Paris, je t'aime
 



добавить в:
Почему запел Гаррель: Немного о французских мюзиклах

25.06.2016 11:46 • 7 комментариев

На родине кино, во Франции, есть замечательный праздник — День музыки. По этому случаю каждый год 21 июня гремят парады оркестров и тысячи музыкантов всех мастей выходят на улицы. Быть в этот день во Франции — сплошное удовольствие, но если такой возможности нет, а душа просит чего-то мелодичного, праздничного и французского — самое время посмотреть один из музыкальных фильмов, снятых в этой стране. Несмотря на то, что на французском, казалось бы, петь да петь, таких картин не так уж много. И в этом скромном списке есть две ленты, тесно связанные между собой — «Шербурские зонтики» и «Все песни только о любви».

Между этими фильмами — почти полвека. Первый — целомудренный, второй — провокационный. Героиня первого долго не решается признаться матери, что влюблена, героиня второго спокойно рассказывает семье, что практикует ménage a trois. Первый полон ярких красок 60-х, второй снят в меланхоличных парижских декорациях. В первом актеров дублировали профессиональные певцы, во втором можно услышать, как поют Луи Гаррель и Клотильда Эсме. Словом, это совсем разные ленты, но при этом они — родственники, отражающие важные события и нравы своих эпох.



Бонжур, Шербур

«Шербурские зонтики» — фильм, раскрывший талант начинающей актрисы Катрин Денев и прославивший на весь мир композитора Мишеля Леграна. Сюжет простой: Женевьеве (Денев) 17 лет, она работает продавщицей зонтиков в маленьком семейном магазине в портовом городе Шербур. Женевьева влюблена в молодого механика Ги (Нино Кастельнуово): они мечтают пожениться, завести детей и жить долго и счастливо. Но вот Ги забирают в армию, а Женевьева обнаруживает, что беременна. Дела в магазине идут так себе, и весьма кстати оказывается появление красавца-бизнесмена (Марк Мишель), который спасает семью от разорения. Ги пишет все реже, а бизнесмен — обаятелен и состоятелен. Как отказать такому мужчине, если он предлагает руку, сердце и кошелек в придачу?

Сегодня в это трудно поверить, но у ленты, которая стала классикой французского кино, непростая судьба. Режиссеру Жаку Деми с трудом удалось получить финансирование: продюсеры были уверены, что картина, где все только и делают, что поют, провалится в прокате. Опасения, впрочем, были вполне оправданы: ни один из голливудских мюзиклов того времени не имел большого успеха у французского зрителя, и было странно ожидать, что с «Зонтиками» все будет по-другому. Даже когда удалось собрать необходимую сумму, финансовая ситуация оставалась нестабильной, и фильм поначалу хотели прокатывать только в провинциальных кинотеатрах. Кто бы мог подумать, что вскоре случится нечто невероятное: картина получит «Золотую пальмовую ветвь», несколько номинаций на «Оскар» и станет нетленным хитом во всем мире.



Пой, Луи, пой

Сорок три года спустя после выхода на экраны «Шербурских зонтиков» Кристоф Оноре снимет музыкальный фильм «Все песни только о любви». По сюжету он не имеет ничего общего с лентой Жака Деми. Главный герой — молодой редактор Исмаэль (Луи Гаррель) встречается с симпатичной блондинкой Жюли (Людивин Санье), а иногда к ним присоединяется Алис (Клотильда Эсме), коллега Исмаэля. Треугольник рушится, когда с Жюли происходит несчастье: Исмаэль впадает в депрессию, и кажется, совсем не понимает, кого теперь он хочет видеть в своей постели.

Фильм «Все песни только о любви», получивший смешанные отзывы критиков и зрителей, имел, тем не менее, шанс повторить судьбу «Шербурских зонтиков»: в 2007 году он был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь», но в итоге удостоился лишь национальной премии «Сезар» за лучший саундтрек. И хотя песням из ленты Кристофа Оноре так и не суждено было разлететься по миру, у них образовался солидный пул поклонников. Правда любовь эта связана во многом не с музыкой, а с актерами, исполнившими в фильме главные роли.

Некоторым из них уже доводилось петь в кадре. Так, Людивин Санье дебютировала в фильме «8 женщин» Франсуа Озона с песней «Papa, t«es plus dans l«coup», а Кьяра Мастрояни в 2004 году даже выпустила сольный альбом. Но для Луи Гарреля лента «Все песни только о любви» стала первым подобным опытом. Поначалу Кристоф Оноре хотел отдать главную мужскую роль настоящему певцу. Но потом понял, что в роли Исмаэля он видит именно Луи, который на тот момент уже успел сняться в двух его фильмах. Сам Гаррель настолько загорелся идеей участия в картине, что настоял на слепом прослушивании: выучив несколько песен из фильма, он пришел к Кристофу Оноре и попросил его отвернутся к стене, пока он их исполняет. «Луи очень волновался, голос дрожал, но получилось у него хорошо. Я понял, что с самого начала, не отдавая себя в этом отчета, писал эту роль для него», — рассказывал режиссер после премьеры.



Люби меня по-французски

Эксперименты с собственным телом, ощущение мимолетности жизни, желание любить — фильм Кристофа Оноре, в котором Роскомнадзор усмотрел пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, на первый взгляд не очень-то похож на невинную и простую историю героев «Шербургских зонтиков». Вот только режиссер, большой поклонник классической ленты, наполнил свой фильм как явными, так и едва заметными параллелями с картиной Жака Деми.

Фильм «Все песни только о любви», как и «Шербурские зонтики», разделен на три части: «Отъезд», «Отсутствие» и «Возвращение», которые знаменуют основные вехи в жизни главных героев — любовь, ее потерю и обретение счастья уже с другим партнером.

У героини Людивин Санье практически такая же прическа и одежда, как у Женевьевы в исполнении Катрин Денев. Но место Денев у Оноре заняла ее дочь — Кьяра Мастрояни. Пусть внешне мать и дочь не так уж похожи, но их родство становится очевидным, когда на голове у Кьяры, как когда-то у Катрин, оказывается корона: по традиции, она предназначается тому, кто обнаружит спрятанный в пироге сюрприз.

Цитаты из «Шербурских зонтиков» разбросаны по фильму. Например, в одной из сцен можно разглядеть на заднем фоне фигуры двух моряков, одетых в форму 60-х: словно на машине времени, они перенеслись из Шербура тех лет в современный Париж. Вообще киноцитат в этой ленте очень много: и из «Мечтателей», и из «Амели», и из фильмов Франсуа Трюффо, отчего возникает приятное дежавю и ощущение, что смотришь несколько хороших картин одновременно.



Примечательно, что «Шербурские зонтики» — одна из немногих французских лент, где упоминается война в Алжире — тема, на которую было наложено негласное табу в то время. «Все песни только о любви» тоже вписаны в политический контекст эпохи: несколько раз, словно между прочим, упоминается Николя Саркози — фигура, конечно, не табуированная, но весьма знаковая в новейшей истории Франции.

Помимо всех этих параллелей, существует и не столь очевидное сюжетное пересечение. Главная героиня фильма «Шербурские зонтики» совершает поступок, который вызывает осуждение у зрителей — она предает свою любовь. Точно также можно отнестись к поступку героя Луи Гарреля, оказавшегося в объятиях молоденького лицеиста. Персонажи Деми и Оноре делают выбор, который, может быть, кому-то не по нраву, но он очень четко обозначает важную мысль обоих фильмов: каждый может поступать так, как считает нужным, ведь жизнь одна, и прожить ее нужно счастливо.
  7 комментариев 
Комментарии (7)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...