Спин-офф
 



добавить в:
«Ливан»

08.09.2010 14:05 • 11 комментариев

«Законом запрещено использовать фосфорные бомбы, поэтому мы будем уважать закон и не будем говорить слово "фосфор"».


«Ливан» — это кинорассказ об одном проведённом экипажем танка израильской армии дне в самом начале ливанской войны. По манере подачи материала в полудокументальной манере он местами очень походит на «Hurt Locker»'a, но если картину Кэтрин Бигелоу по очевидным для её главного героя причинам вполне можно назвать военным фильмом, то работа бывшего танкиста Самуэля Маоза по тем же причинам — фильм антивоенный. Разница между этими дефинициями лишь в том, как главные герои относятся к происходящим событиям и в каком настроении мы, зрители, подходим к финальным титрам.



Мнения зрителей относительно «Ливана» разделяются — кто-то сетует на чрезмерное эстетство, мол, кадры с отражениями в жидкости на полу слишком стильны для реализма, кто-то говорит, что, напротив, фильм — выдающийся по всем параметрам. Учитывая, что восприятие субъективно по определению, давайте, я вам просто расскажу, что в фильме увидел я — может, это как-то вам поможет.



Для начала, специально отмечу, что фильм однозначно не просто заслуживает, а требует внимания. Если абстрагироваться от тематики, то «Ливан» можно со спокойной совестью и без иронии назвать просто хорошим кино. Незамысловатый по сюжету рассказ о первом дне ливанской войны ведётся из кабины танка, и все события, происходящие вне машины боевой наблюдаются сквозь пулемётный прицел. В описании это звучит скучно, но на экране этот приём срабатывает бесподобно: ты сразу чувствуешь, что мир внутри танка и мир снаружи едва пересекаются. Из ниоткуда появляется и также исчезает командир... Интриги, стрельба, глаза пострадавших в перестрелке, подозрительные переговоры — касаются экипажа танка только лишь тогда, когда начинается бой с нешуточными для всех последствиями. Почти механические боевые задачи — пройти из точки, А в точку С — решаются болезненно, через внутренний надлом и тотальный перекрой картины мира у тех, кто сумел дойти хотя бы до точки B. На удивление, фильм не изобилует гиперреалистичной «расчленёнкой» или смакованием деталей обычных военных действий — они проходят фоном и особо не пугают, нас, привыкших к экранным кроваво-красным клюквенным баням, но почему-то после того, как боевая задача выполнена, и рассказ завершается, финальный вид покорёженного танка на поле подсолнухов под пронзительно-голубым небом вселяет в тебя ужас сильнее всех увиденных за фильм трупов и городских развалин.



Герои фильма — не «герои» вовсе. Они похожи на наших соседей или даже на нас с вами — с какими-то своими смешными проблемами, почти школьной борьбой за авторитет и чисто военно-еврейской манерой обсуждать приказ и таки торговаться за соблюдение субординации. Они — часть военного механизма, в котором непонятно, кто и что куда движется, но исполнять приказ и выполнять боевую задачу — обязательно. Мир в перископ — непонятен и враждебен, внутри танка личных проблем не меньше, чем других, чужих, снаружи, и при этом любое столкновение с реальностью — смертельно болезненное, неприятное — что за танковой бронёй, что под ней.



Война глазами того самого «маленького человека», которого представляют главные герои картины, выглядит нелепо, цель её не ясна, при этом за эти неясные цели гибнут люди — живые люди, похожие на нас с вами, и не понятно, совсем не понятно, с кем мы воюем, ради чего разрушаем дома, похожие на наши, и выжигаем похожих же на наши целые семьи... Представьте, что вам вдруг нужно нажать на курок и уничтожить полдома вместе с боевиками и мирными жителями? Только в больных социопатических фантазиях это кажется плёвым делом, и только человек знающий, прошедший через горнило боевых действий, сможет сказать вам, каково это на самом деле.

Мне рассказывали историю одного человека, который принимал участие в боевых действиях, которого за глаза называли «отморозком» — он был крайне ассоциален, и в результате упился до смерти… Так вот, он рассказывал, что со временем привык во время служебных «зачисток» спокойно «поливать» людей, даже спящих, короткими очередями. Говорил, что это было делать легко — голова отключалась, и ты чисто механически выполнял все требуемые от тебя действия для сохранения конституционной стабильности в регионе. Только потом почему-то у него совсем не получалось заснуть. Совсем.

Но, простите, я отвлёкся. За провокативным военным беспределом лучше всё-таки обратиться к фильму Александра Невзорова «Чистилище», а здесь у нас — более выдержанное в категории "13+" художественное произведение. Хоть и основанное на реальных событиях, но художественное.



Нужно отдать должное Самуэлю Маозу за то, что в фильме «Ливан» нет гуманистического пафоса, как, например, у Терренса Малика в «Тонкой Красной Линии», нет ни чеканно декларируемого пацифистского манифеста, ни патриотической мишуры. В «Ливане» просто рассказывается, как молодые ребята выполняют боевую задачу и что за время её выполнения происходит. Событий в нём на поверку не так уж и много. Но почему-то при всей лаконичности этого рассказа, исподволь радуешься, что ты не узнал про войну больше.

Не это ли идеальная прививка от войны?
израильское кино, ливан, Дмитрий Зимин  11 комментариев 
Комментарии (11)

Новый комментарий...

  • 4

    Byakin 8 сентября 2010, 18:28 пожаловаться

    #

    Спасибо, Дмитрий! Замечательная рецензия на замечательный фильм!

    ответить

  • 4

    USA Intelligent 8 сентября 2010, 18:41 пожаловаться

    #

    Спасибо, Дима, заинтересовал. Прям посмотреть захотелось.

    ответить

  • 1

    whoisyodiller 8 сентября 2010, 20:07 пожаловаться

    #

    он стоит того

    ответить

  • MisterNorrell 8 сентября 2010, 21:17 пожаловаться

    #

    А как он в сравнении с «Вальсом с Баширом»? Держится?

    ответить

  • 2

    whoisyodiller 9 сентября 2010, 00:18 пожаловаться

    #

    держится, но с «Вальсом» его трудновато сравнивать — из-за нарративной формы — очень они в ней различаются, В «Вальсе с Баширом» есть момент, когда дама-психиатр, специалист по травмам, рассказывает про парня с фотоаппаратом, который-де рассказывал, что все ужасы войны легче пережить, если смотреть на них через объектив. Здесь — такой же эффект отстранённости, когда и танкисты, и зрители смотрят на происходящее через призму своего «перископа», ни разу не вылезая из машины. Как художественный приём — работает более чем. Но вот в «Вальсе» разные жуткие эпизоды, которые главный герой вроде как забыл, вытеснил, вспоминаются фрагментарно — как фотокарточки в альбоме, а в «Ливане» — это просто часть происходящих за день линейно выстроенных событий. «Башир» — конечно, высший пилотаж, «Ливан» в сравнении с ним выглядит более камерно, и6 как ни странно — несмотря на этот отстраненный перископ, ты события воспринимаешь более лично — намного острее, чем в «башире». Получается, что в «Башире» нам пересказывают события иллюстрациями, а в «Ливане» — мы как бы сами внутри них, видим реакцию на них, а не перессказ.

    ответить

  • 2

    whoisyodiller 9 сентября 2010, 08:07 пожаловаться

    #

    вчера ради того, чтобы ответить на ваш вопрос специально ночью пересмотрел «Вальс», ни разу не пожалел, спасибо, что напомнили. Хотя, конечно, такое кино не будешь каждый день смотреть…

    ответить

  • MisterNorrell 9 сентября 2010, 13:04 пожаловаться

    #

    Не за что:) А Вам — спасибо за то, что так внимательны к своему читателю!

    ответить

  • 1

    eva7 9 сентября 2010, 12:06 пожаловаться

    #

    большое спасибо за рецензию. захотелось посмотреть аж до дрожи в коленках.

    ответить

  • 1

    whoisyodiller 9 сентября 2010, 13:18 пожаловаться

    #

    вы на всякий случай не стройте завышенных ожиданий — вдруг кино их не оправдает…

    ответить

  • eva7 9 сентября 2010, 13:28 пожаловаться

    #

    мне нравится пацифисткая тема в фильме о войне. это не может не заинтересовать его посмотреть… «Война глазами того самого „маленького человека“, которого представляют главные герои картины, выглядит нелепо, цель её не ясна, при этом за эти неясные цели гибнут люди — живые люди, похожие на нас с вами, и не понятно, совсем не понятно, с кем мы воюем, ради чего разрушаем дома, похожие на наши, и выжигаем похожих же на наши целые семьи… «

    ответить

  • whoisyodiller 9 сентября 2010, 15:46 пожаловаться

    #

    тогда вам точно понравится. :)

    ответить

 
Добавить комментарий...