Спин-офф
 



добавить в:
Приключения линкора императорского флота «Ямато» в космосе

21.07.2011 07:46 • 24 комментария

Если вы видели хотя бы дюжину аниме-сериалов, то, скорее всего разделите моё мнение, что главная проблема фильма «2199: Космическая одиссея» — это его российское название. Российское название — это, господа, подстава, потому что оно настраивает нас либо на эпические приключения гомеровских масштабов, либо на как минимум глубокое философское или хотя бы непростое многоуровневое фантастическое произведение. Увы, зрителя, ждущего великих откровений, фильм, скорее всего разочарует, потому что эта картина — скорее, «космическая опера» про экологическую катастрофу Земли и про то, как, борясь с инопланетными оккупантами, героический экипаж космического линкора «Ямато» отправляется в исследовательскую экспедицию к далёкой планете Искандер за вымышленным дивайсом, способным нейтрализовать радиоактивное заражение планеты. По драматургии, ритму и визуализации фильм настолько «анимешный», что судить «Одиссею» по шаблонам европейского или американского кино — значит, признавать собственную эстетическую негибкость и подписываться в полном непонимании самого феномена и субкультуры аниме-зрителей, и специфики аниме производства, и того, что на уровне сюжетообразующей метафоры фильм — не столько о будущем, сколько — о прошлом.



Аниме-сериал «Space Battleship Yamato» вышел в эфир в 1974 году. Несмотря на то, что развлекательная героическая фантастика того времени больше повествовала о годзиллах, ультраменах и космических монстрах, в сюжетной основе «Космического линкора „Ямато“» доминирует эколого-апокалиптичсекий мотив: инопланетная раса «гамилов», практически уничтожив свою родную планету, теперь подбирается к Земле и бомбит её радиоактивными метеоритами, чтобы на ней обосноваться, из-за чего всё человечество перебирается под землю, но и там инопланетная радиация его настигает. Так что до уничтожения всей привычной нам жизни на планете остаются считанные месяцы. Тогда люди поднимают затонувший во Вторую Мировую императорский линкор «Ямато», переделывают его в космический корабль и отправляют его на поиски панацеи к родной планете этих самых «тамилов». Экспедиция происходит практически вслепую, потому что люди не знают, ни что это за планета, ни есть ли вообще какое-либо средство борьбы с инопланетной радиационной заразой. Разнообразных монстров и героически сражающихся с ними волшебных супергероев здесь нет (если самих инопланетян не считать монстрами и вынести за скобки как весьма неусловного внешнего врага), а героический пафос и безбашенность главных героев довольно быстро нейтрализуются довольно депрессивной фоновой апокалиптичной темой гибели Земли и быстрым сокращением экипажа в бесконечных боях с пришельцами.



Тем не менее, трудно не признать, что, «подняв» со дна морского «Ямато», авторы вселяли в зрителей подсознательное чувство если не исторического реванша, то хотя бы определённой исторической справедливости, потому что самый большой в мире линкор, погибший в нелепом бою и унёсший с собой более 3000 жизней в 1945 году у Окинавы, должен был оправдать свою великую миссию если не с точки зрения политического гештальта, то хотя бы кармически, и выполнить возлагавшуюся на него надежду на спасение. Как и в далёком 1945-м, Япония в боевых условиях и при катастрофической нехватке ресурсов не могла построить много кораблей, так что она построила несколько сверхзащищённых великанов. Выполнил ли «Ямато» свою задачу, вы узнаете их фильма.



Идея снять полнометражный фильм по культовому аниме появилась в 2005 году у студии TBS Films и компании Tokyo Broadcasting System. Однако, Нобуру Исигуро, который был режиссёром оригинального анимационного сериала, лишь в середине 2009 года рассказал, что художественный фильм по «Космическому линкору „Ямато“» находится в разработке. Режиссёром был выбран Такаси Ямадзаки, который подтвердил, что бюджет фильма составит 25 миллионов $ и он выйдет в декабре 2010 года.



Все многочисленные визуальные эффекты, использованные в фильме, были созданы студией Ямадзаки «Сирогуми», а их общая продолжительность составила без малого 65 минут экранного времени. Создатели фильма с большим вниманием отнеслись к фанатам оригинального анимационного сериала, вставив из него в картину почти все космические сражения, , разумеется, полностью перерисовав их в 3-d, но сохранив исходную раскадровку. Осенью 2009 года было объявлено, что главную роль исполнит популярный японский актёр и певец Такуя Кимура. Основные съёмки картины стартовали в начале октября 2009 года и закончились к концу того же года. На пост-продакшен, включая компьютерную графику, ушло еще 9 месяцев и, наконец, премьера фильм состоялась 1 декабря 2010 года в 440 кинотеатрах по всей Японии.



А теперь — пару слов об анимешности «Одиссеи». Я не зря в начале упомянул аниме-сериалы. Смотря их, вы не могли не заметить, что в них часто повторяются одни и те же планы с боями, обязателен кадр, где один герой на своём самолёте/звездолёте пролетает над другим и смотрит на него через стекло кабины сверху вниз, капитанский мостик, скорее, похож на машбюро, а космическая палуба — на автосервис, персонажи — иконические (что экономит время на проработку их мотивации и глубины), а оружие врагов — размером с полпланеты. Всё это есть в фильме, но статичность «человеческих» сцен тут компенсируется живыми, яркими и динамичными космическими боями, которых в фильме — ровно половина экранного времени (что, кстати, желательно посмотреть на большом экране! Это зрелище — для кино.). Из-за бережного сохранения драматургии оригинального сериала и, моментами, из-за сериальной же динамики в некоторых эпизодах чувствуется нехватка экранного времени, но, с другой стороны, какие-то недосказанности закрываются по ходу сюжета, так что к финальным титрам с песней Стива Тайлера и завораживающими пейзажами Земли после катастрофы — у вас непременно должна сложиться в голове полная сюжетная картина. Думаю, фильм высоко оценят любители сериалов вроде «Battlestar Galactica» — по крайней мере, мне показалось, что по уровню научно-фантастического «реализма» их сюжеты чем-то похожи.

В кино фильм выходит уже сегодня, так что, господа-любители, не пропустите его на большом экране!
Японское кино, фантастика, Дмитрий Зимин  24 комментария 
Комментарии (24)

Новый комментарий...

  • 5

    Ray-n-Bow 21 июля 2011, 12:11 пожаловаться

    #

    Поклонники Кубрика не одобряют произвол отечественных прокатчиков как, впрочем, и все остальные.

    А картинки красивые.

    ответить

  • 5

    gekabrazil 21 июля 2011, 12:38 пожаловаться

    #

    Когда прочел название — и в правду — в голову пришло, что это какое-то подобие ремейка на Рубрика

    ответить

  • 5

    audiovideofil 21 июля 2011, 13:34 пожаловаться

    #

    Ремейком на Кубрика может быть только Рубрик.

    ответить

  • 3

    audiovideofil 21 июля 2011, 13:38 пожаловаться

    #

    А нашим лишь бы хрень сморозить…
    Пора уже привлекать к ответственности за предоставление заведомо ложной информации — 2 года в колонии-поселении с конфискацией имущества.

    ответить

  • 1

    Perchik04 21 июля 2011, 13:56 пожаловаться

    #

    … и без права на дальнейшую кинодеятельность.

    ответить

  • 3

    Lafleur18 21 июля 2011, 12:26 пожаловаться

    #

    Крутая космо-опера за 25 лямов?Серьезно?

    ответить

  • 1

    Perchik04 21 июля 2011, 13:57 пожаловаться

    #

    Азиаты именно за такие деньги и снимают.

    ответить

  • 2

    razdolbay 22 июля 2011, 15:59 пожаловаться

    #

    серьезно. посмотрел кино — отлично снято. нашим бы поучится как деньги в спецэффекты вкладывать чтобы их было видно.

    ответить

  • wayine 21 июля 2011, 12:35 пожаловаться

    #

    Ямамото кажись воевал во Второй Мировой войне на стороне Оси зла Берлин-Рим-Токио… чего немцы не снимут «Бисмарк наносит ответный удар!»
    Японцы конечно фантазеры… они и в космосе, я скорей поверю в Эстонца спринтера, чем в такую брехню!

    ответить

  • 1

    whoisyodiller 22 июля 2011, 22:07 пожаловаться

    #

    Ну, немцы только-только предпринимают робкие попытки переосмыслить своё прошлое, потому что навязанный им исторический комплекс вины не позволял им даже толком препарировать тему гитлеровского нацизма. Несколько лет назад вышел фильм «Мой фюрер, или самая правдивая правда об Адольфе Гитлере» — после довольно прямолинейного «Бункера» это была едва ли не первая попытка за многие годы сменить жанр и обратиться к сатире. Так что просто так немцы на эту тему ничего не снимут, потому что любое обращение ко Второй Мировой и всему, что связано с гитлеровским этапом германской истории — практически подвиг — и личный, и общественный, и т. д. 

    + Мне кажется, сейчас уже не важно, на чьей стороне воевал «Ямато». Поскольку основной рынок аниме — сначала Япония, а затем уже весь остальной мир, то, мне кажется, логичнее — постараться понять, почему японцы решили вернуться к этой теме. Для внутренней исторической мифологии «Ямато» и «Мусаси» — такие же символы, как для нас, например, «Катюша», Т-34 или автомат Калашникова. Когда «Ямато» разбомбили, то погибла большая часть экипажа — из почти трёх с половиной тысяч человек спасли только двести с небольшим. В рамках большой войны эти потери могут казаться не такими значительными, но можно себе представить, что для японцев эта военная тема так же болезненна, как и для нас, потому что, выходит, что практически не оказалось никого ни на одной стороне, кто не потерял бы члена семьи или знакомого. Для такой замкнутой культуры, как в Японии, это не только личная трагедия почти каждого японца, но и целая система ритуалов, которые не позволяют так просто забыть эту тему… В любом бббслучае, ни о каком реализме тут речи не идёт — тут история строится не столько вокруг научно-фантастческой темы, сколько вокруг корабля — как метафоры последней надежды. Мне кажется, это один из сюжетообразкющзтп

    ответить

  • whoisyodiller 23 июля 2011, 11:12 пожаловаться

    #

    ой, сорри, только что увидел, что этот коммент криво запостился. Он должен был заканчиваться выражением «один из сюжетообразующих элементов».

    ответить

  • 1

    Langolyer 21 июля 2011, 15:18 пожаловаться

    #

    Жаль не дополз еще до оригинального сериала, увяз в классике 90-ых, да так что не выбраться. А без просмотра оригинала в кино точно не пойду(
    Хотя жанр космооперы в аниме всегда привлекал, будь это тот же олдскульный Крушитель (Crusher Joe), претенциозный Freedom, почти документальные Странники (Planetes), настоящая классика Toward the Terra или разввязной фанфик на тему от мастера научфана The Choujo, все эти тайтлы у меня в любимых и их просмотр принес [true]истинное удовольствие[/true]

    ответить

  • 1

    Conqueror 23 июля 2011, 07:00 пожаловаться

    #

    Насколько помню, в прошлом году на КП проводился конкурс на тему сочинения названия для Ямато. Прокатчики придумали свое или выбрали что-то из предложенных вариантов?

    ответить

  • whoisyodiller 23 июля 2011, 10:36 пожаловаться

    #

    кстати-кстати! попробую узнать

    ответить

  • Conqueror 23 июля 2011, 22:08 пожаловаться

    #

    Спасибо)

    ответить

  • whoisyodiller 25 июля 2011, 18:26 пожаловаться

    #

    Через агентство «Сарафан» узнали от прокатчика, что конкурс действительно проводили, но, судя по ответу прокатчика, финальное название оказалось миксом из вариантов победителей и его финальной редактуры. Если что, они меня поправят:)

    ответить

  • Conqueror 25 июля 2011, 19:37 пожаловаться

    #

    Тогда это все объясняет:)

    ответить

  • 1

    rika_66 30 июля 2011, 16:01 пожаловаться

    #

    Спасибо за рецензию! В кои-то веки разумный и аргументированный отклик об этом фильме и его специфике. А то по большей части рецензенты «Ямато» просто не имеют представления о том, с чем имеют дело. И, отталкиваясь в своих оценках от тех самых шаблонов американского и европейского кино, изливают на читателей полученный кульутрый шок. :):)

    ответить

  • whoisyodiller 31 июля 2011, 14:14 пожаловаться

    #

    Вам спасибо!
    Значит, не зря я всё это делаю:)

    ответить

  • 1

    rika_66 31 июля 2011, 15:58 пожаловаться

    #

    Конечно не зря. :):)
    Всячески поддерживаю Вашу мысль, что «главная проблема фильма „2199: Космическая одиссея“ — это его российское название». То есть, по большому счету, его неправильное позиционирование на нашем рынке.

    «Продавая» это кино российскому зрителю, нашим дистрибьюторам/прокатчикам стоило уделить особое внимание как минимум его трем категориям:

    а) поклонникам японской анимации — в этой тусовке название «Космический линкор Ямато» на слуху и они пошли бы на live-action старого культового аниме. Кроме того, их своеобразной стилистикой, принятой в японском live-action, не удивишь.

    б) любителям старых добрых космоопер — это же экранизация классического произведения жанра, оказавшего большое влияние на Джоржа Лукаса с его «Звездными войнами» и американскую космооперу в целом. Причем экранизация сделана с большой любовью и уважением к первоисточнику; они так трогательно стилизовали архаичную атмосферу, ритм, «материальную» среду старого аниме. Эти древние радиотелефоны, старомодные обзорные экраны и т. п. Впрочем, Вы сами об этом говорили.

    в) поклонникам японского кино и телесериалов — те пошли бы на любимых актеров. Если не брать Мейсу Куроки (которая в первую очередь знаменитая в Японии супермодель, а уже потом актриса), то остальной каст там очень сильный. Кимура, Янагиба, Ямазаки, Нисида, Такасима, Икеути, Огата, Цуцуми — это талантливые, опытные, известные актеры. Дубляж правда, портит картину — по уровню голосовой игры русская дорожка куда слабее оригинальной японской.

    Но, увы, прокатчики выбрали другой путь. В результате многие потенциальные «свои» зрители не среагировали на «Космическую одиссею» и прошли мимо, не подозревая, что в начинке там «Ямато». А другие зрители, напротив, пришли на «Космическую одиссею», ожидая что-то в стиле Кубрика или, по крайней мере, привычных западных фантастических фильмов — и получили пресловутый культурный шок. :)
    Жаль, в общем. С другой стороны, хорошо, что вообще показали. И на этом спасибо. Любителей японского кино у нас не очень часто балуют новинками.

    ответить

 
Добавить комментарий...