Спин-офф
 



добавить в:
Так кто же меняет реальность?

03.03.2011 12:23 • 113 комментариев

Молодой многообещающий политик Дэвид Норрис (Мэтт Дэймон) в туалете репетирует пораженческую речь — ему выступать перед избирателями и он уже знает, что проиграл на выборах и не прошёл в Сенат. Внезапно он обнаруживает, что в одной из кабинок прячется милая девушка с бутылкой шампанского в руке… Эта странная встреча так вдохновляет Дэвида, что его речь перед избирателями оказывается не лебединой песней карьеры политика, а прямо-таки марсельезой его новой кампании. Вскоре он снова встречает таинственную незнакомку — Элизу (Эмили Блант) — в автобусе, но что-то старается помешать им быть вместе. Или кто-то.

Этим «кем-то» оказываются странные люди в серых костюмах и старомодных шляпах, работающие в странной организации по корректировке событий. Выясняется, что жизненный план Дэвида, а, впрочем, и всех остальных людей на планете, утверждён и контролируется этими самыми «корректорами», и, согласно этому плану, Дэвид никогда больше не должен видеться с Элизой. Но согласен ли он сам с таким планом?..



«Меняюшие реальность» — дебютный фильм Джорджа Нолфи, сценариста «Ультиматума Борна», «Охранника» и «Двенадцати друзей Оушена», снятый по мотивам рассказа Филипа Дика, в сущности, не является традиционным «сайфаем» — всё действие происходит в настоящем, киберпанком и не пахнет — какой уж тут киберпанк в интерьерах полувековой давности! Фантазийной антиутопией, кстати, он тоже не является. В его основе — фантастическое, почти религиозное допущение, что, ха-ха, вся жизнь землян контролируется «ангелами» в шляпах и конторских костюмах, которые следят за тем, чтобы всё шло по генеральному плану, и чтобы люди не отклонялись от тех событийных векторов, которые запланированы Руководством... Антураж картины — современный Нью-Йорк со вполне современными и довольно обычными людьми. Необычны только ангелы-"настройщики», которые обладают некоторыми сверхъестественными способностями, да и вообще странно выглядят и ведут себя иногда по-идиотски.

При этом, несмотря на то, что антураж фильма — самый обычный, сама идея, что вся твоя «свобода воли» гроша ломаного не стоит, и вся твоя жизнь может зависеть от настроения руководителя «Бюро настроек», которого никто никогда не видел — вполне способна вызвать у особо впечатлительных зрителей приступы паранойи. Ну, сами посудите, как себя вести, когда каждый твой шаг просчитан и незримо контролируется какими-то клерками, которые следуют инструкции и вообще ведут себя по принципу «как бы чего не вышло»! Логичное развитие этой идеи в попытку главного героя героически противостоять не только Генеральному Плану, но и всем шансам и случайностям на свете, выглядят, конечно, весьма по-американски, и присутствие в фильме Мэтта Дэймона поэтому выглядит, прямо скажем, символическим, однако весь героический пафос и вообще сказочность происходяшего на экране в какой-то момент вдруг оказываются весьма оправданными, потому что Решения, которые принимает Дэвид, и Поступки, которые он совершает ради того, чтобы Элиза была счастлива, по глубине сопровождающих их переживаний — наших, зрительских переживаний! — вполне тянут на микро-одиссею в заданных жанровых рамках.

Как и подобает ярким и талантливым работам, «Меняющие реальность» вобрали в себя целый жанровый микс — кроме, собственно, фантастического сюжета, который в интенции изрядно напоминает «Тёмный город», тут тебе и сказочная мелодрама, и драма, и комедия, и приключенческий экшн в нуарных декорациях… В результате, оставив научно-фантастическую часть на втором плане, фильм гордым и ровным шагом выходит на уровень притчи об иллюзии свободы выбора и о том, что даже если этой свободы выбора нет, но очень хочется, её, в каком-то смысле, всегда можно получить.

Если вы ещё питаете какие-то опасения относительно буквально поселившегося на экране Мэтта Дэймона или того, что дебютная работа успешного сценариста может оказаться «сырой» — забудьте об этом. Дэймон настолько органичен в роли упёртого и пробивного политика, что никого другого в этой роли и представить невозможно, а сам фильм настолько ладно скроен, что буквально смотрится на одном дыхании. После просмотра ловишь себя на том, что, невольно ассоциируя выражение «дебютный фильм» с иными поделками вгиковских выпускников, приятно удивляешься тому, что фильм, который ты только что увидел, мало того, что выглядит и является работой зрелого мастера, так ещё и напрочь обивает у тебя желание придираться к мелочам. Ну, потому что не часто увидишь на экране полноценно голливудский фильм, который при этом не выглядит высокотехничной блокбастерной поделкой, а просто является вполне себе приличным кино.



Во время просмотра я не раз ловил себя на том, что примеряю на себя ситуации главных героев — особенно, когда задумываешься о том, что делать и какие решения принимать. По сути — каждый наш шаг является точкой бифуркации с бесконечным количеством последствий, и любое наше действие — даже обычное опоздание на автобус — может запустить цепочку событий, которые могут быть диаметрально противоположны друг другу из-за того, взмахнёт та бабочка, которая вызывает цунами, крыльями или нет…

Если от общих восторгов переместиться к частностям, обратите внимание, как подобраны некоторые детали фильма: все «настройщики» выглядят довольно старомодно, по-конторски одетыми — конечно, не так, как «наблюдатели» во «Fringe», но всё же слишком олдскульно, при этом один из «наших» героев-«настройщиков», который приставлен к Дэвиду, в своей шляпе больше смахивает на хипстерующего яппи, а блокноты, которыми снабжены все «настройщики», вполне потянут на продвинутые «молескины» — во время просмотра вы поймёте, почему они именно «продвинутые»; имперские послевоенные интерьеры временами то моментами совсем уж явно напоминают «Бразилию», а то — хичкоковскую «Верёвку», а нефактурная балерина, которую играет Эмили Блант, не пытается изображать «белого лебедя», а занимается вполне себе современной и при этом не менее экспрессивной версией современного балета.



Но, по большому счёту, это всё — мелочи. Главное в фильме — это интонации, с которыми Нолфи-режиссёр рассказывает историю — от героического пафоса до почти интимной трогательности мы скачем что твои «русские горки» в парке и ни разу не кривимся, мол, «не верим, верните деньги»… Почему-то здесь, в этом фильме, веришь всему. Или хочешь верить. Ведь, в конце-концов, ты получаешь отличное двухчасовое развлечение о таких важных для тебя, как для человека вещах — свооде выбора, выборе правильных жизненных приоритетов, о счастье, в конце-концов

Ах, и, да: чтобы войны не было…




P.S. Зная, что среди вас довольно много поклонников Филипа Дика, хочу спросить: вы рассказ «Adjustment Team» будете на английском читать или вам его перевести?. Если перевести — оставьте тут комментарий «Перевести» или какой-нибудь другой, но чтобы было понятно, что вы хотите почитать рассказ на русском. Наберётся больше сотни таких комментариев — где-нибудь его вывешу. Ну, сами понимаете, мне мотивация тоже нужна:)
американское кино, Дмитрий Зимин  113 комментариев 
Комментарии (113)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...