Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Фильм месяца: «Кинолюбитель» Кшиштофа Кесьлевского

27.06.2016 18:24 • 6 комментариев

В Москве вовсю идет 38-й Международный кинофестиваль. В последнее время он не может похвастаться серьезными открытиями, но когда-то на фестивале действительно появлялись новые громкие имена. Сегодня мы вспоминаем 1979 год и победу «Кинолюбителя» молодого польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского.



«Кинолюбитель» — третий полнометражный игровой фильм Кесьлевского, до этого более десяти лет занимавшегося документальным кино. Главный герой — простой работяга из маленького городка по имени Филип Мош (соавтор сценария и постоянный актер Кесьлевского Ежи Штур). У Моша которого есть все — квартира, достойная работа, жена, которая вот-вот родит ему долгожданную дочку. В начале фильма Филип задается вопросом, как так получилось, что у него все есть. Жена отвечает: «Ты хороший человек. Должна же быть в мире справедливость». Однако покой тихой семейной жизни нарушает восьмимиллиметровая камера, которую Филип покупает, чтобы документировать детство своей дочери.



Узнав, что Филип купил новую камеру, руководство завода просит кинолюбителя снять фильм о юбилее предприятия. Увлеченный возможностью запечатлеть жизнь на пленку и вдохновленный первыми опытами с монтажом, начинающий режиссер уже не может остановиться. Успех его фильма на фестивале производственного кино только придает сил. Однако увлечение приносит не только радость: жена Филипа недовольна, что он уделяет все свое время камере и созданию на заводе любительской студии, она ревнует и переживает из-за отъездов мужа. Филип понимает, что в жизни есть не только комфорт и покой, кино — это что-то более важное, ради чего можно покоем пожертвовать.

Сталкивается Филип и с цензурой: руководство не устраивает, когда он снимает не то, что «положено». «Этих людей надо вырезать», «не стоит делать фильм о калеке», «снимайте вот это» — все это идет в разрез с представлениями кинолюбителя о правде изображения. Более того, оказывается, что своими фильмами и репортажами — а ими интересуется уже и центральное телевидение — он может не только помочь людям, но и навредить. Реальность куда сложнее, чем несколько смонтированных кадров того, что лежит на поверхности.



«Кинолюбитель» поднимал темы, крайне близкие кинематографистам всех стран соцлагеря — цензура и бюрократия, ограниченный набор жизненных сценариев (кинокамера для Филипа становится «путевкой» в совершенно другой мир), экономические проблемы (стоящий без дела в течение двух лет кирпичный завод и отремонтированный только с фасада дом — сюжеты разоблачительных репортажей Филипа) — поэтому победа на фестивале в Москве, где председателем жюри был Станислав Ростоцкий, была неизбежной.

В 1979 году, когда создавался «Кинолюбитель», камеры были дорогим удовольствием. Опыт Филипа, столкнувшегося с новым для него миром и окунувшимся в него с энтузиазмом и страстью, особенно интересно изучать сейчас — в век, когда у каждого есть камера в телефоне и люди окружены миллионами видеороликов, загружаемых в сеть каждую секунду.



Восторг, который испытывает главный герой, впервые соединив два кадра и добившись нужной эмоции зрителя, знаком каждому, кто пробовал самостоятельно заниматься кино. А вот волшебное свойство пленки сохранять в памяти ушедших из жизни родных (сосед Петрек пересматривает кадры со своей матерью, сделанные Филипом почти случайно, после ее смерти — но это не помогает ему справиться с утратой) как будто потеряло свою магию — в нашей жизни изображений так много, что они, кажется, утрачивают былую ценность.
фильм месяца, ММКФ  6 комментариев 
Комментарии (6)

Новый комментарий...

  • 5

    audiovideofil 29 июня 2016, 17:13 пожаловаться оцифрованные жизни утрачивают былую ценность

    #

    В эпоху магнитной ленты кассет VHS мечтал о восьмимиллиметровой камере.
    Спасибо за наводку на фильм 1979 года!

    ответить

  • 2

    pahomi 30 июня 2016, 11:27 пожаловаться

    #

    Спасибо за наводку, понравились более поздние фильмы пана Кесьлеского, а Ежи Штура просто обожаю.

    ответить

  • Интересная статья! Спасибо!

    ответить

  • 4

    Franz von Rosebud 1 июля 2016, 00:46 пожаловаться

    #

    Не таким уж и дорогим — «Кварц» главного героя стоил 120 рублей, то есть месячную зарплату. «Красногорск», которым он снимает для студии стоил 460 рублей. Так что ценник вполне сравним с нынешними ценами на камеры. Другой вопрос, что пленка была дорогая… А фильм замечательный! Навсегда запомнил эту фразу — «человека уже нет, а на пленке он как живой». Это «как живой» все время вспоминаю, когда смотрю свои 8мм пленки…

    ответить

  • darikotsulaya 26 июля 2016, 10:32 пожаловаться

    #

    вы правы, дорогим скорее был весь процесс, с учетом пленки и прочего, я это и имела в виду. спасибо за замечание)

    ответить

  • Franz von Rosebud 27 июля 2016, 23:59 пожаловаться

    #

    Не за что. Вам спасибо за статью!

    ответить

 
Добавить комментарий...