Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Фильм месяца: Скандальный «14+» Андрея Зайцева

26.05.2016 15:19 • 19 комментариев

В середине мая создатели фильма «14+» выложили картину в сети «Вконтакте» для бесплатного и легального просмотра, а с июня ее можно будет целиком увидеть и непосредственно на КиноПоиске (сейчас фильм доступен через наших партнеров). Вспоминаем, как обычная история о двух подростках стала вдруг самым скандальным фильмом прошлого года и что ее роднит с «Детками» Ларри Кларка 20-летней давности.



«Кто-то прислал мне британскую газету, в которой некая женщина из Парламента взяла и начала осуждать наш фильм. Эмма Николсон, кажется. И это было до того, как фильм вообще появился у них, она его ни разу не видела. Так и как эта баба может говорить, что это «педофильское порно» и так далее, если она его не смотрела? Как вы, люди, вообще ее выбрали в Парламент? Кто она такая, чтобы говорить о том, чего даже не видела?», — так в 1996 году в интервью журналу Dazed&Confused возмущался режиссер Ларри Кларк.


«Детки»

Его «Детки» — предельно откровенное исследование бурной жизни подростков Нью-Йорка середины 90-х, с незащищенным сексом, наркотиками, алкоголем и передающимся по цепочке ВИЧ — вызвало, что неудивительно, бурю негодования. Снятая с документальной точностью (сценарий написал 19-летний Хармони Корин, а подростков для фильма искали среди обычных скейтеров прямо на улицах, в парках и скверах), картина, конечно, пугала родителей и общественность. Сразу же после премьеры на фестивале Sundance и в Каннах лента вызывала бурную дискуссию на глобальном уровне. Та самая «женщина из британского парламента» назвала «Деток» «отвратительным и потворствующим фантазии педофила фильмом».

В США фильму присвоили рейтинг NC-17 (запрещен к показу лицам до 17 лет), из-за чего компании-дистрибьютору Miramax пришлось перепродавать права на прокат специально созданной компании, так как Miramax согласно корпоративной политике не имела права выпускать в прокат фильмы с «взрослым» рейтингом. Лента с бюджетом 1,5 млн долларов вышла в Штатах в ограниченный прокат, но заработала почти 7,5 млн долларов в местном прокате и 20 млн — по всему миру.


«Детки»

20 лет спустя Ларри Кларк по-прежнему снимает кино, и кто-то даже может называть его фильмы «педофильским порно», хотя они давно никого не шокируют. Неизвестно, что Эмма Николсон сказала бы, посмотрев весьма целомудренную российскую картину «14+», но в 2015 году именно эта — по сравнению с «Детками» весьма невинная и вообще про любовь, а не про бездумные сексуальные эксперименты — лента вызвала бурю негодования не только у чиновников, но и у активистов различных общественных организаций.

И вот Андрею Зайцеву, как и 20 лет назад Кларку, пришлось оправдывать собственный фильм перед людьми, которые картину даже не видели. На дворе 2015 год, а значит, в арсенале противников фильма — все ресурсы интернета, где большинство пользователей не склонно проверять информацию. Обеспокоенные граждане создали петицию с просьбой картину запретить, а Министерство культуры, выделившее средства на производство, — наказать. «Фильм, несёт в себе пропаганду, алкоголя, педофилии и растление несовершеннолетних детей!» — именно так (пунктуация сохранена) писали люди, не видевшие «14+».


«14+»

Петицию подписало меньше 2000 человек. Активисты направили жалобы в министерство культуры, Следственный комитет, прокурору и мэру города Москвы, губернатору Московской области, а также уполномоченным по правам ребенка и человека в Московской области. Министерство культуры активистам ответило, что фильм принял участие во множестве фестивалей, завоевал несколько призов, и оснований для отзыва прокатного удостоверения нет. «14+» публично поддержали Никита Михалков и министр культуры Владимир Мединский. Однако возрастной рейтинг картине все-таки повысили — с 12+ до 16+.

Болезненная реакция властей и «общественности» на проявление подростками чувств на экране — печальная традиция в истории отечественного кинематографа. «А если это любовь?» Юлия Райзмана был урезан цензурой, как и «Любить» Михаила Калика: оба фильма значительно пострадали от ханжеских «ножниц». Еще на этапе сценария цензоры вносили изменения в «Вам и не снилось…».


«14+»

Это всего лишь несколько самых известных примеров. К счастью, в XXI веке фильму Зайцева можно не опасаться перемонтажа, более того — картина может выйти к максимально широкой аудитории не только через кинотеатральный прокат. Недавно «14+» показали по телеканалу ТНТ — и фильм стал самым популярным у телезрителей по итогам недели, получив долю в 13,3% и обойдя по рейтингу третьих «Трансформеров» и отечественную романтическую комедию «Статус: Свободен» с Данилой Козловским.

Спустя две недели после премьеры в сети фильм посмотрели «Вконтакте» 140 000 человек. «14+» не случайно выложен именно на этой площадке: благодаря социальной сети создатели фильма нашли своих героев — исполнителей главных ролей. Как и у Кларка, это обычные подростки без профессионального опыта, которые теперь вовсю строят актерскую карьеру. Интересно, будут ли его смотреть спустя 20 лет? Шума воинствующих противников подростковой любви на экране слышно, скорее всего, уже не будет.
фильм месяца  19 комментариев 
Комментарии (19)

Новый комментарий...

  • audiovideofil 26 мая 2016, 17:33 пожаловаться 14+ не для всех

    #

    … лента вызвала бурю негодования не только у чиновников, но и у активистов различных общественных организаций.
    Далеко ходить не надо. :)

    ответить

  • 2

    Oogway 27 мая 2016, 09:16 пожаловаться

    #

    Зачем же давать ссылку на чёрный четверг. Как ножом по сердцу.

    ответить

  • 1

    audiovideofil 27 мая 2016, 22:27 пожаловаться

    #

    Да бросьте Вы! Нормальный четверг, судя по комментариям. :)

    ответить

  • 4

    lehmr 26 мая 2016, 18:50 пожаловаться

    #

    «Интересно, будут ли его смотреть спустя 20 лет?»

    Только если случайно наткнутся в недрах. Фильм по большей части неудачен, и основная причина в том, что режиссёру по сути фиолетово нынешнее поколение-некст, он не понимает и не уважает современную юношескую прослойку, но тем не менее пытается изобразить её манифест.

    ответить

  • 5

    dina7911 26 мая 2016, 20:51 пожаловаться

    #

    Да, согласна, там от поколения-некст только во Вконтакте… А так… На дискотеке играет «Зеленоглазое такси», на стене висит плакат Бодрова мл., в обиходе кассетный магнитофон, показывают разборки между школами… И это только то, что, даже не задумываясь, вспомнила, а там такого много… Одним словом, 90-е — начало 00-х. Ни о каком поколении некст нет даже речи. Это моё детство, точно не нынешней молодёжи.

    ответить

  • 2

    lehmr 26 мая 2016, 21:12 пожаловаться

    #

    Ну, вот я самого себя цитирну:

    «Основная проблема картины в явном диссонансе между формальным стремлением постановщика запечатлеть сущность поколения некст и его неудержимым внутренним желанием снова сделать фильм про юного Андрея Зайцева. Отсюда анахроничное „Зеленоглазое такси“, кассетный магнитофон, допотопные видеоигры, которые вызывают отклик вовсе не у нынешних подростков, но у их родителей. Современная же пубертатная культура представлена бессистемным мельканием вконтактовских фотографий, смартфонными трэш-видеоредакторами и примитивным гоп-панком в качестве основы саундтрека. Режиссёру по сути важен в его героях лишь он сам, исполнители же для него — лишь незнакомый набор знакомых функций. Неудивительно, что в интервью, в стопятый раз похвалив себя за идею с поиском актёров через соцсеть, он сначала пафосно называет их „личностями“ — и тут же, на полном серьёзе, «животными».

    Пожалуй, ему попросту стоило быть честнее с самим собой, как это сделал Давлетьяров в «Однажды», и снять не «14+», но того самого изначального «Челентано» откуда-то с рубежа 80-90-х. Тогда не пришлось бы заполнять хронометраж карикатурным суррогатом действительности и выдавливать из себя интерес к непрочувствованному, а на смену примитивной символике вроде нарочито детсадовской игры в винтики и роботов перед актом взросления явилось бы что-то более интимное и убедительное. Магия «Вам и не снилось», «Ста дней после детства» или той же «Шведской истории любви» работает по одной простой причине: создатели искренне любят своих героев и понимают их. Эта любовь и понимание передаётся зрителю, который внезапно попадает в такт их неровного дыханья и дышит фильмом, как собственной жизнью… А здесь, увы, слишком много вакуума.»


    Квинтэссенция этого режиссёрского отношения к снимаемой им молодёжи — песенка в финале. Со словами типа «Мы пьяные ложимся, мы пьяные встаем, Мы пьяные родились, мы пьяные умрем». Это с точки зрения посыла настолько перечёркивает всё то удачное, что есть в фильме, что прям ой-ой. Ну, и на титрах вообще невтемный Пушной, да.

    ответить

  • 5

    dina7911 26 мая 2016, 21:40 пожаловаться

    #

    Ну, я не совсем согласна с тем, что режиссёр не любит своих героев. У меня как раз их история первой влюблённости (не путать с любовью) вызвала трепет и всколыхнула воспоминания о своих первых сильных чувствах. Чувствовалась некая интимность, я как будто через щёлочку подглядывала за историей главных героев, да и актёры были довольно органичны, особенно учитывая то, что это реально простые детки, которых нашли на просторах Вконтакте.

    Но про диссонанс Вы правы… Это очень бросалось в глаза и портило всё впечатление. Надо было снимать либо про молодёжь 90-х, либо про нынешние реалии. И то, и другое интересно и достойно внимания по отдельности. А вот склеив их вместе, создатели проиграли, потому что моё впечатление от фильма было испорчено именно этим, хотя по сути он неплохой.

    ответить

  • 2

    lehmr 26 мая 2016, 22:10 пожаловаться

    #

    Непосредственно по поводу линии со влюблённостью — в ней режиссёр зеркалит самого себя, что у него получается весьма неплохо (во многом благодаря талантливому оператору, который по совместительству играет кабаноподобного отца героини). Неудивительно, что это смотрится вполне выигрышно. Но тут дело, на мой взгляд, в любви к героям не как к условно реальным представителям общества, а лишь как к лирическим героям, с которыми постановщик уже отождествляет себя, свою первую пассию и т. д. Проще говоря, этот фильм нормально смотрится тогда, когда нет попыток привязать происходящее к какому-то времени и Зайцев искренне транслирует через ребят собственные переживания. Остальная часть, которая недоералаш-недогерманика, все намёки на магию кино рушит.

    ответить

  • 2

    -AtikiN- 27 мая 2016, 00:33 пожаловаться

    #

    Согласен, что ВК и Xbox — самые современные вещи, из тех, которые показаны в этом фильме. К примеру, у ГГ нет даже смартфона, а вместо него — какая-то старая «Нокиа», и даже монитор на его компе — квадратный. Саундтрек можно было и поновее поставить — факт. А момент с кассетным магнитофоном, мне даже понравился, я на каких-то 2-3 года (если учесть, что действия происходят в 2013) старше героев этого фильма и прекрасно знаю, что это такое. А разборки между школами, реально, бред. Зато, атмосфера в фильме — шикарная.

    ответить

  • 5

    Alex Cool 26 мая 2016, 21:59 пожаловаться

    #

    фильм очень добрый и интересный, несмотря на все недочеты, но нафига в конце секс показывать? им ведь только 14!! и даже не 16. и это перечеркивает все плюсы картины. и понимаю этих недовольных, получается, что фильм-явная пропаганда ранних сексуальных отношений. есть 14? давай, вперед, обязательно надо с кем нибудь пошпилиться. У вас обязательно все получится, как говорит один из героев фильма в его трейлере

    ответить

  • 1

    Sirius33 27 мая 2016, 08:44 пожаловаться

    #

    Фильм получился неудачным, никому не рекомендую.

    ответить

  • 1

    Oogway 27 мая 2016, 09:09 пожаловаться

    #

    Так и как эта баба может говорить, что это «педофильское порно» и так далее, если она его не смотрела? Как вы, люди, вообще ее выбрали в Парламент? Кто она такая, чтобы говорить о том, чего даже не видела?
    Эх..
    «Я купил журнал „Корея“ — там тоже хорошо»(с)

    ответить

  • 1

    Love is blasphemy 27 мая 2016, 17:32 пожаловаться

    #

    «сценарий написал 19-летний Хармони Корин»

    Разве не в 18 лет?

    ответить

  • derden1981 31 мая 2016, 14:40 пожаловаться

    #

    «14+» прекрасное, поэтичное кино, воспевающая первую любовь во всей её могучей, стихийной красоте.

    ответить

  • 1

    денис капелев 11 июня 2016, 20:00 пожаловаться Отзыв.

    #

    Вообще фильм нормhtto://pornolusi.ru

    ответить

  • 1

    Egiva 25 июля 2016, 14:04 пожаловаться

    #

    Брешите, «товарисчь»… Порнография на экранах кинотеатров — вот до чего докатилась некогда великая страна!..

    ответить

 
Добавить комментарий...