Спин-офф
 



добавить в:
Из пятидесяти в пятнадцать

04.08.2011 09:57 • 5 комментариев

Если имя ранее известного в качестве рекламных дел мастера режиссёра Сэма Гарбарски вам мало о чём говорит, то упоминание его предыдущего фильма «Ирина Палм», по идее, уже само по себе должно заставить вас отбросить все дела и идти смотреть его следующую работы «Далеко по соседству». Если вы всё ещё сомневаетесь в целесообразности этого мероприятия, то стоит напомнить, что фильм снят по атмосферной ностальгической манге Дзиро Танигучи, а в качестве приглашённых композиторов тут играет культовый дуэт Air.



Если вы всё-таки остались у экранов, то сообщаю, что уже вывесили интервью с режиссёром, но, кроме него, на официальном сайте фильма можно почитать любопытный разговор с обоими полноправными создателями картины — художником Дзиро Танигучи и самим Сэмом Гарбарски, которые рассказывают разные занимательные факты и о манге, и о фильме.

Теперь, если вы всё ещё не в кинотеатре, давайте, я расскажу вам про кино.



Главный герой картины — Томас — художник комиксов. Ему 50. Он — популярен в своём жанре. У него — прекрасная любящая семья. Но он не чувствует себя счастливым. Во-первых, из-за постоянной мигрени, а, во-вторых, есть что то, что гнетёт его всю жизнь — как выясняется позже, чувство вины за то, что не смог помешать уходу отца из семьи.

Возвращаясь с очередной книжной ярмарки, Томас засыпает в поезде и, проснувшись и выяснив, что он сел не туда, выходит на первой же остановке и с ужасом понимает, что оказался в живописном городке, в котором вырос, и с которым связано множество неприятных воспоминаний — уход отца, смерть матери несколько лет спустя… Решив прогуляться по городу, пока есть время до следующего поезда, Томас переносит сильный приступ мигрени и теряет сознание, а, очнувшись, понимает, что он каким-то образом оказался в далёких шестидесятых, а ему самому-то ли 14, то ли 15 лет. Внешне. Внутренне — он всё тот же пятидесятилетний художник Томас. Можно себе представить, как чуднО оказаться в своём относительно счастливом отрочестве за несколько дней до семейной трагедии и получить удивительный шанс исправить всё, что он всю жизнь хотел исправить, и увидеть всех, кого ему не хватало последние тридцать лет…



Если описание сюжета вам напомнит разные комедийные флики на тему, что происходит, когда взрослые и дети меняются местами и фантастику вроде «Назад в будущее», то, надеюсь, не огорчу вас, сообщив, что по настроению фильм едва ли не ближе к чудесному британскому сериалу «Жизнь на Марсе», чем к земекисовской трилогии, «Терминатору», «Большому», «Из 13-ти в 30», «Наоборот» или, прости господи, «Любови-моркови». «Далеко по соседству» — это ненавязчиво психоаналитическая мелодрама с серьёзным уклоном в драму — что-то вроде кинематографической гештальт-терапии, которую при всей её психологичности крайне интересно, и, что главное, приятно, смотреть.



Когда я поделился с режиссёром своим наблюдением насчёт гештальт-терапии, он, конечно, посмеялся и уверил, что основной упор он делал на ностальгии и поэтичности фантазии на тему «что было бы если…» (это будет в интервью). Но мы-то с вами — не лыком шиты, и если видим в сюжете болезненность воспоминаний и реальное столкновение с ними, то понимаем, что по законам драматургии главный герой должен как-то решить их проблемность — по сути, завершить гештальт — и перестать страдать от того, что не смог решить не решаемую задачу… На самом деле, это, конечно, не так важно, потому что в какой-то момент ты вдруг ловишь себя на том, что забываешь обо всей этой психологической чуши и пытаешься во время просмотра вспомнить, а что было с тобой в 14 лет, и что бы ты хотел исправить.

Будь у многих из нас с вами второй шанс, мы бы наверняка в наших жизнях поменяли многое — на удивление, Томас тоже пытается всё исправить так, чтобы всё, что его беспокоило — уход отца, неразделённая любовь, смерть матери — пошло по «правильному пути». Не буду рассказывать, чем всё закончилось, скажу лишь, что попытка Томаса просчитать точку, с которой начались проблемы, да и завязка истории на станции — в какой-то момент напомнили «Господина Никто», но по мере просмотра, это сравнение не укрепилось, потому что если «Господин Никто» — это фантазия на тему множества возможных реальностей, то «Далеко по соседству» — фантазия на тему попытки дважды прожить свою жизнь — один раз по-настоящему, а второй — уже с накопленным багажом полувекового опыта.



Если абстрагироваться от сюжета, то стоит обратить внимание, что вынесенный за скобки контекста фантазии, фильм — весьма крепкая и крепко цепляющая мелодрама. Кроме того, что ты невольно сам примериваешь на себя жизнь четырнадцатилетнего, ты ещё и погружаешься в роскошные пейзажи и антураж старого городка с первых же минут, и только синтетический эмбиэнт в исполнении группы Air не даёт нам забыть, что всё, что происходит — происходит в воображении нашего с вами современника. Ход — избитый, но оправданный сюжетом, и оправданный вдвойне тем, как он решён. Для фильма, снятого по манге, «Далеко по соседству» — непривычно глубок и многослоен, так что не поддавайтесь стереотипам, мол, манга — это не серьёзно — очень даже серьёзно. Тем более, мы знаем, что для фильма главным является не столько источник вдохновения, сколько то, как с этим вдохновением может управиться режиссёр.

От предыдущего фильма Сэма Гарбарски «Далеко по соседству» отличается радикально. Если «Ирина Палм» — была социальной трагикомедией, то «Далеко по соседству» — будто развёрнут на 360 градусов. В нём все социальные мотивы появляются лишь в контексте жизней главных героев, а происходящая драма, несмотря на то, что она затрагивает многих, — всё-таки драма личная, личная — для каждого персонажа. Однако, на удивление, после просмотра вдруг чувствуешь, что хоть эта история и довольно грустная по сути, какого-то внутреннего света в ней намного больше, чем в приведённых выше комедиях. И это — удивительный киноопыт. Надеюсь, что не только мой личный.



Когда я расшифровывал интервью с режиссёром, я в какой-то момент по ошибке сперва услышал не «art of singing», а «art of seeing», что оказалось крайне важным для восприятия фильма. Несмотря на то, что сюжет перенесён на европейскую почву, попробуйте подойти к нему «по-японски» — помните, что за предметом скрывается не только его функциональная суть, но ещё и изящество каждой детали: в картине — штрих, в камне — щербинка, в улыбке — грустный взгляд… Смотрите фильм внимательно, и вам откроется намного больше, чем можно себе представить.

В общем, из всех европейских релизов прошлого и нынешнего года «Далеко по соседству» точно может претендовать на место в десятке лучших. Его прокат начинается сегодня, так что обратите внимание.
Европейское кино, манга, комикс, Дмитрий Зимин  5 комментариев 
Комментарии (5)

Новый комментарий...

  • 4

    Lafleur18 4 августа 2011, 14:35 пожаловаться

    #

    Мне всего 20 лет, но я уже сейчас очень хотел бы вернуться в прошлое и многое там изменить, так что фильмы такого рода мне очень нравятся. Надеюсь эта картина не так же бредова как Господин никто.

    ответить

  • 2

    Alex_kino_manyak 4 августа 2011, 15:09 пожаловаться

    #

    господин никто — шикарнейший фильм!

    ответить

  • 3

    Lafleur18 4 августа 2011, 16:04 пожаловаться

    #

    Фильм сам очень хороший, но и из-за бредовой развязки, он в итоге мне не понравился.

    ответить

  • 2

    No1 4 августа 2011, 22:31 пожаловаться

    #

    А в чём бредовость развязки? Если я правильно понял, чем кончился фильм, то она максимум неоднозначная, но никак не бредовая!

    ответить

 
Добавить комментарий...