London Eye
 



добавить в:
Второй режиссер

25.02.2014 15:20 • 13 комментариев

Придя на съемочную площадку впервые, вы можете легко принять за главного режиссера его первого ассистента (или, как еще его называют, второго режиссера). Он обычно стоит в самом центре площадки и отдает команды съемочной группе по мегафону или по рации. Например, такие:

«Занять исходные позиции! Тишина на площадке!
Звук?

- Есть!
Камера?
- Идет!
Отмечаем дубль!
- Кадр 1 Дубль 1 Сцена 1
И… Начали!»

Второй режиссер, разумеется, отнюдь не подменяет главного режиссера, но он — один из наиболее опытных, ответственных и влиятельных членов его команды. Он следит за тем, чтобы все актеры, руководители структур и сотрудники этой команды строго выполняли распоряжения постановщика фильма и своими действиями освобождает его от организационно-технических хлопот, обеспечивая ему время для главного — репетиций с актерами. Второй режиссер берет на себя также защиту замыслов и творческого «видения» главного режиссера от нападок продюсеров, часто попадая при этом под их «горячую руку». Но, впрочем, иногда он вынужден и сам на время становиться продюсером, например, когда требует, чтобы все желания главного режиссера были выполнены точно и в срок.



Он же должен заранее придти на съемочную площадку, чтобы обеспечить готовность к съемке. Обычно съемочный день начинается в 8 часов утра. Но нередко приходится начинать день позже — в том случае, если вчерашняя смена по объективным причинам переработала. Профсоюз артистов и сотрудников внимательно следит за соблюдением соглашений с работодателями.
Но первым все же на площадку прибывает ассистент-локейшн менеджера. Он проверяет готовность местности к съемкам, уточняет, что на месте разрешено делать съемочной группе, а что нет.
Затем приезжает вагончик с кейтерингом, и повара начинают готовить завтрак для команды и актеров.
Чуть позже прибывают стилисты и гримеры. Их задача — подготовиться к приезду актеров.
Приезжают актеры.
Прибывает команда. Все технические специалисты уже на площадке, каждый планирует сцену для своего подразделения.
У каждого члена съемочной группы есть на руках вызывной лист и расписание на день, составленные вторым режиссером, поэтому каждый сотрудник или артист сам следит за тем, где ему находиться и что делать.
Начало съемочного процесса приближается. Актеры, режиссер, редактор и второй режиссер собираются вместе на финальные репетиции и построение кадра. При этом второй режиссер напоминает актерам контекст сцены.
Иногда на этой стадии он привлекает к обсуждению оператора-постановщика. Оператор-постановщик при этом может предложить свои идеи по построению кадра, но только если режиссер не против его выслушать. В остальных же случаях, оператор-постановщик работает по указаниям в раскадровке.
Но вот работа началась. Второй проверяет работу всех участников съемочной группы, добиваясь чтобы все шло по плану и расписанию. При этом он может подгонять даже главного режиссера, если тот уделяет слишком много времени съемке и ли репетиции какой-то сцены, и группа выбивается из графика. Тут второй режиссер имеет право скомандовать в мегафон: «Закончили, пора двигаться дальше!» Единственная команда, на которую он не имеет права, это команда «CUT!» («Стоп! Снято!»), так как когда нужно остановить съемку знает только главный режиссер.



Правда, иногда такую команду может подать и второй режиссер, или даже другой член команды, но это только, если того требует безопасность или если кто-то заметил, что кадр испорчен. Правда, теперешние технологии позволяют исправить этот недостаток, — например, попадание в кадр микрофона. Но вообще обеспечение безопасности — тоже задача второго. Не дай Бог, если на площадке случится травма актера или сотрудника — ответственным будет именно он.

Сцена снята. Постановщик остановил съемочный процесс. Теперь второй режиссер должен скомандовать: «Все по местам! Занять исходные позиции!»
Кроме чисто организационной, у второго режиссера имеется и более тонкая задача: помогать главному режиссеру адаптироваться к изменяющимся требованиям продюсеров, неожиданным поворотам съемочного процесса, непредусмотренным сменам планов. И это — очень важная роль. Ведь режиссер вынужден мириться со многими неприятными ему вещами. Он, например, должен снимать фильм в нехронологической последовательности, поскольку это быстрее и, значит, дешевле, чем в хронологической, хоть при этом гораздо труднее обеспечить высокое качество. Или закрывать глаза на то, что актеры (особенно, если они знаменитые), не придерживаются сценария и раскадровки — ведь продюсеру стоило огромных усилий заполучить эту или другую звезду в фильм, потому мнение постановщика о звезде по поводу нарушения ею дисциплины выслушано не будет. Он также должен понимать, что бюджет фильма не всегда будет соответствовать его грандиозным запросам. Вот смириться со всеми этими обязанностями и помогает первому режиссеру его главный ассистент.



Конечно, со всеми этими обязанностями, ролями, функциями, задачами, одному не справиться, поэтому второму режиссеру придаются в помощь два ассистента, которые называются второй и третий ассистенты режиссера. Второй ассистент работает в мобильном офисе в одном из продакшн-трейлеров и правит балом из-за кулис. Он составляет на каждый день вызывные листы с расписанием, раскадровками, а когда второй режиссер выходит на ланч, второй ассистент уточняет у него изменения в графике.
Второму режиссеру приходится все время импровизировать, потому что ни на одной съемке все не может идти ровно так, как задумано. Нужно постоянно быть готовым к тому, что в последний момент сменится страна съемок, или что полиция откажется перекрывать для съемочной группы движение… Ему надо держать в голове все возможные варианты развития событий и быть готовым принять практические решения.



На съемках ТВ-сериалов, обычно снимается шесть страниц сценария в день. На съемках полнометражного фильма — две-три, но в удачные дни и до шести. Это зависит от многих причин, например, от количества диалогов, экшн-сцен. Но иногда при специальной организации съемок удается добиться рекордов кинопроизводительности. Так, на съемках EastEnders в день снимали по 40 страниц сценария, используя несколько камер одновременно и несколько режиссерских юнитов (то есть, съемочных групп работающих по указаниям нанятых режиссеров специально для дополнительных кадров).
Отснятый материал во время съемочного дня везут к монтажерам, чтобы они начинали монтировать предварительную версию, а также затем, чтобы они могли заметить несоответствия, провалы или другие недостатки, которые пока можно доснять.

За десятичасовой съемочный день камера переставляется 10-15 раз. Если фильм малобюджетный, второй режиссер должен следить за тем, чтобы перестановок было как можно меньше, так как они отнимают много времени и, следовательно, непроизводительно расходуют и без того ограниченные бюджетные средства.

Второй режиссер всегда должен знать, какие сцены, диалоги у главного режиссера в приоритете, чтобы иметь возможность следить за рациональным расходованием рабочего времени. Он также должен контролировать съемочную группу Б (если такая имеется). Обычно ее можно встретить на крупных проектах. Эта вторая съемочная группа идет по следам первой, отснимая панорамы или другой вспомогательный материал. Такая группа используется часто на съемках фильмов, в которых активно используется хромакей (зеленый экран).
Второй режиссер обычно работает в режиме фрилансера, поэтому каждый раз ему надо работать в полную силу. Ведь на новом проекте ему скажут: «Вы настолько хороши, насколько хорош Ваш последний проект!». Да уж, работа эта не из легких…



Говорят, что формула хорошего фильма — это 50 процентов эффективной организации, подготовки, пре-продакшн съемочного процесса плюс 50 процентов эффективного съемочного процесса. Съемочный процесс пойдет под откос, если он был плохо организован, за что, опять-таки, ответственен второй режиссер.
У этого процесса есть два основных ограничителя: Время и Деньги. Второй режиссер должен спланировать все таким образом, чтобы времени и денег, выделенных на проект, хватило на производство.
На этапе приготовлений второй режиссер очень тесно работает с режиссером, так как хорошее планирование способствует увеличению масштабности замыслов постановщика, поскольку оно позволяет лучше оценить их жизнеспособность.
На этом этапе второй режиссер подготавливает короткий список вещей первой необходимости, раскадровку, планы мест, в которых будет сниматься фильм, продумывает логистику происходящего. Ему же могут поручить разрабатывать договора с агентами актеров, уточнять графики их занятости.
Подводя итог всему рассказанному о нелегком труде второго режиссера, следует подчеркнуть, что он должен быть мастером планирования, ибо, как уже говорилось основа успеха — это хороший план, который включает в себя и все проблемы, и их решения.

А вот формы, которые второй режиссер использует при подготовке съемочного процесса:

Прежде, чем составить расписание съемочного процесса, нужно поработать со сценарием.



Сценарий разбивается на сцены. Одна страница сценария это 8/8. Нужно посмотреть, сколько занимает та или иная сцена и отметить соответствующие 1/8, 4/8, 6/8 и т.д. Далее нужно пройтись по сценарию и подчеркнуть следующие элементы (и их особенности, указанные в сценарии) разными цветами:

Актеры — главные Красным цветом
Массовка -Бесшумная Желтым цветом
Массовка для атмосферы Зеленым цветом
Каскадеры Оранжевым Цветом
Специальные эффекты Синим цветом
Звуковые эффекты/Музыка Коричневым цветом
Транспорт и Животные в кадре Розовым цветом
Объекты Фиолетовым цветом
Гардероб Черным цветом
Грим Черным цветом
Особое оборудование Черным цветом

День Экстерьер — Желтый цвет (Круглая точка в правом верхнем углу)
Ночь Экстерьер — Зеленый цвет
День Интерьер — Белый цвет
Ночь Интерьер — Синий цвет

Вот, как выглядит форма одной сцены:



Здесь нужно указать:

Номер страницы в сценарии
Название продакшен компании
Рабочее название картины
Номер сцены
Название сцены
Интерьер или Экстерьер
День или ночь
Описание сцены


Далее в квадраты нужно записать те самые особенности сцены, которые были подчеркнуты в сценарии разными цветами.
Все это делается для того, чтобы потом объединить сцены по нужным параметрам и составить расписание съемок.

Сначала выглядит это примерно так:



А потом вот так:



Видите, в строке описания сцены есть цифры (справа)? Это номера актеров, задействованных в тот съемочный день.



Второй режиссер также составляет вызывные листы, график актеров и съемочной группы, списки особых объектов, задействованных в кадре и отмеченных в сценарии. Он также заполняет формы риска на площадке и страховые полисы. У него всегда есть списки всей команды и бюджетные схемы.
Об этих и других его обязанностях мы поговорим в следующем блоге, а то и так я вас уже утомила :)

P.S.: Скажите, пожалуйста, задумывались ли вы когда-нибудь о профессии второго режиссера?
кинопроизводство, второй режиссер, съемка  13 комментариев 
Комментарии (13)

Новый комментарий...

  • 4

    рр 25 февраля 2014, 21:08 пожаловаться

    #

    Нет, никогда. Прочла с небывалым интересом!

    ответить

  • 6

    test 365 25 февраля 2014, 22:03 пожаловаться

    #

    Спасибо за интересную и подробную статью, всегда интересно почитать о съемочном процессе. Пишите еще.

    ответить

  • 1

    Кисюха 25 февраля 2014, 22:33 пожаловаться

    #

    Теперь задумаюсь) Спасибо, отличная статья!

    ответить

  • 1

    Ecclesiaste 25 февраля 2014, 22:35 пожаловаться

    #

    Статья очень интересная. А можно спросить?
    Вот если у второго режиссера талант планировать производственный процесс, то ведь стать главным режиссером ему мало светит, потому как там нужны другие таланты(вроде видения истории и её преподнесения до зрителя). Это так или нет?

    ответить

  • 1

    vladfreedman 1 марта 2014, 23:39 пожаловаться

    #

    Вы все правельно расписали). Вообще, как показывает практика, из всех участников съемочной площадки наибольшие шансы когда-нибудь стать гл режиссером имеют: сценарист (если он участвует в процессе), или у гл оператора. Именно у них чаще всего могут открыться те самые нужные способности «видение истории» и так называемое «чувство аудитории»

    ответить

  • 1

    Shah85 25 февраля 2014, 22:53 пожаловаться

    #

    … очень интересная статья.. спасибо

    ответить

  • Shah85 25 февраля 2014, 22:55 пожаловаться

    #

    … очень интересная статья.. спасибо

    ответить

  • plantasy 25 февраля 2014, 23:13 пожаловаться

    #

    Помогает обновлением страницы. Вообще, и в операторской команде, ассистенты пашут на полную)) Трудная профессия всё таки.

    ответить

  • loskri 26 февраля 2014, 03:49 пожаловаться

    #

    А я-то думала, что второй режиссер — лишь креативная должность, что он больше действует как заместитель главного — как Энди Серкис, бывший режиссером второго юнита на съемках Хоббита. А у них, оказывается, куда больше функций!

    ответить

  • 1

    obrazuy 26 февраля 2014, 14:59 пожаловаться Спасибо!

    #

    Очень интересно, выверните наизнанку весь Голивуд)

    ответить

  • obrazuy 26 февраля 2014, 14:59 пожаловаться Очень интересно!

    #

    Выверните наизнанку весь Голливуд)

    ответить

  • 1

    tomkins 26 февраля 2014, 22:34 пожаловаться

    #

    Ох, с ума сойти! Не представляю, как столько информации можно удерживать в голове. Вот уж точно, нужно очень любить свою работу, чтобы так впахивать

    ответить

  • Eva Barnes 10 марта 2014, 08:38 пожаловаться

    #

    P.S.: Скажите, пожалуйста, задумывались ли вы когда-нибудь о профессии второго режиссера?
    Не задумывалась до этого момента. А сейчас сижу и думаю: «Смогла бы я справиться со всем этим объемом работы?»
    Спасибо за статью! Действительно интересно, узнала много нового. Будем ждать новых статей от вас. Удачи вам))

    ответить

 
Добавить комментарий...