помогай фильму Джейн Кэмпион, он не попал бы в Канны.

Цвет этих губ должен соответвовать...

Судя по отзывам на трейлер и публикующиеся интервью, мейнстримная публика фильма немного боится и заранее, даже не собираясь его смотреть, осуждает.

Люси смотрит на вас...

Паблисити фильма оказывается таким же противоречивым, как и реакция общественности — несмотря на то, что публикации в прессе рассчитаны на продвижение фильма, по-моему, их лучше не читать вовсе, потому что в зависимости от того, в каком культурном контексте вы находитесь и какое кино вы успели посмотреть за свою жизнь, вы либо будете отчаянно сопротивляться принятию фильма, либо оцените его, и, даже если не внесёте в «Избранное» на КиноПоиске, то хотя бы примете его как художественное произведение. Отзывы же большинства (даже уважаемых) критиков, скорее, собьют вас с толку.



Мужчина, у вас к спине что-то прилипло...

На мой взгляд, для того, чтобы подготовиться к фильму или хотя бы определить для себя вектор его понимания уже после просмотра, то стоит почитать интервью с самой Эмили Браунинг, исполнившей роль Люси в «Спящей красавице», которое мы недавно опубликовали. Из него вы поймёте как минимум мотивацию героини. Однако если вы решите проводить параллели между «Красавицей» и другими фильмами, то, действительно, смотрите больше в сторону не пресловутых Бунюэля с Кубриков, а в сторону Алена Роба-Грийе, который тоже в какой-то момент решил снимать кино сам, и фильмов Жана-Клода Бриссо, как рекомендуют некоторые коллеги по цеху. В фильме также упоминается рассказ Ингеборг Бахман «Тридцатый год», а cама Джулия Ли говорит, что её сценарий — результат рефлексии на прочтение Ясунари Кавабаты и Габриэля Гарсии Маркеса.

Примерка униформы

Пока я смотрел фильм, меня не покидало странное ощущение как будто намеренной отстранённости — не только самой героини Люси, которая большую часть повествования, скорее, исполняет роль мебели в привычных нам антуражах, но и авторской отстраннёности — как будто ты, зритель, наблюдаешь за Люси издалека. И действительно — фильм снят в основном на общих планах, реже — на средних, в нём почти не используются крупные планы, да и монтаж — несколько медитативный. «Сонность» главной героини он передаёт как нельзя лучше, но при том отчего-то добавляет напряжения. Учитывая, что Джули Ли — опытный драматург, не удивляйтесь большому количеству интертекстовых реминисценций в фильме (в некоторых случаях, особенно в контексте инверсивных параллелей с одноимённой сказкой и трёх жирно выделенных акцентах на ключевой роли ЛСД и вообще наркотиков в судьбе Люси — довольно глумливых). Но вот почему-то мне всё больше и больше кажется, что ей, Джули Ли, в контексте фильма ближе не столько кинематографическое творчество того же Бриссо или Бунюэля, сколько литературное наследие экзистенциалистов — я не уверен, что будет правильно сравнивать кинотекст и художественный текст, но если сравнить ощущения и послевкусия — вы поймёте, о чём я.





Сон в фильме — такое же многоуровневое и физическое, и эмоционально-психологическое, и метафизическое состояние, как и тошнота в литературе.



Ещё мне кажется, что, если бы Джули Ли знала русский, то она очень бы уважала творчество Виктора Олеговича Пелевина и Псоя Галактионовича Короленко, а перфоманс «Шёл по улице Фассбиндер…» — так вообще мог бы стать неназванным эпиграфом к фильму (ведь есть же у фильма неназванный продюсер!). Хотя, судя по реакции на фильм общественности, в качестве эпиграфа тут больше подходит другая фраза другого литературного провокатора — про то, что «эти люди ничего не читали…».



Zzzzzzz...
астралийское кино, авторское кино, Дмитрий Зимин  25 комментариев 
Комментарии (25)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...