Спин-офф
 



добавить в:
Я хочу быть кочегаром, кочегаром, кочегаром!

30.09.2010 07:47 • 52 комментария

Алексея Балабанова зачастую величают режиссером противоречивым. Единственное противоречие я вижу в реакции на его творчество: Балабанова либо очень любят, либо терпеть не могут. Равнодушными остаются лишь те, кто не видел ни одного его фильма. Г-н Сельянов, понятное дело, относится к числу поклонников, его речь на предпремьерном показе «Кочегара» звучала примерно так: « Актеры неизвестные, но это же Балабанов, диалогов мало, но это же Балабанов, то-то и то-то, но это же Балабанов, и вообще, зачем долго говорить, ведь фильм снял сам Балабанов!» Такое представление, если отбросить некоторую подобострастность, не лишено смысла. Собственно, этим можно было и ограничиться: «Как вам «Кочегар»?» «Да Балабанов!». Если вы в свое время выучили наизусть «Это Родина моя, всех люблю на свете я» , недоумевали во время просмотра «Жмурок» , сочувствовали героине Литвиновой и ругали «Груз 200», то этого будет достаточно.



Пересказывать сюжеты – занятие неблагодарное, аннотации и синопсисы вызывают у меня брезгливое недоумение. «Для таких людей пишут аннотации на книгах» — говорил герой «Этана Хоука» и, поверьте, это было оскорбление. А рецензии – это вообще фантастика от киножурналистики. В одном интервью Балабанов признался, что не понимает некоторых выражений, которые используют критики: « У меня возникает ощущение, что они соревнуются, кто больше непонятных слов напишет». В точности цитаты не уверена, но суть ясна: надо быть проще и конкретнее. Итак, главный герой – тот самый кочегар, типичный юродивый с обостренным чувством справедливости. Контуженый афганец, жене оказался не нужен, взрослой дочери тоже не особо – разве что в день зарплаты. Вот и живет он в своей кочегарке, медленно-медленно печатает рассказ на старой печатной машинке и время от времени принимает гостей. К кочегару приходят дети, послушать «о плохих людях», армейский товарищ наведывается — сжигает в кочегарке трупы. Кочегару он рассказывает, что убивает только плохих людей, кочегар верит: «Хорошее ты дело делаешь». Секс есть, одиночество есть, бандиты есть, трупы есть, даже трамваи есть: все балабановские атрибуты на своих местах. И как-то понятно, что они, трамваи эти, ездят не в настоящем мире, а в голове у режиссера. А театральный актер из Якутии в кочегарке смотрится до того органично, будто всю жизнь там и просидел, и никакого короля Лира он у себя на родине не играет ( кстати, любопытно было бы посмотреть, как замахиваются на Шекспира на якутском).



Балабанов не просто снимает фильмы-истории, он рассказывает легенды, предания и «Кочегар» — не исключение: минимум привязок ко времени, герои-типажи, гиперболизация качеств и черт характера, они разве что из экрана не выпирают. Если честно, то я хотела заняться анализом образов, нафантазировала себе символику огня, вроде как кочегар — эдакий паромщик или проводник, пропускающий души в царство мертвых. Сам же он находится не в том мире, и не в этом, а потому все происходящее воспринимает отрешенно. Но затем в царство мертвых попадает знакомая и родная душа, «кочегар-паромщик» просыпается и осознает, что порядок нарушен и все, что происходило на его глазах — неправда и правдой быть не могло. И он решает поквитаться с теми, кого считал «справедливыми высшими силами». Согласитесь, знакомые мотивы, я даже хотела поспрашивать знающих людей, не было чего-то похожего в какой-нибудь мифологии, но потом прочитала интервью Балабанова: «Ребята, я вам сразу скажу: я никогда не вкладываю в фильм ничего, кроме того, что есть. Если он получился — там можно найти все. Люди ищут и находят. Потому что они хотят найти. У меня одна цель — сделать качественное кино. Чтобы артисты сыграли убедительно, кадр был хороший, чтобы свет стоял красиво, чувствовался ритм. И чтобы не скучно было смотреть. Все». Желание фантазировать отпало самой собой. А потом подумалось, что Балабанов играет со зрителями: помещает нас в довольно яркие и странные декорации, вроде бы призывает искать за печками ( которые в «Кочегаре» есть в каждом доме – просто так?) символы и тайные знаки, а потом, когда мы приходим к нему – в копоти, грязи, но с пучком толкований, — говорит: «А ничего там не было, это вы сами все напридумывали!»


Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...

А в голове рефреном звучит: «Я хочу быть Кочегаромкочегаромкочегаром, работать сутки через трое черезтроечерезтрое». Цоевская песня к картине Балабанова никакого отношения на самом деле не имеет, кроме заявки на простоту, и почему она засела у меня в голове, не понимаю. Наверное, просто нет в запасе никакой другой песни про кочегара. Как вы уже поняли, фильм ни малейшего намека на романтизацию профессии кочегара не содержит, да и саундтрек совсем другой. Герой до последних пяти минут выступает наблюдателем, он никто и нигде, и все эта «никаковость» сопровождается инструментальными треками несколько созерцательного Дидюли. Когда же волевым усилием кочегар перемещает себя во внешний мир, впервые выходя на улицу, нам выдают порцию навязчивой Агаты Кристи: « Я тебя люблю за то, что я люблю тебя, я тебя люблю за то, что ты не любишь меня. Я тебя убью, как только я убью тебя, я тебя убью, как только поменяю коня». Все напряжение фильма, ожидание какого-то действия, желание схватить несчастного кочегара за плечи и хорошенько потрясти – все то, что заставляет тебя ерзать в кресле и, возможно, даже грызть ноги, выплескивается в финале. И наблюдая за развязкой, которую ты так долго ждал, понимаешь, что иначе и быть-то не могло. Это ведь Балабанов!



Фильм вам может и не понравится, он, скорее всего, не понравится большинству, это не так уж и важно. Важно то, что Алексей Балабанов – один из немногих действующих отечественных режиссеров, которым удалось создать свой мир, некую параллельную киношную реальность со своим парламентом и национальной кухней. И подступаться к этой реальности с линейками, весами и вольтметрами из нашего мира – глупо и бесполезно. Примерно как охотиться на медведя с мухобойкой: если выживете, то долго потом будете жаловаться. С одной стороны, эта целостность – вещь прекрасная, но с другой – мешает воспринимать его фильмы по отдельности: являясь составными частями паззла, они сами по себе задают больше вопросов, чем дают ответов.
  52 комментария 
Комментарии (52)

Новый комментарий...

  • 1

    City 17 30 сентября 2010, 12:40 пожаловаться

    #

    Правильное дали определение Балабанову — «противоречивый». Полностью согласен, и то что его либо любишь либо ненавидишь тоже верно. Я правда не ненавижу, но точно совершенно не понимаю, даже знаменитые «Братья» у меня скорее недоумение вызвали чем восторг, а уж от «Груза 200» и «Морфия» я до сих пор плююсь. Этот фильм тоже особо смотреть не хочеться, фрагмента достаточно. Спасибо что выложили))

    ответить

  • 11

    sottile 30 сентября 2010, 16:50 пожаловаться

    #

    «Брат-2», простите, фильм культовый, с него началась волна нового русского рока. Школьник вместо того, чтобы подтягивать «рэпперские» штаны, побежали покупать кассеты с саундтреком. Я даже помню, что выпускали кассеты не только с первым и вторым братом, хитрый пираты под раскрученной маркой всучивали саундтреки с третьему, четвертому и седьмому (!). Мы их спрашивали: «А разве такие фильмы есть?» «Скоро будут» — отвечали они.
    Морфий шикарен.
    Ну а «Груз-200» мне до сих пор в кошмарах иногда снится)

    ответить

  • City 17 30 сентября 2010, 17:30 пожаловаться

    #

    Да я знаю, но не моё это. Не знаю почему, хотя признаю, что русский дух там отлично выражен, снято и сыграно на высоком уровне. Это да, но вот пересматривать их меня что-то совсем не тянет. Вот очень многие говорят, что «Крёстный отец» это шедевр, даже лучший фильм в истории, а я смотря его чуть не заснул. Не говорю уж о том, что его смысл был мне глубоко пофигу))

    ответить

  • sweden80 1 октября 2010, 10:15 пожаловаться

    #

    да есть у меня кассетка Брат-4. Не сам покупал — подарили. Но музыка там хороша, все равно

    ответить

  • 6

    USA Intelligent 30 сентября 2010, 12:46 пожаловаться

    #

    Ну и постер у фильма, прям Призрачный гонщик.

    ответить

  • 1

    отец_Шайа 30 сентября 2010, 16:52 пожаловаться

    #

    А вот я лично как раз и уважаю Балабанова из-за его «Брата» (особенно первого) — отличная картина, особенно если учитывать этот переход в 2000-е, когда в российском кинопроме ничего хоть чуточку радующего глаз не оставалось. Ну а сейчас и подавно нет ни одного стОящего фильма, который хоть немного оставлял впечатления, сравнимые с первой частью «Брата».

    P.S. Хотя, конечно, «Грузом 200» Балабанов подпортил представления о себе, как о кинорежиссёре. Всё-таки не стоило столь плохую (во всех смыслах слова) картину снимать.

    ответить

  • 1

    e_matveyev 30 сентября 2010, 17:53 пожаловаться

    #

    надо будет посмотреть Кочегара! Люблю почти все фильмы Балабанова.
    Морфий тоже считаю шедевром)

    ответить

  • 3

    gurur 30 сентября 2010, 17:54 пожаловаться

    #

    Из всего этого я понял только одно: посмотреть фильм нужно самому, чтобы составить собственное мнение! Это же Балабанов! =))

    ответить

  • 1

    dirty69 30 сентября 2010, 18:12 пожаловаться

    #

    Балабанов весь хорош. но лучше груза еще ничего не было. ждем кочегара

    ответить

  • 2

    sottile 30 сентября 2010, 19:42 пожаловаться

    #

    Примерно так)

    ответить

  • Доктор Лайтман 30 сентября 2010, 18:15 пожаловаться

    #

    Классный режиссер, нравятся практически все его фильмы)))интересная стать, теперь муже представляю что за фильм будет)))

    ответить

  • 1

    sapalakalusha 30 сентября 2010, 18:29 пожаловаться

    #

    Почти все фильмы Балабанова интересно смотреть, даже несмотря на то, какое впечатление они в итоге производят. Груз 200, если отвлечься от национальных комплексов, — очень хороший фильм, по крайней мере, после этого фильма точно не возникает никакой симпатии к маньякам, как после голливудских фильмов. Конечно, неприятных и противных моментов там много, но все они на своём месте.

    ответить

  • 1

    поручик Киже 30 сентября 2010, 19:26 пожаловаться

    #

    «Груз 200» было именно, что скучно смотреть. Скучно и неприятно. Это безо всяких «национальных комплексов». Честно-честно.

    ответить

  • 2

    sottile 30 сентября 2010, 19:53 пожаловаться

    #

    Ну он никак не скучный. Но неприятный — факт. И можно долго рассуждать о причинах и толкованиях, но второй раз я его пересматривать не буду.

    ответить

  • 2

    поручик Киже 1 октября 2010, 00:55 пожаловаться

    #

    Скажем так, сначала скучный, а потом неприятный. Просто нет там героя, за которого можно «уцепиться» — все персонажи малоприятные и никому не сопереживаешь. Оттого и скучно поначалу.

    ответить

  • 1

    sottile 1 октября 2010, 01:09 пожаловаться

    #

    Точно-точно, но это такая игра с восприятием: черное — черное, а все остальное — серое, даже белое — и то серое. Мерзопакостности добавляет.

    ответить

  • 1

    поручик Киже 30 сентября 2010, 18:59 пожаловаться

    #

    >Балабанова либо очень любят, либо терпеть не могут. Равнодушными остаются лишь те, кто не видел ни одного его фильма.

    Не знаю. Я вот как-то не фанат Блабанова, но и не сказать, что «терпеть не могу». Фильмов видел его достаточно, но как-то ровно дышу тем не менее :)

    ответить

  • 1

    sottile 30 сентября 2010, 19:43 пожаловаться

    #

    Хотите, сделаю сносочку «кроме поручика Киже»?)

    ответить

  • поручик Киже 1 октября 2010, 01:17 пожаловаться

    #

    Да уж нет уж. Пусть будет, хотя бы ради «красного словца»)

    ответить

  • 1

    sottile 1 октября 2010, 01:22 пожаловаться

    #

    Думаю, вы лукавите. Вот «Груз» показался вам неприятным — не понравился, значит. Уже есть отрицательная оценка. А это никак не соотносится с ровным дыханием.

    ответить

  • поручик Киже 1 октября 2010, 02:29 пожаловаться

    #

    Где же я лукавлю? Я посмотрел фильм, и у меня сложилось о нём определённое мнение, что вполне естественно. И это никак не мешает мне «ровно дышать» в отношении режиссёра Балабанова. Его фильмы я смотрю, что называется, от случая к случаю, без особого энтузиазма, за творчеством его давно уже не слежу практически. Да, мне нравится его «Война», но нет такого, чтобы с придыханием: «о, да, Балабанов!», или наоборот: «У, Балабанов, сякой-разэдакий, ненавижу его!». Это я имел ввиду, когда написал, что ровно к нему дышу.

    P.S. Я придрался к вашей фразе, вы теперь к моей. Думаю, мы квиты))

    ответить

  • 1

    sottile 1 октября 2010, 03:13 пожаловаться

    #

    Ладно-ладно, сломаем шпаги об бордюр, а всем расскажем, что дрались не на жизнь, а на смерть)

    ответить

  • поручик Киже 1 октября 2010, 06:52 пожаловаться

    #

    Точно)

    ответить

  • 1

    eron 30 сентября 2010, 19:02 пожаловаться

    #

    Балабанов всё больше и больше погружается в глубину тьмы, и «Груз 200» и «Морфий» тому подтверждение: чернее фильмов не видел и не хочется. «Кочегар» наверняка туда же, чего один постер стоит.

    ответить

  • sweden80 1 октября 2010, 10:20 пожаловаться

    #

    Ага, я так понимаю «Замок» и «Про уродов и людей» вы не видели?

    ответить

  • meat loaf 30 сентября 2010, 22:33 пожаловаться

    #

    Реальность кусаетеся классный фильм)

    ответить

  • 1

    sottile 30 сентября 2010, 22:51 пожаловаться

    #

    Мне тоже нравится)

    ответить

  • meat loaf 3 октября 2010, 19:51 пожаловаться

    #

    почему же мы еще не вместе…

    ответить

  • 1

    sottile 3 октября 2010, 20:15 пожаловаться

    #

    Это просто досадное недоразумение, наверное.

    ответить

  • reichtraktoristen 10 октября 2010, 01:00 пожаловаться Осталось всего 2 дня!

    #

    После просмотра отрывка сильно, даже дико захотелось посмотреть сам фильм. Потому что Балабанов, ага :)

    ответить

  • salman77 13 октября 2010, 03:13 пожаловаться

    #

    Хороший будет фильм!!!

    ответить

  • Георгий Муа 14 октября 2010, 18:57 пожаловаться Фильм-отличный

    #

    А для меня Балабанов навсегда останется -лучшим режиссером страны. Он не гонится за деньгами, он творец
    К нему бегут сниматься суперзвезды, а он любит снимать малоизвестных актеров и превращать их в звезд
    он берет те темы, которых другие бояться
    он гениальный автор!

    ответить

  • 1

    sottile 14 октября 2010, 23:56 пожаловаться

    #

    тогда вас обрадует интервью с ним.

    ответить

 
Добавить комментарий...