• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
London Eye
 



Расскажи историю

09.04.2014 21:29 • 14 комментариев

Сколько бы я ни писала о кинопроизводстве, один принцип остается неизменным и формулируется он так: история — наше все. Профессор нашей киноакадемии, читая курс по искусству рассказывания историй (да-да, такой курс тоже существует) устроил как-то мастер-класс. Он организовал нас в группы по пять человек, раздал несколько винтажных полароидов и сказал: «Расскажите историю в пяти фотографиях, но так, чтобы без любой их этих фотографий она не имела бы никакого смысла».

«Почему пять?» — спросили мы его.

«Потому что любая история имеет пять основных стадий развития» — ответил профессор.

Вот они, эти пять стадий:

1. Начало истории/Контекст.

Определение фона истории. Нужно поместить действие рассказа в определенное место, время, представить героя, а также обрисовать некоторые ключевые детали повествования.

2. Конфликт. Восходящее действие.

Конфликт для создания хорошей истории имеет решающее значение. Повествование начинает обретать нужную форму, когда возникает конфликт или препятствие. Все, что происходит вне конфликта — дополнение/вклад в историю — возможно при условии, что конфликт случится. Если нет, это не история.

Виды конфликтов:

- Внутренний конфликт — персонаж борется с внутренней проблемой.

- Межличностный конфликт — столкновение двух персонажей с противостоящими друг другу желаниями.

- Ситуационный общественный конфликт — персонаж в конфликте с обществом, нравственным устоем, идеей.

- Физический конфликт — между персонажем и физическими преградами.

3. Кульминация.

Если бы история была горой, кульминация была бы вершиной. В этот поворотный момент история достигает своего апогея. Действие в этом отрывке фильма должно быть самым захватывающим и интенсивным, герои сталкиваются с конфликтом и приступают к его разрешению. Во время кульминации метеорит, наконец, ударяет по Земле, рыцарь отрезает голову дракону и спасает принцессу, или, например, происходит финальная битва.

4. Развязка. Падающее действие.

После того, как кульминация сюжета была достигнута, и проблема решена, пришло время персонажам связать концы с концами.

5. Заключение.


Заключение истории известно как «развязка». К этому моменту конфликт уже разрешен. Мы подводим итоги, показываем, как изменились персонажи за время протекания истории, а также становимся свидетелями возрождения и движения вперед, наступающих после разрешения конфликта.
Вот пять основных моментов истории. Очевидно, есть множество нюансов развития характеров персонажей и сюжетов, но все же эти пять стадий — основа основ.



Итак, сегодня вы — сценарист.

Вы хотите начать писать историю, сюжет которой только что пришел в голову.
Прежде, чем взять ручку, хорошо подумайте о том, чего вы хотите, рассказывая историю, в чем ее главная суть, т.е. конфликт.

Задайтесь себе вопросом: «Какой я рассказчик?». При этом всегда помните, что вы по-своему уникальны, так как второго человека с тем же голосом, что и у вас, на Земле не существует. Вам предстоит узнать, в чем же его уникальность?
Важный момент заключается в том, что вы хотите рассказать эту историю, потому вам самому она интересна, вы бы хотели идти рядом с героями рассказа, изменяться вместе с ними.



Персонажи, разумеется, сами по себе являются важной составляющей истории. 
Персонажи — в данном случае литературное отражение сторон нашей личности или той личности, которой хотим стать. Они — те, кому мы доверяем наши страхи и эмоции, с кем мы хотим отправиться в путешествие через события и испытания. Они те, с кем мы хотим совершенствоваться, преодолевая конфликты истории. Персонаж определяется случившимся с ним конфликтом. Конфликт двигает историю вперед, совершенствуя персонаж за счет преодоления им конфликта. В начале истории каждый персонаж находится в ловушке собственного «Я». Двигаясь в сторону конфликта, спрятанного в истории, он пытается найти выход оттуда и самосовершенствоваться. В конфликте заложен потенциал для изменения героя.
Соотнесение себя с персонажами литературы или кино — способ испытывать самого себя, своего умения преодолевать конфликтные ситуации без неприятных для себя последствий.



Каждый герой истории создает доминирующее впечатление.
Доминирующее впечатление — его крайность, то, что сильно отличает его от любых других персонажей. Говоря о крайности, представьте своего персонажа. А затем скажите: «Он самый….», подставляя наиболее ему подходящее определение на место точек. Доминирующее впечатление героя должно оправдывать ожидания зрителей.

Хорошенько представьте характеристики Вашего персонажа:

-Возраст
-Раса
-Сексуальная ориентация
-Уровень ума
-Внешность
-Стиль речи
-Пол


Затем мысленно представьте его личную историю, независимую от сценария. Подумайте о том, что он делал раньше, какие испытания повлияли на его характер и судьбу, какие обстоятельства вовлекли его в вашу историю, которую вы хотите изложить в сценарии.
Помните, что для конструирования конфликта нужен персонаж с четко намеченной целью.


Несмотря ни на что, проблема должна быть решена, а цель, по возможности, достигнута. Вам нужно решить, были ли основания и предпосылки для появления целей у персонажа еще до того, как начинается общая история, или же они появятся позже, уже на экране.
Независимо ни от чего, персонаж должен быть правдоподобным, даже если Вы помещаете его в выдуманную среду. Эффективный способ, которым пользуются все сценаристы — создание отдельной биографии каждому персонажу перед тем, как начинать новую историю.

Так вот, доминирующее впечатление должно состоять из двух определений персонажа:

Что за личность?--Роль, должность, роль в фильме.
Сумасшедший---- ученый.
Доктор Эммет Браун



И вуаля: профессор из фильма «Назад в будущее». «Сумасшедший ученый» — определение, отличающее его в своей среде.

или

Что за личность?--Роль, должность, роль в фильме.
Изощренный----психопат.
Ганнибал Лектор


Эти качества-определения несут скрытый заряд главного интереса зрителей к персонажу.

Сценаристу важно уделять время на исследование персонажа, так как его задача состоит в том, чтобы сделать явными обычно бессознательные процессы нашей жизнедеятельности в персонаже, а для этого надо осознать их самому. Делается это с целью придать персонажу правдоподобность и наполнить его жизнью. 
Сценарист использует кинематографические навыки в рассказе истории. Этим он и отличается от писателей.



«Найти хороший сценарий, а затем уделить достаточное количество времени, чтобы усовершенствовать его вместе с писателем — вот ключ к успеху продюсера. Ни один фильм еще не пострадал от того, что на проработку и развитие сценария уходило слишком много времени».

— Тим Беван: Working Title Films.



Итак, прежде, чем ввязываться в историю, убедитесь в том, что Вы знаете ответы на вопросы:

- Что привлекает Вас в этом проекте?
- Почему он должен привлечь внимание аудитории?
- Готовы ли участвовать в нем на протяжении 3-4 лет?
- Почему именно Вы должны донести эту историю до людей?
- Можете ли Вы легко и быстро рассказать — о чем она?
- Кто будет смотреть будущий фильм, основанный на истории? Какая у него будет аудитория?
- Обладает ли история уникальным внутренним миром, непохожим на все остальные?
- Подходит ли она под определение «одножанровая»?

Давайте предположим, что Вы ответили на все эти вопросы. Вы верите в свою идею и считаете, что она достойна того, чтобы ее рассказать на большом экране. Теперь нужно убедить в этом главу студии, продюсера, агента, в обшем, всех вокруг.
Нужно пройти длинный путь между умением придумывать хорошие истории и умением выражать и преподносить эти истории хорошо.
Каждому сценаристу важно уметь правильно и быстро преподать свою идею, как в устной, так и в письменной форме.
Прежде чем хороший продюсер, режиссер, агент или представитель студии согласится прочитать Ваш сценарий или тритмент, сначала нужно их заинтересовать, показать им вескую причину для того, чтобы они потратили свое драгоценное время на прочтение всех ста, а то и больше, страниц. У каждого из них на рабочем столе лежат стопки сценариев, ждущих своего часа.



Готовый сценарий, если таковой уже имеется, Вы посылаете через продюсера на студию. У любой уважающей себя студии есть сценарный отдел. Раньше любой начинающий сценарист мог прислать туда свой сценарий, но в скором времени студия поняла, что идея эта не из лучших, поэтому теперь это можно сделать только через продюсера или продакшн-компанию.
Предположим, Вы нашли продюсера, отправили сценарий студии. Ответ придет в любом случае, но полностью вы, как сценарист, его не прочитаете, таков обычай, имеющий целью не обижать сценаристов. Полностью и ответ, и критику студии будет знать только продюсер.
На титульном листе сценарист указывает основную информацию о себе и сценарии, жанре, месте событий, а также прилагает таблицу для оценки его детища вместе с коротким синопсисом, слоганом и кратким изложением истории.

Вот, посмотрите:



Здесь представитель студии будет оценивать «предпосылки», «сюжет», «персонажей», «диалоги», «структуру», «визуальные образы», «потенциальный маркетинг» и многое другое.



В Великобритании вынесут один из трех вердиктов: Рассмотреть, Возможно Рассмотреть, Нельзя рассматривать. Сценарий с нужной пометкой далее отправится выше, пока не дойдет до нужных людей.



В Америке существует два вида оценки: писателя и сценария. Если сценарий студии совершенно не понравился, но они заметили потенциал в сценаристе, они ставят соответствующую пометку: Сценарий — НЕТ, Писатель — ДА.

Вот вам картинка, наглядно показывающая пример того, что происходит с Вашим сценарием, когда попадает в руки студийных воротил или продюсеров:



Если отправить сценарий агенту или продюсеру, те передадут его либо сразу креативному директору студии, либо сначала студийному редактору сценариев, затем директору департамента по развитию сценариев, либо вице-президенту студии, который в конечном итоге все же передаст материал либо сценаристам-аналитикам. В тот момент, когда студийные аналитики отправят сценарий на рассмотрение или утверждение, начинается главная борьба за выживание. Множество сценариев отправляется назад, туда, где все начиналось, и только счастливые из них попадут в руки к креативной группе. Группа должна договориться о судьбе проекта. Если всем членам группы сценарий понравился, история едет дальше: либо на производство, либо в лист ожидания проектов, отмеченных студией.

Продолжение следует....

P.S.: А вы когда-нибудь думали о том, чтобы начать писать свой сценарий?

Надеюсь мои блоги помогут вам в реализации ваших самых смелых киноидей!

P.S.: Я помню про вторую часть блога про музыку. Постараюсь отловить Лоуренса на следующей неделе :)
кинопроизводство, сценарий, писатель, история  14 комментариев 
Комментарии (14)

Новый комментарий...

  • 14

    strukovets 10 апреля 2014, 02:11 пожаловаться

    #

    Просто хочется взять и что то написать!!!
    Спасибо, ждём продолжения!

    ответить

  • 7

    Everett 10 апреля 2014, 10:51 пожаловаться

    #

    Информация, конечно, не нова, но очень приятно, что КиноПоиск решил уделить время и усилия на то, чтобы лишний раз осветить этот момент! Спасибо!)

    ответить

  • 8

    vladfreedman 10 апреля 2014, 11:45 пожаловаться

    #

    Спасибо

    ответить

  • 7

    Love is blasphemy 10 апреля 2014, 12:03 пожаловаться

    #

    Очень полезная статья для начинающих сценаристов. По мне, самая сложная часть — это диалоги.)

    P.S.: А вы когда-нибудь думали о том, чтобы начать писать свой сценарий?

    Уже не думаю. Есть единственный сценарий, пылится на полке. :D

    ответить

  • 5

    ВНЧ 10 апреля 2014, 12:21 пожаловаться

    #

    Если отправить сценарий продюсеру или продюсеру, те передадут его […]
    Явно один из продюсеров лишний. :))
    А как защищается авторское право? Пока сценарий ходит по рукам, какой-нибудь проныра может стырить идею. Только ища сходства через суд?
    P.S. Думал, но не начал. Удачной охоты!

    ответить

  • 3

    Love is blasphemy 10 апреля 2014, 16:33 пожаловаться

    #

    А как защищается авторское право?

    Хороший вопрос. Наверное, сойдет и «патент» простой отправкой через e-mail. :)

    ответить

  • 4

    67889524 10 апреля 2014, 13:21 пожаловаться

    #

    Ох!, не ожидал когда начинал читать, что статья так подробно и интересно рассказывает именно о процессе написания сценариев, думал будут приводится примеры из фильмов с хорошо рассказанными историями, или превалированием стиля над содержанием — а тут такой ликбез!)
    Сам пишу, но давно понял, что писать нужно на английском, а для этого язык знаю недостаточно хорошо, получается слишком схематически) Правда мой бунтарский характер, все норовит, устроить «бурю в стакане», сломать четвертую стену или что-то такое — дух 90х во мне еще силен)) Хотя искренне считаю, лучшими фильмами именно те, в которых хорошо рассказана история, а не поворот на повороте, и все не по учебнику — хотя последние, тоже очень крутые бывают, и разбавляют череду однотипных постановок.

    ответить

  • 3

    DikCinema 10 апреля 2014, 14:54 пожаловаться

    #

    Спасибо за очень интересную и познавательную статью:)
    Недавно прочитал несколько книг о писательском мастерстве (самой информативной оказалась книга Стивена Кинга «Как писать книги»), но вот представления о написании сценариев были до этого смутные. Теперь, благодаря Вам, многое прояснилось)
    Несколько идей, которые могли бы стать основой для будущих сценариев, в голове у меня есть, только вот пока никак не ложатся на бумагу. Может, скоро соберусь с силами и начну реализацию, ибо сам понимаю что идеи очень интересные и оригинальные.
    Жаль только что студии теперь не работают с отдельными сценаристами без продюсеров. Да и в России дело с этим обстоит очень туго — как и любому кинодеятелю, работу в кино сценаристу найти достаточно трудно. Проще, например, издать книгу, и если она станет успешной, то многие студии заметят ее и захотят снять экранизацию. Тогда автора заметят и уже захотят с ним работать как со сценаристом. А с новичками работать немного кто хочет. Можно, конечно, написать сценарий для себя и давать читать его родственникам или детям на ночь, но все же хочется большего)

    Жду продолжения=)

    ответить

  • 4

    Aun Ahora 10 апреля 2014, 18:17 пожаловаться

    #

    Спасибо за мини-лекцию! Интересный и полезный материал.

    В голове идеи вращаются, кое-что уже написано, но пока кратко. Когда дело доходит до бумагомарания, становится непросто. И соглашусь с Love is blasphemy насчет диалогов. :)

    ответить

  • 3

    Circumspect 10 апреля 2014, 19:41 пожаловаться

    #

    Мой любимый блог)

    ответить

  • 3

    Touch the sun 11 апреля 2014, 00:52 пожаловаться

    #

    Очень занимательно, спасибо большое)Хотелось бы посетить курс по искусству рассказывания историй…

    ответить

  • 4

    Journalist 11 апреля 2014, 02:17 пожаловаться

    #

    Елизавета, огромное спасибо! Ваша каждая публикация на сайте — настоящий праздник :-)

    ответить

  • 2

    Доктор Лайтман 11 апреля 2014, 15:27 пожаловаться

    #

    «теперь это можно сделать только через продюсера или продакшн-компанию.»
    ээх

    ответить

  • 1

    another_irene 12 апреля 2014, 11:27 пожаловаться

    #

    Боже-боже, сколько букв-то, когда дело касается теории. И все-то про уникальность и непохожесть; тут вам и предпосылки и цели, и отражения собственного «я» через персонажа, и внутренние и внешние конфликты, и прочие доминирующие впечатления. Как все умно и красиво звучит. На практике же в 90% сценариев всех жанров используются пара-тройка основных типажей для каждого пола, а конфликт сводится к стремлению героя/героини воссоединиться (физически или духовно) с семьей/возлюбленной(ым)/друзьями или кому-нибудь за что-нибудь отомстить. А шедеврами потом величают фильмы, которые содержат чуть больше, чем прямое перемещение персонажа из точки А в точку Б.

    ответить

 
Добавить комментарий...