• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
С новым годом!
 



От Коэнов до Летова: фильмы о музыке от Яндекс.Музыки

25.12.2014 18:02 • 3 комментария

Творческие поиски, взлеты, падения и прочие жизненные перипетии музыкантов часто попадают на киноэкран. Яндекс.Музыка выбрала 10 игровых и документальных фильмов на эту тему, дошедших до российского зрителя в 2014 году. Они помогут расширить музыкальный кругозор, открыть вселенную нового жанра, перенестись в эпицентр нью-йоркской сцены на полвека назад, в те дни, когда начинал свой путь к славе Боб Дилан, или встретить певца любимой инди-группы в неожиданном амплуа режиссера — короче, с пользой провести зимние праздники.


«Джеймс Браун: Путь наверх», режиссер Тейт Тейлор



Первый байопик о самом известном фанк-музыканте и одном из лучших исполнителей на мировой сцене XX века. Джеймс Браун был редким харизматиком, крайне энергичным, заводным, наэлектризованным, с яркими жестами и мимикой. И Чедвику Боузману, который в прошлом году сыграл бейсболиста Джеки Робинсона в фильме «42», блестяще удалось войти в образ. Несмотря на это, а также на участие Мика Джаггера в качестве продюсера, «Путь наверх» провалился в США, едва окупив свой бюджет.

Возможно, впервые рассказывать о жизни столь значимой для американцев фигуры на широком экране должен был режиссер более опытный, с масштабным видением. А фанатов певца могло разочаровать не всегда бережное обращение с фактами биографии Брауна. Но вряд ли остальным зрителям это омрачит динамичное и красочное кинопутешествие по Соединенным Штатам 1960-х под звуки фанка. В фильме много музыки, а концертные записи Брауна, вошедшие в саундтрек, отлично иллюстрируют вклад певца в историю музыки.

«
Внутри Льюина Дэвиса», режиссеры Джоэл и Итан Коэны





Трагикомедия о жизни вымышленного фолк-певца в Нью-Йорке 1960-х, которую некоторые критики уже назвали лучшей работой братьев Коэн в жанре со времен «Серьезного человека». Фильм выиграл Гран-при Каннского кинофестиваля в прошлом году. Интерес Коэнов к американскому фолку известен давно. Готовясь к съемкам комедии «О, где же ты, брат?» о беглых каторжниках в Миссисипи 1930-х, они скрупулезно изучали аппалачский фолк, дельта-блюз, госпел, блюграсс и другие корневые американские жанры. Саундтрек помог записать старинный приятель, известный продюсер Ти-Боун Бернетт, также отвечавший за музыкальное оформление культовой комедии «Большой Лебовски».

В этот раз Коэны опять привлекли Бернетта, чтобы с головой погрузиться в ревайвал акустического фолка 1960-х. Эпицентром его был Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке, где и разворачивается действие фильма. Прототипом главного героя стал фолк-музыкант Дэйв Ван Ронк, на что авторы указывают довольно прямо: выпущенный главным героем фильма альбом Inside Llewyn Davis повторяет обложку настоящей пластинки Inside Dave Van Ronk 1964 года, да и в репертуаре Дэвиса заметны отсылки к музыке Ронка. Впрочем, характер и другие повадки Коэны придумали своему персонажу сами, не особенно оглядываясь на музыканта.

«Фрэнк», режиссер Ленни Абрахамсон



Немного сумасшедшая ирландская комедия о жизни вымышленной группы с непроизносимым названием The Soronprfbs. Донал Глисон играет в фильме начинающего клавишника, который случайно попадает в группу и поначалу с трудом находит общий язык с музыкантами. Не считая лидера группы Фрэнка, который носит нелепую гигантскую голову из папье-маше и при разговоре постоянно комментирует выражение своего скрытого от собеседника лица. Оставаться верными своему экспериментальному звучанию или работать на публику, завоевывая аудиторию и славу — этот выбор встает перед героями фильма.

Прототипом Фрэнка в фильме стал Франк Сайдботтом — сценический образ британского комика Криса Сивея, который и придумал картонную голову. Впрочем, авторы комедии развили образ, дополнив его чертами других эксцентричных музыкантов. Например, Captain Beefheart или рокера-шизофреника Дэниеля Джонстона, известного любителям так называемого аутсайд-искусства (его песни исполняли Nirvana, Pearl Jam и Том Уэйтс).



«Здорово и вечно», режиссер Наталья Чумакова





Документальный фильм о раннем этапе творчества «Гражданской обороны», снятый вдовой Егора Летова, бас-гитаристкой группы Натальей Чумаковой. «Здорово и вечно» рассказывает о периоде 1980-х: встреча с Кузей, принудительное лечение в сумасшедшем доме, рок-фестивали, Янка Дягилева, «Коммунизм» — все вплоть до роспуска золотого состава «ГрОб» в 1990 году. История картины началась пять лет назад, когда Наталья подготовила для одного московского кинофестиваля «Проект фильма» — нарезку из концертных выступлений, интервью, домашней хроники Летова.

Тогда и родилась идея развить «Проект» и превратить его в полноценный документальный фильм. Сначала Чумакова рассчитывала на помощь профессиональных режиссеров, но, не дождавшись серьезных предложений, взялась за фильм сама вместе со сценаристкой Анной Цирлиной. Было отснято множество интервью почти со всеми, кто принимал активное участие в жизни группы на ее начальном этапе. Собственно документальных свидетельств раннего периода, особенно на видео, осталось очень мало, но эти редкие кадры передают особую лютую атмосферу «сибирского самоуничтожения», которая уже столько лет будоражит воображение поклонников Летова.


 «Еще», режиссер Дмитрий Лавриненко



Картина об «АукцЫоне» больше похожа не на документальную биографию, а на фильм-впечатление, набор кинопортретов тех, без кого группа не могла бы существовать. Тут и выходы на сцену, и не всегда романтичное закулисье, и редко получающееся погружение в сам процесс творчества. За семь лет, пока режиссер Дмитрий Лавриненко почти неотступно следовал за музыкантами, ему удалось найти все правильные ракурсы и проникнуть в близкий сокровенный круг. Иной зритель может посетовать, что в фильме маловато представлен сам мозг, идейный центр и гвоздь ансамбля Федоров, а история все больше строится на рассказах других участников.

Нужно просто набраться терпения. Отснятых материалов с запасом хватило на второй фильм, который уже обещан осенью. В нем как раз будет больше самого Леонида и артистов, с которыми он сотрудничал в более поздние годы — Владимира Волкова, Сергея Старостина, скрипачки и знатока старинной музыки Татьяны Гринденко. Обещают даже появление знаменитого джаз-пианиста Джона Медески и легендарного авангардного гитариста Марка Рибо, которые записывались с «АукцЫоном» на альбоме «Девушки поют» в 2007 году.


«Джими Хендрикс» (2013), режиссер Джон Ридли





Историю о начале карьеры великого музыканта снял Джон Ридли, сценарист исторической драмы «12 лет рабства», собравшей три «Оскара». Главная интрига картины в том, что в ней нет ни одной песни Хендрикса. Создатели британской драмы уверяют, что так и задумано, мол, история о раннем этапе творчества Джими, который только приехал в Лондон и своего репертуара не имел. Другая версия заключается в том, что продюсеры банально не получили прав на песни великого гитариста. Наследники Хендрикса, единолично контролирующие всю его музыку, славятся своей несговорчивостью и неохотно позволяют кому-либо «паразитировать» на Джими.

Великого гитариста в новом фильме играет Андре Бенджамин, более известный как André 3000, участник рэп-группы OutKast. Он немало снимался в телесериалах и эпизодических сценах, а вот в главной роли выступает впервые. По словам создателей фильма, он полностью перевоплотился в Хендрикса — сбросил вес, перенял походку и манеру речи, месяцами не выходил из роли во время съемок. Ему пришлось освоить и новый репертуар, далекий от хип-хопа. В фильме Хендрикс-Бенджамин перепевает The Beatles, Мадди Уотерса и другие песни, которые исполнял великий гитарист на заре карьеры, до выпуска дебютного альбома Are You Experienced.


«Северная душа», режиссер Элэйн Константин



Фильм о британских подростках, бешено увлеченных северным соулом, в российском прокате вышел с комической ошибкой в названии. Северный соул появился в Великобритании в конце 1960-х, когда британские модники открыли для себя американскую черную музыку. Влюбившись в ритм-энд-блюз, «моды» при этом отрицали слишком мейнстримный звук лейбла Motown и охотились за редкими пластинками малоизвестных соул-музыкантов.

О расцвете этой субкультуры и рассказывает дебютный фильм Элейн Константин, фотографа из Манчестера, которая давно нацелила свой объектив на британскую молодежную культуру. Для художественного фильма она довольно серьезно исследовала легендарное музыкальное движение, что видно и по саундтреку. В нем не только очевидные группы, представленные почти на любом сборнике northern soul, но и более редкие треки, которые нечасто переиздавались в цифровом формате и до этого были доступны только настоящим ценителям, собирающим виниловые пластинки.


«Finding Fela!», режиссер Алекс Гибни





Документальный фильм о знаменитом нигерийском музыканте и диссиденте. В 1970-х Фела Кути фактически создал новый музыкальный жанр афробит, смешав южноафриканские напевы и ритмы, популярный в Гане и Нигерии хайлайф, джаз, фанк, психоделический рок и элементы других западных стилей. В своей музыке Фела делал довольно громкие политические заявления, и после альбома Zombie (1977), остро критиковавшего действия нигерийских военных, он пал жертвой политических репрессий. Власти разгромили его коммуну, сожгли студию, инструменты, все крамольные записи, жестоко избили артиста и убили его родную мать.

Авторы «В поисках Фелы» сделали большой акцент на этих событиях и политике, но в меньшей степени показали музыкальную сторону и колоссальное влияние, оказанное творчеством Кути на других музыкантов. Некоторые участники фильма все-таки затронули эту тему. Например, Пол Маккартни и Questlove, ударник группы The Roots, известный ценитель и знаток черной музыки. В любом случае Finding Fela и саундтрек к нему помогут познакомиться с афробитом.

«Парни из Джерси», режиссер Клинт Иствуд




Музыкальная драма об одной из самых популярных американских эстрадных групп — The Four Seasons. «Парни из Джерси» сняты по одноименному мюзиклу, вышедшему в 2005 году. История группы рассказана от лица четырех ее участников. Авторы постановки поработали с каждым представителем оригинального состава, кроме покойного Ника Масси, чью точку зрения восстановили по разным интервью и архивным материалам. И пусть, по мнению американских кинокритиков, фильм не в полной мере передает весь блеск и очарование крайне успешного мюзикла, для российского зрителя «Парни из Джерси» станут отличным знакомством с великой группой, не уступающей по значимости The Rolling Stones или The Byrds, но гораздо менее известной в нашей стране.

«Боже, помоги девушке», режиссер Стюарт Мердок





Музыкальная драма, снятая лидером инди-группы Belle & Sebastian и получившая специальный приз жюри фестиваля «Сандэнс». История кино подобна головоломке. Десять лет назад Стюарт начал писать цикл женских песен, для которых ему требовались новые голоса. По объявлению в местной газете он нашел Кэтрин Айртон и еще пару вокалисток, с которыми и собрал группу God Help the Girl и в 2009 году выпустил одноименный альбом.
 В основу фильма как раз легла эта история, представленная в сильно мифологизированном виде и уже от лица девушки: Ева сбегает из психиатрической клиники, где лечится от анорексии, и попадает в Глазго, мечтая заняться музыкой. Она знакомится с молодым амбициозным певцом, влюбляется, и вместе они создают группу… God Help the Girl. По словам самого Мердока, фильм стал центральной и ключевой частью проекта. Его он задумал еще до того, как записал песни с группой God Help the Girl. Так что для всех фанатов он просто обязателен к просмотру.




Саундтреки к фильмам из этой статьи, а также музыку всех упомянутых артистов можно найти и бесплатно послушать в хорошем качестве на Яндекс.Музыке.
  3 комментария 
Комментарии (3)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...