• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Секреты Лос-Анжелеса
 



Не такое уж «Тайное влечение» (осторожно: спойлеры)

27.09.2013 16:12 • 10 комментариев

Несмотря на то, что я не успела рассказать о фильме «Тайное влечение» к началу его проката в России, я все же хочу рассказать о своем впечатлении от картины и, может быть, вызвать у вас желание немного поговорить на тему женских фантазий.

Анн Фонтен — один из тех режиссеров, которые снимают фильмы в основном по своим сценариям, привлекая дополнительных авторов только для доработки диалогов, что является вполне стандартной практикой в современном кинопроизводстве. Если вы посмотрите на фильмографию Анн Фонтен, то даже по синопсисам фильмов может сложиться впечатление, что большинство ее фильмов так или иначе рассказывают о женщинах и их положении в обществе. Признаться, я видела только один ее фильм, а именно «Коко до Шанель» с Одри Тату в главной роли, которая показывает зрителям немного романтизированную версию знаменитой Коко Шанель. Критики относят фильмы Анн Фонтен к категории психологической драмы, где автор акцентирует внимание на тех сторонах характеров героев, которые, может быть, им самим неведомы, и балансирует на грани общественных табу.

Фильм «Тайное влечение» — это адаптация небольшой повести «Бабушки» английской писательницы Дорис Лессинг, чей роман «Лето перед закатом» был очень популярен в 1970-е и даже опубликован в «Иностранной литературе» в свое время, где я его и прочитала. Как и в том осевшем в моей памяти романе, так и в повести «Бабушки» (и я не сомневаюсь, что и в других ее произведениях тоже) красной нитью проходит мысль о том, что у женщин есть жизнь и после сорока.

События фильма разворачиваются вокруг жизни двух подруг детства — Роз (Робин Райт) и Лил (Наоми Уоттс) — и их сыновей в почти идиллической атмосфере побережья (New Wales) Австралии, где жизнь идет медленно, размеренно, если не сказать, что лениво, согревая мягким солнцем и прозрачными водами бухты. Роз и Лил прожили всю свою жизнь в этом небольшом прибрежном городке, не имея секретов друг от друга, вырастили сыновей и, казалось бы, должны плавно перейти в то время, когда к привычным удовольствиям добавится и радость появления внуков. Однако близость между этими людьми оказывается не только радостью, но и ловушкой, если, конечно, помнить о том, какие табу устанавливает нам жизнь в обществе.



Кто-то может пожать плечами и сказать, что это очень женское кино, где вечное желаемое выдается за действительность. Мы все привыкли к тому, что для мужчины после сорока вполне нормально (даже естественно) вступить в близкие отношения с женщиной, по возрасту годящейся ему в дочери, но если женщина после сорока оказывается объектом желания (а то и любви) двадцатилетнего мужчины, то это считается либо фантазией, либо чем-то совершенно противоестественным. Дорис Лессинг и Анн Фонтен с таким положением дел не согласны и своей историей о двух подругах и их сыновьях пытаются объяснить нам почему.

На мой зрительский (и женский) взгляд, такая история вполне возможна, учитывая, что в современном нам с вами мире женщины стареют значительно позже, чем принято считать. Независимость и хорошее отношение к себе может сохранить наши тела и души в достаточно бодром состоянии лет так до шестидесяти — тут все индивидуально. Можно стать никому не нужной старухой и в тридцать. Я с удивлением читала ревью этого фильма, обнаруживая в них именно то отношение, которое считается стандартным в обществе: любовь называется похотью, влечение — тайным.



Мне же при просмотре фильма пришло в голову, что это история о близости и нежелании расставаться с привычным и родным. Две женщины прожили большую часть их жизней в очень близкой дружбе, они растили своих сыновей практически без участия мужчин (муж Лил погиб в автокатастрофе, когда Иэн (Ксавьер Сэмюэл) был еще малышом, а муж Роз (Бен Мендельсон), как это часто бывает с мужьями, не был частью маленького мира женщин и детей). Практически с первых же кадров нам дают понять, что Иэн — мальчик чувствительный и эмоциональный, что в итоге вполне объясняет его влюбленность в подругу мамы, которая всегда рядом, когда нужна ласка, забота и утешение. Сын Роз, Том (Джеймс Фрешвилл), производит впечатление более независимого парня, он сильнее и увереннее, чем Иэн, который в итоге первым и вырывается из замкнутого круга тесных отношений с матерью и ее подругой, однако успев отведать запретный плод любви.


У меня не возникло ощущения, что все участники этой истории были движимы похотью, возникшей под влиянием некоторой изоляции и общей атмосферы жизни в тепле прибрежной зоны. Такое мнение, на мой взгляд, слишком уж попахивает клише и стереотипами. Я вполне допускаю, что начало всему положила любовь между этими людьми. Вопрос тут в другом: почему в обществе принято считать, что физическое влечение, исходящее из любви, между молодым мужчиной и стареющей женщиной противоестественно (невозможность репродукции?)? Почему мы тут же начинаем подозревать эдипов комплекс? По-моему, Анн Фонтен пытается ответить именно на эти вопросы, а не развлечь зрителя постельными сценами.



Наверное, серьезность моего отношения к этому фильму и вопросам, которые я там для себя обнаружила, вызвана точным выбором актрис на главные роли. Робин Райт и Наоми Уотт внесли в картину не только убедительность, но и уважение к обеим их героиням. Я им сочувствовала и старалась понять. Я не сомневалась ни на минуту, что обе они натуры сильные, самодостаточные и с чувством собственного достоинства.

Мне было бы очень интересно узнать ваше мнение об этом фильме и особенно о финале, который оставляет больше вопросов, чем дает ответов.

Тайное влечение, Взгляд из зрительного зала  10 комментариев 
Комментарии (10)

Новый комментарий...

  • 7

    Neguch 27 сентября 2013, 22:04 пожаловаться

    #

    Ну вот, теперь придется посмотреть, хотя и собирался пропустить его.

    ответить

  • 5

    eva7 28 сентября 2013, 19:12 пожаловаться

    #

    не успела оценить фильм. Наталья, спасибо за Ваше мнение)

    ответить

  • 1

    xirtam 28 сентября 2013, 21:07 пожаловаться no comments =(

    #

    да уж… тема мягко говоря скользкая. может никто не хочет падать?

    ответить

  • xirtam 28 сентября 2013, 21:27 пожаловаться Neguch +1, придется смотреть! =)

    #

    я считаю, это очень рисковое дело и огромноая ответственность выносить на публику подобные темы, ибо понятие морали и нравственности нынче обрели несколько иную форму. мир меняется, в соответствии с переменами в людском восприятии и то, что раньше было табу, теперь вполне сходит за норму… куда нас это приведет?
    ответ на этот вопрос, поднимая спорные и противоречивые темы в подобных книгах или фильмах, должны искать люди достойные и хорошо разбирающиеся в том вопросе, который они читателю или зрителю задают! поэтому для меня вполне естественно, что концовка данного фильма оставляет многоточие, а не ставит твердую точку.
    я понимаю, что автор задается другими вопросами, но зритель, все равно так или иначе придет к этому: куда нас это приведет? обсуждая очень личностные темы рано или поздно переходишь на общественные масштабы, т. к. все тайное становится явным, соответственно все личное становится общественным достоянием!
    у меня другой вопрос: толерантности стало больше или меньше?
    P.S.
    а по поводу почему мужчинам в возрасте можно заводить романы с представительницами прекрасного пола, гораздо младше них, а женщинам нет — тут все просто: мужчины любят глазами, а женщины — ушами (много ли интересного, умного и приятного можно услышать от неоперившегося птенчика?).
    ИМХО конечно… ;)

    ответить

  • 2

    Movier 29 сентября 2013, 18:36 пожаловаться

    #

    то, что раньше было табу, теперь вполне сходит за норму…

    На самом деле, очень важно появление в обществе какого-либо прецедента, чтобы социум обрушил на него всю мощь своих взглядов и стереотипов (я думаю, ни для кого не секрет, что общество по своей природе мыслит стереотипами, засевшими глубоко в «кости» социума). Это неизбежно, и этот этап надо переждать (возможно, ни один десяток лет), и уже потом делать вывод — куда этот прецедент привёл: общество загубило его, и любые подобные прецеденты тщательно скрываются, или же общество примирилось и это стало новой нормой жизни.

    обсуждая очень личностные темы рано или поздно переходишь на общественные масштабы, т. к. все тайное становится явным, соответственно все личное становится общественным достоянием!


    Я бы здесь сделал небольшое добавление: личное становится общественным тогда, когда это личное затрагивает стереотипное мышление социума вокруг, и этот самый социум раздувает это личное до неимоверных масштабов, осуждая, крича (сначала в личных беседах рождается слух, затем этот слух охватывает большие площади, и к делу подключается СМИ). Ибо когда личное существует в нормах и правилах общества, на него никто и не обратит внимание, и достоянием общественности оно не станет…

    толерантности стало больше или меньше?

    Толерантности к одним вопросам стало больше, к другим — нет! Это «вечное колесо» — оно крутится и несёт новые темы, прецеденты, которые, порой, выбиваются из норм, к которым общество просто не готово — и тогда ни о какой толерантности и речи быть не может (общество не прощает тех, кто нарушает «стереотипное спокойствие», и не простит до тех пор, пока это нарушение не станет нормой)!

    P.S. Но это всё рассуждения на тему… Сам фильм, к сожалению, посмотреть не удалось, так как в моём городе его попросту не прокатывают! Так что дождусь на видеоносителе и сделаю выводы относительно поднятой темы…

    ответить

  • Movier 29 сентября 2013, 18:43 пожаловаться

    #

    В фильме, если я правильно понял синопсис и мнение Натальи, поднята не только тема «А могут ли быть такие отношения», но и тема, как влияет относительно замкнутое пространство на появление таких отношений (и вообще как ограниченное пространство формирует чувства и желания, и не становятся ли эти самые чувства и желания самообманом), и не являются ли они всего лишь иллюзией на реальные чувства.

    ответить

  • NataliaHigginson 9 октября 2013, 17:23 пожаловаться

    #

    Не совсем, по-моему. Как раз несколькими штрихами было показано, что живут они не в таком уж замкнутом пространстве. Да и сложно оградить себя от мира в наши дни.

    ответить

  • Movier 10 октября 2013, 16:08 пожаловаться

    #

    Ну поскольку воочию фильм увидеть пока не удалось, то и делать какие-то собственные выводы было б некорректно.

    НО! Исходя из описаний и отзывов, я понял, что действие развивается на австралийском побережье, с малым количеством жителей, в таком своеобразном маленьком мирке. Так что пространство-то всё равно условно ограниченное, отделённое от суеты, норм и правил больших городов. Да, безусловно, речи о каком-то ограждении от мира не идёт. Но всё же: небольшое поселение, побережье, ограниченное число соседей — всё это, так или иначе, должно было повлиять на формирование восприятия мира, а, значит, и чувств.

    НО! Дождусь-таки выхода фильма на видеоносителе, и уже тогда разберусь — что к чему, и разгляжу те самые штрихи, о которых Вы говорите. :-)

    ответить

  • 2

    feorant 9 октября 2013, 09:38 пожаловаться

    #

    Фильм очень тронул, и совершенно не порадовали многие отзывы критиков, что создатели и сами не верят в реалистичность подобной истории, и все смотрится скорее сказкой для женщин, чем серьезной драмой. Нет, это именно серьезная психологическая драма на нюансах, а не «женский роман».
    Концовка сильная, я считаю. Многие говорят о том, что открытые финалы часто говорят о неспособности режиссера разрешить конфликт, а мне кажется, что важно внутреннее ощущение истории — где именно поставить эту точку. Концовка с одной стороны показывает замкнутый круг, из которого не могут на данный момент выбраться персонажи… А с другой проникнута уважением к страданием двух матерей, надеждой, что их мечты быть всегда вместе со своими сыновьями так никто и не разрушит, что этот «солнечный день на берегу океана» будет повторятся вновь и вновь, как День сурка. Так что давайте сделаем вид, что они могут быть счастливы вместе… Конечно мне кажется, что эти отношения обречены, но ощущение, что время остановилось, и в этом личном рае герои убежали от всех и нашли гармонию, пусть только сиюминутную, очень важно. Меня это тронуло, хотя уже мысленно был готов обрыдаться над тяжелой трагедией) В результате тоже слезы навернулись, но светлые.
    P/S Обожаю Наоми Уоттс, но в этом фильме Робин Райт меня поразила и возможно сыграла свою лучшую роль.

    ответить

  • 1

    NataliaHigginson 9 октября 2013, 17:26 пожаловаться

    #

    Спасибо за ваш комментарий. Фильм должен трогать. Я ближе к финалу ужасно боялась, что режиссер все «испортит» какой-нибудь трагедией, чьей-нибудь смертью (символическое наказание), а она оказалась умнее. Вот это было, действительно, очень приятно. Жизнь, как она есть, и ничего сверх этого. Финал мне показался совершенно логичным, вы очень верно написали об этом)))

    ответить

 
Добавить комментарий...