• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
London Eye
 



Продюсер: Кто Это?

16.01.2014 22:12 • 36 комментариев

Продолжаем разговор.

Продюсер, возможно, самая трудная профессия в киноиндустрии. Но награда за успешные продюсерские труды, которая может быть фантастической, обязательно найдет в конце концов своего героя.

Продюсер ведет кинопроизводство от начала до конца. Обычно продюсер начинает цикл создания фильма вместе с писателем, разрабатывая идею или сценарий и обеспечиваая необходимые юридические права для съемок фильма. Зачастую он же нанимает режиссера, контролирует кастинг и собирает команду. Кроме того, продюсер контролирует бюджет, а затем координирует постпродакшн-работы —от монтажа до музыки и озвучания, и даже до поощрения кинозвезд-участников фильма на высказывания о нем на телевидении и в СМИ.

Исполнительный продюсер обычно владеет правами на книгу, по которой создается киносценарий, или идею киноистории, нередко он же обеспечивает от 25 и выше процентов бюджета фильма. Исполнительные продюсеры редко принимают творческое или техническое участие в процессе производства и часто занимаются несколькими проектами одновременно. Титул исполнительного СОпродюсера достается руководителям студий или дистрибьюторам, которые имеют ограниченную финансовую долю в проекте. Сопродюсер работает под руководством продюсера, оказывая помощь при кастинге, финансировании или постпродакшене. Линейный продюсер постоянно находится на площадке, контролируя расход бюджетных средств.



Ассоциированный продюсер — зачастую форма вознаграждения кого-либо за исключительные достижения на площадке. Он может и не быть членом съемочной группы, но внести столь ценный вклад в съемочный процесс, что в титрах его именуют именно так. Почетное место в титрах — также часто недорогой способ для продюсера компенсировать одолжение, вознаградить помощника или коллегу, который имел мало общего с фильмом, но все же был причастен к его производству.

Для продюсера существует пять основных стадий производства:

Стадия развития проекта (пре-продакшен):обеспечение создания сценария, прав на проект, финансирования и привлечение к работе съемочной группы, логистика проекта

Стадия подготовки к производству:контроль распределения бюджета и подготовки участников процесса к производству

Стадия производства: контроль съемки и управление производсственной командой

Стадия пост-продакшена: контроль финального монтажа

Стадия распространения:контроль маркетинга и распространения фильма



Продюсер, как видите, стоит во главе схемы на стадии развития проекта. Он всегда первый человек в проекте, даже если к нему уже пришел режиссер с готовым сценарием. Продюсер, все же, первый, кто начинает создание фильма, воплощение идеи. Иногда сопродюсер — тот, кто приносит готовый сценарий продюсеру, но ему не хватает опыта, чтобы вести проект, поэтому он становится сопродюсером. Сопродюсер на стадии развития может также быть тем, кто поможет продюсеру с привлечением финансирования. Агенты — представители нужных продюсеру людей: режиссеров, актеров, членов съемочной группы. Адвокаты, специализирующиеся на киноиндустрии, проверят, чтобы все было в порядке с правами на идею, а также подготовят договора с участниками проекта. Агенты по продажам найдут подходящих дистрибьюторов и помогут продюсеру получить необходимое финансирование. Продюсер — первый, кто вкладывается в проект и последний, кто получает прибыль от него, предварительно расплатившись со всеми инвесторами, членами съемочной группы, дистрибьюторами и т.д., Напоминаю, что говорим мы о независимых продюсерах.



На стадии подготовки к производству появляется так называемый генеральный продюсер (при условии, что съемки осуществляются при поддержке студии), который должен удостовериться, что деньги, выделенные на фильм, пойдут в нужное русло. Здесь также есть сопродюсеры, ассоциированные продюсеры. Инвесторы, которые уже выделили деньги на проект, ненадолго из поля зрения пропадают. Однако, если инвесторы выделили деньги пока только на развитие проекта, то на стадии подготовки придется найти новых. Появляются люди, помогающие с организацией процесса: распределением бюджета, расписанием, вызывными листами и многими другими вещами, о которых мы еще поговорим. Режиссер на этой стадии активно общается с художником-постановщиком и оператором-постановщиком, а продюсер ведет переговоры с главами различных отделов и учреждений и старается решить все возникшие проблемы перед тем, как производство начнется.



На съемках продюсер должен контролировать заданный темп процесса, устраняя на пути все сложности как можно быстрее. Главное, сделать все так, чтобы фильм случился. Нужно во всем помогать режиссеру, добиваясь такой организационной четкости процесса, чтобы ему вообще не пришлось ни на что отвлекаться, кроме как на работу с актерами. Обычно, режиссер — ответственный за креативное видение, а продюсер за то, чтобы фильм был создан.
Масштаб кинопроизводства определяет и роль продюсера в процессе создания картины. На съемках больших фильмов на студии образуются отделы, оказывающие помощь и поддержку продюсерам на разных стадиях производства. На съемках независимых фильмов продюсер будет присутствовать на съемочной площадке и, возможно, выполнять несколько функций одновременно.



Полдела сделано, фильм снят. Процесс изготовления картины продолжают режиссер, звукорежиссер, художник-постановщик. Добавляются и монтажер, редактор титров, специалисты по визуальным и специальным эффектам, композитор, многочисленные звуковые и музыкальные редакторы. Все работают над тем, чтобы фильм выглядел и звучал так, как этого хочет режиссер. Но право финального монтажа все равно остается у продюсера (а Голливуде, правда, случались и исключения из правила). Если фильм снимается под контролем студии, то финальный монтаж будет контролировать исполнительный продюсер от лица генерального продюсера. На данной стадии линейный продюсер становится пост-продакшн супервайзером и вместе с редактором сценария и вторым ассистентом оператора контролирует работу монтажера и отдела специальных эффектов.



За составлением титров продюсер обращается в специальную компанию, которая включит в титры всех, кто работал на съемочной площадке по контракту. Такая практика распространена в Голливуде, чтобы избежать безконтрактной работы на съемках.

После пост-продакшена, когда режиссер и вся остальная команда уже двинулись к следующим фильмам, продюсер будет вести этот проект еще несколько лет. Будет следить за тем, чтобы вложенные в проект деньги вернулись к законным инвесторам, чтобы все сделки, на которые пошел продюсер, чтобы закончить фильм, были завершены. Он также ведет переговоры с прокатчиками разных стран, у которых могут быть свои требования к прокату.

Как видите, продюсеру нужно иметь огромную веру в идею и в проект, чтобы вести его несколько лет подряд и выдержать всю ту нагрузку, которая ложится на его плечи. У продюсера может быть сколько угодно ассистентов, но, несмотря на это, он должен контролировать всю работу, как с технической, так и с креативной стороны.



Вот вам пример того, как для продюсера все начинается, когда продюсер только приходит с идеей к инвесторам и к генеральным продюсерам студии. Каждый продюсер должен уметь продать идею фильма в двух предложениях, поэтому при встрече генеральных продюсеров или инвесторов на кинофестивалях, у продюсера в голове всегда должны быть эти две строчки, чтобы в нужный момент заинтересовать нужных людей.

На стадии «питчинга» (подачи идеи), у продюсера необязательно должен быть сценарий, прикрепленные к проекту режиссер и писатель, но должен быть краткий и развернутый синопсисы будущего фильма, а также предварительный финансовый план.

В общем, смотрите сами:





И напоследок вот вам веселое видео, считающееся примером очень хорошего питчинга идеи:

«Как продюсеры продавали идею Маппет-Шоу»

К сожалению, видео доступно только на английском языке, но в нем все равно можно уловить позитивный настрой подачи идеи, в которую верят и которой восхищаются:

:)



На этом пока все! До новых встреч :)

P.S.: Буду рада любым комментариям и вопросам с вашей стороны, дорогие читатели!


P.P.S.: У меня есть еще много интересного материала, касающегося кинопроизводства. Скажите, пожалуйста, хотели бы вы, чтобы я продолжала писать по этой теме или, все же, лучше сразу переключиться на что-нибудь более развлекательное? Выбор за вами :)
кинопроизводство, продюсер, бизнес  36 комментариев 
Комментарии (36)

Новый комментарий...

  • 16

    Journalist 17 января 2014, 03:02 пожаловаться

    #

    Огромное спасибо! Дождался текста!

    Если возможно, хотелось бы увидеть пример производства и запуска какого-нибудь из более менее известных проектов.

    ответить

  • 2

    Лиза Чаленко 19 января 2014, 20:04 пожаловаться

    #

    Хорошая идея!

    Спасибо большое!!)

    ответить

  • 14

    man2203 17 января 2014, 05:17 пожаловаться

    #

    Ну наконец-то!! После предыдущего поста прошло так много времени, уже начал думать, что я никогда так и не узнаю, что там все-таки делает продюсер))) Буквально каждый день заходил проверял. Спасибо Елизавета, всегда приятно читать ваши материалы)

    ответить

  • 3

    Лиза Чаленко 19 января 2014, 20:02 пожаловаться

    #

    Спасибо Вам :)!!

    Скоро будет еще, постараюсь не затягивать!

    ответить

  • 2

    Ereke19170 17 января 2014, 09:23 пожаловаться

    #

    По моему самый лучший взгляд на кухню Голливуда показан в сериале «Красавцы»«Entourage» взаимоотношения глав студий, продюсеров, режиссеров, агентов и актёров, кто из них главный и вклад их в съемки фильмов. Конечно там показано это легко и с юмором, жаль что его закрыли, но вроде обещали фильм, на основе сериала

    ответить

  • Сейчас идут съёмки.

    ответить

  • 9

    RST92 17 января 2014, 13:47 пожаловаться

    #

    Пожалуйста продолжайте! Просто после такой статьи не может быть много комментариев :) Это как за партой отсидел и совсем никак не хочется обсуждать, как же круто, что теорема Пифагора существует)
    Как раз самый смак в кинопоиске, когда выходят статьи о кухне кино!

    ответить

  • 2

    Лиза Чаленко 19 января 2014, 20:05 пожаловаться

    #

    Скоро будет продолжение! Мне самой очень интересно все это вместе с вами изучать)

    ответить

  • 2

    audiovideofil 17 января 2014, 13:52 пожаловаться пять основных стадий производства

    #

    Только у меня Стадия производства и Стадия пост-продакшена без стрелок?

    ответить

  • 2

    Journalist 17 января 2014, 14:06 пожаловаться

    #

    эти файлы не содержат стрелок, только что проверил

    ответить

  • 2

    audiovideofil 17 января 2014, 18:05 пожаловаться

    #

    Вы располагаете оригинальными файлами?

    ответить

  • 2

    Journalist 17 января 2014, 18:07 пожаловаться

    #

    нет, конечно =) я открыл приложенные к статье файлы. подумал, что с отображением могут быть проблемы.
    так вот, приложенные не имеют стрелок

    ответить

  • 7

    audiovideofil 17 января 2014, 18:24 пожаловаться

    #

    Получается, что на этих стадиях производства все настолько связаны друг с другом, что никакими стрелками это не покажешь.)

    ответить

  • 1

    Лиза Чаленко 19 января 2014, 20:09 пожаловаться

    #

    Вы правы))

    На стадии производства каждый департамент занимается своим делом, после чего докладывает о работе первому ассистенту режиссера (на площадке) и продюсеру (за определенный съемочный период).

    Подробнее о том, кто кому подчиняется в том или ином департаменте на площадке, можно посмотреть в блоге «Кто есть кто?»)

    Я еще буду к этому возвращаться, но если будут вопросы, пишите здесь или в ЛС)

    ответить

  • 5

    Anne 17 января 2014, 14:22 пожаловаться

    #

    Интереснейший текст! Отдельное спасибо за видео про маппетов, сейчас уже сложно представить, что маппет-шоу когда-то было лишь одной из идей, продаваемой инвесторам!

    ответить

  • 4

    vasiliychudinov 17 января 2014, 14:37 пожаловаться Что-нибудь более развлекательное?

    #

    Не знаю, я развлёкся. :) Продолжайте в том же духе. При создании схем можно копи-пастой блоков заниматься — в Ворде, вроде, эту функцию не отменили ещё…

    ответить

  • 8

    Tayrus 17 января 2014, 16:56 пожаловаться

    #

    Большое спасибо за статью. После всей этой информации создаётся впечатление, что кино снять невозможно, столько всего нужно уметь делать.

    В связи с этим, очень бы хотелось прочитать историю какого-нибудь продюсера о его первом фильме. Как он начинал, с какими сложностями сталкивался, какие ошибки допускал и т. д.

    ответить

  • 2

    strukovets 17 января 2014, 19:05 пожаловаться

    #

    http://www.film.ru/topic/studio о первых фильмах для студии, довольно интересно

    ответить

  • 2

    Tayrus 18 января 2014, 15:05 пожаловаться

    #

    Большое спасибо за ссылку.

    ответить

  • 1

    FlashBack2210 19 января 2014, 19:16 пожаловаться

    #

    Прекрасный сайт, и почему я впервые о нем узнаю?

    ответить

  • 6

    val-killer 17 января 2014, 18:04 пожаловаться

    #

    Как все серьезно и сложно. Адский труд, товарищи!
    А я думал продюсер — это просто денежный мешок. Прочитал сценарий, идея понравилась, бабки дал и сиди жди пока они обратно вернутся. :-)

    ответить

  • 7

    strukovets 17 января 2014, 19:07 пожаловаться

    #

    пишите ещё о профессиях в кино индустрии, очень познавательно

    ответить

  • 9

    _Римлянин_ 17 января 2014, 21:36 пожаловаться

    #

    Елизавета, спасибо вам.
    Как вы упоминали, в данном материале речь шла о независимых продюсерах. А как работают крупные мейджоры. Ведь после логотипа тех же Ворнеров появляется еще куча других студий. Вот какое они принимают участие? И как вообще работает коммерческое кино в Голливуде?

    ответить

  • 2

    Лиза Чаленко 19 января 2014, 20:13 пожаловаться

    #

    _Римлянин_, на коммерческих голливудских проектах, конечно, совсем другие масштабы производства) Поговорим о них в следующих блогах!

    Спасибо!

    ответить

  • 7

    soundslash 17 января 2014, 23:28 пожаловаться

    #

    Познавательно! Пишите пожалуйста еще!

    ответить

  • 6

    NEVOPROS 18 января 2014, 02:04 пожаловаться

    #

    Нашёл Ваши статьи полезными. Спасибо.
    Есть вопросы:

    Как рассчитать бюджет фильма? У Вас написано, что продюсеру неплохо было бы иметь при себе финансовый план. Вот дешифруйте пожалуйста как с ним быть (если где-то завалялась в карманной Нарнии смета какого-нибудь фильма, было бы шикарно).

    Как оценить стоимость сценария?

    ответить

  • да мне вот это тоже интересно!)))

    ответить

  • 1

    Лиза Чаленко 19 января 2014, 20:16 пожаловаться

    #

    NEVOPROS, спасибо за вопросы!

    В следующих блогах постараюсь на них подробно ответить)

    ответить

  • 6

    loskri 18 января 2014, 06:14 пожаловаться

    #

    Что-то мне даже расхотелось быть продюсером, как же это сложно — все контролировать, в цехах в этом плане попроще будет)

    Елизавета, спасибо большое за такие материалы, очень интересно! Будем ждать Ваших дальнейших рассказов про кинопроизводство))

    ответить

  • 4

    ChostRider 18 января 2014, 16:22 пожаловаться Сценарий

    #

    Отличная статья. Спасибо огромное. Касаемо вашего вопроса: статьи такого рода конечно, продолжайте писать. Касаемо тем — хотелось бы так же подробно узнать о сценарии. Как пряаляется идея, создание персонажей, их характеров, конфликты. Структура сценария, важные моменты, его стоимость и так далее. Заранее спасибо.

    ответить

  • 2

    Лиза Чаленко 19 января 2014, 20:18 пожаловаться

    #

    Ооо, я рада, что вы это написали. Я как раз думала, нужно ли возвращаться к истокам)) О структуре сценариев и особенностях рассказа историй еще обязательно поговорим

    ответить

  • 4

    tomkins 18 января 2014, 22:32 пожаловаться

    #

    Спасибо, наконец-то я получила ответы на давно мучившие меня вопросы. Статья однозначно в закладки.
    А можно задавать здесь в комментариях вопросы? Вообще мой вопрос конкретный (но если захотите раскрыть процесс кастинга полностью в одной из следующих статей, то буду только рада). Вопрос: иногда в новостях проскальзывает информация о том, что «актер/актриса X пробовались на такую-то роль, но, как мы знаем, роль досталась Y». Так вот, насколько я могу судить, такая информация в 99% случаев представляется в виде инсайдов и утечек. А сами актеры могут рассказывать, что пробовались на какую-то роль? Они подписывают какой-то договор о неразглашении перед пробами? Им агенты запрещают? Или просто никто не любит хвастаться о пробах, потому что роль еще может и не достаться, и будет обидно и глупо? И, если речь идет всё-таки о каком-то договоре типа NDA, то какой у него срок действия? До официального оглашения актера на роль? До начала съемок? Или бессрочный? Просто вот мне, например, часто любопытно, кто еще пробовался на такую-то роль, и интересно пытаться угадать, каким персонаж получился бы у невыбранного актера.

    ответить

  • поддерживаю, интересно было бы узнать!!)

    ответить

  • 2

    FlashBack2210 19 января 2014, 19:15 пожаловаться

    #

    Продолжайте, пожалуйста! Каждый абзац хочется еще подробнее изучить, так что буду раз любым подробностям уже написанного, так и новым материалам!

    ответить

  • мне было очень интересно… я хотела бы чтоб вы продолжали…

    ответить

 
Добавить комментарий...