• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Спин-офф
 



Лучшие и странные фильмы фестиваля «Завтра/2morrow»

20.10.2010 08:04 • 4 комментария

В минувший понедельник состоялось закрытие фестиваля «Завтра/2morrow», на котором были объявлены победители по нескольким номинациям и определён призёр гран-при. Премию жюри молодых кинокритиков получило сразу два фильма: конкурсный фильм «Зимние каникулы» и неконкурсный — «Ловушка для крабов». Международное фестивальное жюри также выбрало победителей в следующих номинациях: лучший звук — «Зимние каникулы», лучшее изображение — «Искушение святого Тыну», актёрская игра и история — «Сказки золотого века». Гран-при в размере $50 000 получил фильм «Четырежды». О самих фильмах — ниже.

Скажу честно, четвёртый «Завтра/2morrow» стал для меня первым — до этого я про него только слышал, но никогда на него не попадал. Но этой весной, когда объявили о новой команде фестиваля, я совершенно случайно оказался на мастер-классе Жако Ван-Дормеля, затем последовало несколько специальных разовых кинопоказов, и тогда стало ясно, что формат фестиваля действительно обновился и вышел за границы тех нескольких осенних дней, когда показывают много хорошего кино.

Ольга Дыховичная незадолго до открытия рассказала, что новый формат, действительно, предполагает постоянное общение со зрителем в течение всего года, когда основной фестиваль не проводится. Иными словами, в течение всего года зрителей держат up-to-date — устраивают спецпоказы или ретроспективы интересных авторов, а так же время от времени организуют мастерклассы для всех интересующихся кино. При этом, вам не обязательно быть профессионалами, студентами киновузов или заядлыми киноманами — прошедшие за этот год мероприятия показали, что основная аудитория такого формата — это те, кому просто интересны хорошие фильмы, и те, кому интересно находить в кино что-то новое. Кроме того, что уже только такая последовательность в действиях заслуживает уважения, само наполнение фильмами такой новой для России фестивальной структуры требует отдельного упоминания.

На фестивале мне удалось отсмотреть больше дюжины картин, преимущественно конкурсных, и только один раз мне хотелось уйти с сеанса (впрочем, я этого не сделал). Фильмы оказались слишком разными, чтобы их сравнивать друг с другом, но исключительно все они оказались стоящими того, чтобы их посмотреть.



Про «Воображаемые любови» я уже вкратце вам рассказывал. По прошествии нескольких дней после просмотра хочу добавить, что Долан сохранил какие-то свои «пунктики» своего прошлого фильма — любование героями, речь героев в камеру, погоня по осеннему лесу, сцены-клипы, но за прошедший год он сильно творчески вырос — его фильмы стали визуально насыщеннее и при этом выразительнее в художественных средствах. Он не боится играть с планами, светом, ритмом. Он всё такой же колючий, немножко самовлюблённый, но при этом совершенно комфортный для восприятия автор. Тема проблем взаимопонимания и отношений, которые мы себе сами придумываем, и от того заставляем страдать и себя, и других — не самая простая, но Долану удаётся найти баланс между собственно внятным нарративом и артом, что уже как минимум интересно и ценно. Теперь остаётся только надеяться, чтобы вундеркинд не «зазвездил».



Получивший гран-при «Четырежды» Микеланджело Фраммартино на первый взгляд может показаться странным и скучным — в фильме нет реплик, а те слова, что произносятся, играют исключительно декоративную функцию — как шум ветра, стук топора или блеянье коз. За полтора часа мы проживаем четыре жизни, смерти и перерождения, чтобы вернуться к географической точке отсчёта. Фильм — медлительный, впрочем его черепашья скорость обусловлена предметом повествования, с другой стороны, только в конце понимаешь все эти сверхдлинные планы позволяют нам почувствовать что-то похожее, простите за пафос, на пульс жизни, и в какой-то момент вы вдруг поймаете себя на том, что пытаетесь понять, как режиссёр добился того, что у него начинает в кадре играть сама природа. Не могу сказать, что приобщился к таинству течения жизни, но для таких аскетичных визуальных решений фильм оказался непостижимым и удивительным — ты будто подглядываешь за тем, как жизнь идёт, проходит, перетекает из одного сосуда в другом, обрывается, начинается, зарождается… Досмотрите картину до конца — и вы получите незабываемые впечатления. То есть будьте готовы к тому, что с непривычки поначалу вам этот фильм покажется бессюжетным и бесцельным, может, даже слишком тянучим, но, поверьте, этот киноопыт как раз относится к разряду тех случаев, которые расширяют ваше понимание того, каким разным может быть хорошее кино.



«Днепр» — шизофазивное церебральное порно. Имеет полное право существовать в качестве фестивального экспоната, но нужно поискать того, кто пойдёт на такой перфоманс в «мирное» нефестивальное время. Под люминисцентной глянцевой картинкой в лучших традициях начала 2000-х и клипповым монтажом скрывается обманчивый и противоречивый эксперимент по разоблачению коммуникативных штампов. На протяжении практически всего экранного времени герой осуществляет знакомство с героиней, не умолкая ин на минуту. Физически, они этап за этапом проходят всевозможные варианты сцен знакомств и прелюдий, при этом невербальный язык героини даёт нам понять, что она ко всему готова с самого начала, а вербальные упражнения героя повествуют о чём угодно — только не о том, чего мы ждём. При этом мозг и героини, и нас, зрителей, главный герой по прозвищу Кот насилует с самого начала, заменяя пространные размышления прогришковцовского толка натурально нечеловечески обстоятельным графоманским текстом, от чего становится не по себе ещё до середины «Днепра». В одной из реплик герой оброняет, что счастливы те, кто всё понимает буквально. Не уверен, что буквальное понимание этого фильма, сделает счастливыми вас. Впрочем, всё это дело вкуса, сами понимаете…



«Зимние каникулы» — один из моих любимых фильмов фестиваля. Снят статичной камерой, лаконично — в духе Джим Джармуш встречает Роя Андерссона в безумных декорациях какой-то заброшенной китайской барачной то ли «стройки века», то ли свалки века, то ли недостроя. Несмотря на то, что и по ритму, и по наполнению фильм крайне минималистичен, лаконичен, аскетичен и флегматичен. Пустая, ничем не заполненная жизнь его ярких и немного трогательных тормознутых героев кричит погромче финальной панк-песни — возможно, именно из-за противоречия между декорациями, в которых они живут, и их собственным внутренним напряжением. Сатирический конфликт контекста жизни героев в каком-то пустынном безвременьи и декларируемых, но воображаемых ценностей едва ли не в каждой сцене выглядит, конечно, полным издевательством над официальной китайской действительностью — если бы можно было придумать полную противоположность традиционным китайским красочным кунг-фе эпикам, «Зимние каникулы» стали бы идеальным образцом. Последний раз такую безысходность я видел только в «Облаке-Рае» да «Нортфорке».



«Искушение святого Тыну» эстонского режиссёра Вейко Ыунпуу — ещё один фильм, ради которого стоило посетить фестиваль. С дантевым прологом и в нескольких частях, вполне соизмеримых с перечнем кругов чьего-то личного ада, фильм рассказывает, в общем, простую историю о том, как переживший трагедию директор эстонского завода случайно помогает сбежавшей, кажется, невесте с издевательским именем Надежда, но тут проблемы начинаются у него… Снятая в лучших традициях и советской киношколы, и догодаровского европейского кино, эта картина в ближайшее время может оказаться одной из лучших сюрреалистических драм за последние лет десять или двадцать. Она настолько плотно нашпигована яркими образами, социальными подтекстами, религиозной символикой и непривычно огромным количеством культурных и арт-реминисценций(собственно, сам по себе сюжет об Искушении святого Антония на манер современной Эстонии лежит в основе истории фильма), что некоторые зрители уходили с неё, полагая, что столкнулись с очередной кафкианской драмой в антураже северных болот, но, видимо, эти зрители не видели пролога и безумного крестного хода — иначе досидели бы до конца. Ещё у меня есть подозрение, что те, кто уходил с фильма, не слышали ни про Бунюэля, ни про классиков европейского кино середины 20-го века. Если честно, то я надеялся, что гран-при дадут именно "Искушению"... Фильм отправлен на «Оскар» от Эстонии, и, кажется, я знаю, за кого я буду болеть в этом году. В день закрытия фестиваля сыгравшая роль Надежды Равшана Куркова дала несколько комментариев к фильму, но их я вам представлю чуть позже.



«Клон возвращается домой» — самый недооценённый фильм фестиваля, к сожалению, не отмеченный в этом году российскими наградами. Его режиссёр Кандзи Накадзима намеренно делал оммаж Тарковскому, но при этом у него получилась вполне аутентичная и, главное, простая, внятная и поэтичная история о проблемах взаимоотношений души и тела. Без дождя в доме и пасторальных панорам не обошлось, но они оказались как нельзя к месту. В следующем году, кажется, фильм должен выйти в российский прокат — не пропустите его. Это очень правильное японское кино. На фестивале я поговорил с его продюсером Киёси Иноэ, подробности также опубликую чуть позже.



«Шантрапа» — новый фильм Отара Иоселиани о молодом грузинском режиссёре, который хочет снимать кино без указок партии и оглядок на продюсеров. Расшифровку беседы с Отаром Давидовичем я покажу вам чуть позже, а пока скажу лишь, что этот фильм — дань уважения друзьям режиссёра и тем, кто оставался настоящими художниками.



Ну, а про "L.A. Zombie" вы уже и так знаете...
фестивали, 2morrow, Дмитрий Зимин  4 комментария 
Комментарии (4)

Новый комментарий...

  • supergogorchik 20 октября 2010, 13:58 пожаловаться

    #

    Количество комментариев за первые два часа прямо пропорционально интересу публики к авторскому кино. Впрочем, ничего удивительного…

    ответить

  • whoisyodiller 20 октября 2010, 14:16 пожаловаться

    #

    угу, при этом у меня, кажется, впервые было такое, что почти все фильмы, которые я увидел, стоило смотреть. при этом я совсем не киноман или не экстремальный любитель необычного кино:)

    ответить

  • USA Intelligent 21 октября 2010, 16:06 пожаловаться

    #

    Так, вот что я хочу посмотреть: Воображаемые любови, Днепр и возможно Зимние каникулы. А, ну как же я могу забыть про Лос-Анджелесских зомби. Их то наверное надо в первую очередь смотреть, хих.

    ответить

  • whoisyodiller 21 октября 2010, 16:22 пожаловаться

    #

    хороший выбор, чо… правда, если будет возможность где-нибудь в прокате найти «тыну» и «клона» — очень их рекомендую. впрочем, это уже мои личные пристарстия, потому что «искушение святого тыну» — хоть и очень крутой фильм, он всё равно рассчитан на некоторую внутреннюю работу зрителя.

    ответить

 
Добавить комментарий...