• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
London Eye
 



Музыка нас связала

19.03.2014 12:40 • 28 комментариев

Добро пожаловать в новый блог «London Calling»!! Теперь мы будем встречаться с вами исключительно здесь, чему я бесконечно рада! Надеюсь, вы тоже! :)

Сегодня мы поговорим о возможностях использования известной музыки и песен в кино. В этом нам поможет адвокат по имени Лоуренс, работающий в сфере кино и телевидения.

«Сейчас в это трудно поверить, но когда-то давно я учился в университете. Тогда я думал пойти работать в юридическую фирму. В один прекрасный день, размышляя о том, какой бы из меня получился юрист, я наткнулся на заметку в газете: «Любители виниловых пластинок приглашаются на работу». Не знаю почему, но я решил пойти по адресу, потому что про винил я знал все, и мне стало интересно, что же там такое. Я пришел в дом 59 на Портобелло роад, что в Ноттинг Хилле. Это был старый дом, в котором, по всей видимости, располагался офис. Я зашел. Человек в рабочих штанах стоял на стремянке и красил потолок.
«А, привет! Ричард Бренсон…» — он пожал мне руку.
Так, по словам Лоуренса, он начал карьеру в Virgin Records, помогая Ричарду Бренсону строить звукозаписывающую империю.



В настоящий момент он работает на независимых кинопроектах, помогая продюсерам в получении прав на использование музыки в их фильмах.
Сегодня он любезно делится с нами опытом обретенным за многие годы работы в кинематографе.

«Однажды я читал лекцию о музыкальных правах в киноиндустрии для продюсеров в Бельгии. Когда пришло время для вопросов, один из них спросил следующее:
«Я сегодня купил CD диск в магазине, значит ли это, что я теперь обладаю правами на использование всех песен в альбоме?»
Я тогда подумал: «Господи, он же ничего не понял!».

Итак, начнем.

«Предположим, Вы — продюсер фильма. К Вам в руки попал очень даже неплохой сценарий. Тогда Вы садитесь вместе с режиссером и сценаристом, проходитесь по сценам в этом самом сценарии, отмечая для себя упомянутые в них музыку и песни. Это позволяет продюсеру рассчитать примерный бюджет, отведенный на музыкальное сопровождение будущей картины.
Вы всегда должны закладывать большое количество времени на то, чтобы уладить все права на использование музыкальных произведений.

Существует два вида музыкальных прав: авторские права и права звукозаписи. Первая категория прав относится к музыке и тексту, вторая же относится к конкретной звукозаписи, сделанной определенной группой или артистом. Авторские права обычно гораздо легче и дешевле получить, чем права звукозаписи.



Иногда права на одно музыкальное произведение разделены между сразу несколькими авторами, которых, в свою очередь, могут представлять разные издатели. Независимому продюсеру придется обратиться ко всем авторам и издателям, обладающим правами на саундтрек. Да, работа не из легких, но зато вот в чем плюс: на использование песен нет никаких определенных цен. Вся сила независимого продюсера в его возможности убеждать и умении заинтересовать музыкантов и издателей своим проектом. Вот, например, недавно была история с солистом группы U2 Боно. Он позволил студентам использовать свою песню в их фильме за символическую плату в один доллар, демонстративно отказав при этом крупной студии, готовой платить большие деньги.



А вот совсем недавно режиссеру фильма, на котором я работал, понадобилась песня группы The Beatles. Авторские, как и звукозаписывающие права на песню принадлежали семье Джона Леннона и Полу МакКартни. В течение многих лет после релиза песни, ее перезаписало еще около 5000 артистов. В результате мы смогли за достаточно скромную цену купить авторские права на использование музыки и текста, после чего выкупили права на звукозапись у издателя, представляющего одного из 5000 артистов, сделавших кавер на ту же самую песню.



Вам, как продюсеру, на раннем этапе нужно начать думать о композиторе, которого Вы пригласите на работу над фильмом. Если к проекту вы прикрепите композитора, который сможет написать произведения для вашего фильма, это может оказаться в разы дешевле, чем выкупать права на уже известную музыку. Если же вы, все-таки, хотите использовать знакомые вам и зрителям саундтреки, композитор или режиссер музыкального сопровождения все равно нужен, чтобы распорядиться местом музыки в кадре и согласовать его с режиссером и сценаристом, ровно как и стиль музыки, возможность забронировать звукозаписывающие студии.
Музыка — один из большого количества мячей, которым жонглирует продюсер на пути к съемкам фильма. Очень много вещей нужно продумать, чтобы этот мяч не упал и не испортил все шоу.



Давайте поговорим о некоторых подводных камнях, поджидающих Вас на пути.

1. Иногда вам может показаться, что права на народную музыку выкупать не надо, однако в большинстве случаев это не так. Вы наверно думаете, что определенной народной песне уже как минимум 500 лет. Да, вероятно, музыке и тексту, но не звукозаписи. Версия, которую вы слушаете, скорее всего, была записана современным артистом. В разных странах по-разному, но в Великобритании, например, права издателя истекают через 70 лет с момента публикации песни. Именно поэтому всегда будьте уверены, что это за песня и какая это ее версия, какого она года, кто ее поет, кто является ее издателем, а затем убеждайтесь, что все права соблюдены.

2. Я сейчас открою вам страшную тайну. Песня «Happy Birthday!» — не народная песня и не древняя. Она — самое ценное музыкальное произведение, созданное и записанное двумя женщинами не так уж и давно. Авторы получают за нее гораздо больше денег с авторских прав, чем любые другие артисты со своих произведений. Если в вашем фильме планируется сцена, где люди сидят и поют «Happy Birthday» или ее российский аналог «С днем рождения», убедитесь, что проблем с правами не возникнет. Или лучше вообще забудьте про ее использование. Если что не так, в суде с вас потребуют сотни тысяч долларов.



3. Если вы использовали песню в фильме, но понятия не имеете, откуда она взялась, обратитесь в музыкальные профсоюзы, к продавцам в старых музыкальных магазинах, к звукозаписывающим компаниям, в конце концов. Они знают все. Если все же, вам так и не удалось узнать, что это за произведение, не забудьте в титрах указать следующее: «В такой-то сцене использована песня. Мы сделали все, что в наших силах, чтобы найти авторов и издателей, но так и не получили нужного результата. Пожалуйста, если у вас есть какая-то информация, обратитесь туда-то». Никогда не предполагайте, что вас не поймают. Лучше заручитесь дополнительными деньгами на случай, если к вам обратятся авторы песни. Пойдите вместе с адвокатом и продакшен менеджером в банк и перенесите определенную сумму на отдельный аккаунт. Пусть эти деньги дожидаются там, пока авторы или издатели не потребуют покупки у них прав.
Если бы мне пришлось давать вам примерные данные, я бы сказал, что в среднем крупные студийные продюсеры платят около 1500 тысячи фунтов за 30 секунд оригинальной песни в фильме.


Ричард и Лоуренс были первыми, кто поверил в группу Sex Pistols

4. Есть еще вот какая опасность на пути: если песня звучит в кадре случайным образом (например, по радио в кафе или доносится из проезжающей мимо машины), авторские права все равно придется выкупать, иначе в суде вас позднее заставят вырезать из фильма целые сцены. Если вы не хотите, чтобы с вас взяли огромный штраф, лучше контролируйте музыку, попадающую в ваш фильм. Многие люди пытаются выкручиваться засчет звукового дизайна, замиксовывая известные песни, присуждая себе чужие творения. В общем, пытаются выкрутиться, как только могут. Очень даже ловко, я должен признаться. Но поверьте подобные обходные пути только прибавят вам проблем с авторскими правами. Всегда есть колоссальный шанс, что нарушителя поймают. Даже меня однажды втянули в судебное разбирательство. Этот процесс, поверьте мне, очень затратный и страшный.

Помните, что если вы снимаете фильм на улице, а мимо проходит человек, насвистывающий или напевающий себе известную мелодию под нос, у вас проблема. В момент, когда до ушей зрителя доходит знакомая мелодия или песня, или даже ее текст, в каком бы виде это не было, вы автоматически попадаете под прицел…«

Продолжение следует….. :)

P.S.: Скажите, пожалуйста, интересна ли вам тема музыкальных прав в кинематографе? Есть ли у вас какие-нибудь вопросы ко мне или к Лоуренсу? Мы постараемся ответить на них во второй части или в комментариях к этому блогу.

P.P.S.: Есть ли что-то, что вас удивило? (Я, например, никогда не задумывалась о приобретении прав на использование песни Happy Birthday в кино).
музыка, кинопроизводство, авторские права, Virgin  28 комментариев 
Комментарии (28)

Новый комментарий...

  • 6

    asg33 19 марта 2014, 17:17 пожаловаться

    #

    Интересно только как на нашем постсоветском пространстве все это действует, во многих случаюх плюют на авторские права и ничего, в судах по этому поводу единицы

    ответить

  • 7

    test 365 19 марта 2014, 17:53 пожаловаться

    #

    Интересно конечно, а про happy birthday это круто, никогда б не подумал.

    ответить

  • 6

    Cleric_ASV 19 марта 2014, 18:29 пожаловаться

    #

    Интересная статья!
    А вопрос такой: права покупаются на один фильм? Или возможно приобретение на какой-то срок? Например, Тарантино часто использует в свои фильмах композиции Марриконе, что влечет затраты на каждый фильм или возможно купить, например, лет на 10, а потом вставить в «Убить Билла», «Бесславных ублюдков» и т. д.?

    ответить

  • 6

    Nekanna 19 марта 2014, 18:42 пожаловаться

    #

    «Скажите, пожалуйста, интересна ли вам тема музыкальных прав в кинематографе?»

    Да! И чем больше статей будет на эту тему, тем лучше.

    ответить

  • 5

    Вьюжная 19 марта 2014, 18:58 пожаловаться

    #

    А мне вот интересно, есть ли разница (в правовых деталях, цене и т. д.) между использованием кусочка песни в самом фильме и, скажем, целого трека на финальных титрах? Или продюсер просто платит за права, а куда и в каком объёме он вставит музыку — это уже музыкантов не касается?

    ответить

  • 4

    Лиза Чаленко 20 марта 2014, 14:35 пожаловаться

    #

    Дело в том, что в этой сфере нет общепринятых правил. Каждый раз все решается волей случая. Все зависит от того, на каких условиях продюсер договорится с музыкантом/издателем. Если продюсер выкупает права на песню, ему обычно дается определенный хронометраж (30-40 секунд), который он может использовать в любой части фильма.

    Единственное, если режиссер захочет включить саундтрек в трейлер, цена может быть намного выше, так как трейлер будет использоваться в рекламных целях (об этом поговорим во второй части блога)

    ответить

  • JazzOrbison 1 июля 2014, 13:21 пожаловаться

    #

    Когда же стоит ждать вторую часть?

    ответить

  • 5

    XpliciT 19 марта 2014, 19:24 пожаловаться

    #

    Елизавета, конечно тема интересная, все лучше чем читать слухи разной степени свежести о кинозвездах

    ответить

  • 3

    ВНЧ 19 марта 2014, 19:37 пожаловаться кавер «битлов»

    #

    Это, случайно, не про песню «Tomorrow Never Knows» для фильма «Запрещённый приём»?
    P.S. Поздравляю с личным блогом! А название Вы сами придумали, Елизавета?

    ответить

  • 4

    Лиза Чаленко 20 марта 2014, 15:04 пожаловаться

    #

    ВНЧ, Лоуренс отказался комментировать названия своих прошлых проектов) Спрошу у него еще раз, напишу)

    P.S.: Спасибо!! Идею с London Eye мама подсказала! Как Вам?)

    ответить

  • 3

    ВНЧ 20 марта 2014, 15:37 пожаловаться

    #

    Мне нравится. Немного напоминает «Глядя из Лондона» — так назывались новости от русской службы Би-Би-Си. Надеюсь, что у спонсоров и архитекторов колеса обозрения нет авторских прав на словосочетание «London Eye». :)

    ответить

  • 3

    tragicomedia 19 марта 2014, 20:05 пожаловаться

    #

    Паскудно звучит, если честно. Особенно последний абзац. Но спасибо, будем иметь ввиду и рассчитывать отныне только на собственные силы.

    ответить

  • 6

    audiovideofil 19 марта 2014, 20:15 пожаловаться Добро пожаловать в новый блог «London Calling»!!

    #

    Оффтоповый вопрос: «London Calling» или «London Eye»?)

    ответить

  • 4

    Love is blasphemy 20 марта 2014, 11:29 пожаловаться

    #

    «London Girl». :D

    ответить

  • 3

    audiovideofil 20 марта 2014, 13:29 пожаловаться

    #

    По умолчанию.)

    ответить

  • 4

    Лиза Чаленко 20 марта 2014, 13:41 пожаловаться

    #

    А, нет, оказывается, просто ошиблись)) И там, и там должно быть название «London Eye» :) Ураа

    ответить

  • 3

    audiovideofil 20 марта 2014, 14:26 пожаловаться

    #

    Порядок в блоге — гармония на сайте.)

    ответить

  • 4

    tomkins 19 марта 2014, 21:56 пожаловаться

    #

    Ооо, спасибо! Я одна из тех, кто изначально просил коснуться этой темы в вашем блоге. С удовольствием прочитаю еще. Если можно и найдете информацию, то расскажите, пожалуйста, о таких случаях, когда фильм и использующаяся в нём (или в трейлере) песня взаимно «продвигают» друг друга (такое время от времени встречается в блокбастерах). От кого в таких случаях исходит инициатива: продюсеры фильма обращаются к менеджменту группы, или продюсеры группы/исполнителя по своим каналам продвигают возможность использования песни в связке с фильмом. Особенно интересуют случаи, когда в клипе на песню используются и кадры фильма — кто кому в этом случае платит?)))

    ответить

  • 4

    Лиза Чаленко 20 марта 2014, 14:58 пожаловаться

    #

    В любом случае продюсер обращается к музыкантам или их издателям (в зависимости от того, кому принадлежат права) и платит за использование песни в фильме.

    С трейлером немного другая история, так как он расценивается, как реклама фильма, т. к. используется с целью продвижения фильма -> следовательно, цена на использование того же самого саундтрека в трейлере будет намного выше.

    Про использование кадров фильма в клипе на песню мы расскажем в следующем блоге :)

    ответить

  • tomkins 20 марта 2014, 20:38 пожаловаться

    #

    Спасибо за ответ, будем ждать следующих записей в блоге)

    ответить

  • 4

    Journalist 19 марта 2014, 22:01 пожаловаться

    #

    Большое спасибо, Елизавета. Тема крайне интересная.

    Вообще, хотелось бы видеть материалы на тему звукового оформления фильмов, примеры из известных лент.

    ответить

  • 3

    Лиза Чаленко 20 марта 2014, 15:22 пожаловаться

    #

    Спасибо, Journalist!!

    Поняла, напишем во второй части блога)

    ответить

  • 4

    Elwasted 19 марта 2014, 22:12 пожаловаться

    #

    Отличная статья, интересно было почитать :)

    ответить

  • 4

    Лиза Чаленко 20 марта 2014, 15:21 пожаловаться

    #

    Спасибо!! :) Скоро будет еще, оставайтесь с нами!!

    ответить

  • 1

    Lexa Do Kir 20 марта 2014, 01:26 пожаловаться

    #

    Ох уж эти копирасты

    ответить

  • Очень интересная статья, спасибо! Меня весьма интересует, через сколько лет истекают авторские права и права издателя в России?
    Есть более конкретные примеры. 1. В фильме играет запись «Нет, не забудет солдат» с грампластинки в исполнении Утесова. 2. В том же фильме на гармони без слов исполняется песня «Одинокая бродит гармонь». Где можно узнать, истекли ли права на эти произведения?

    ответить

 
Добавить комментарий...