Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Фильм месяца: «Разрешите взлёт!»

25.04.2016 17:14 • 11 комментариев

Задолго до «Экипажа» Александра Митты был снят другой фильм о летчиках и авиации с трюками и крушением самолета. Именно эту картину с Папановым, Гафтом и Морозовым многие летчики очень любят и называют одной из самых честных. Разбираемся, почему.



«Разрешите взлёт!» Анатолия Вехотко и Наталии Трощенко вышел на советские экраны в 1972 году, почти за 10 лет до «Экипажа» Митты. И если «Экипаж» — это зрелищное кино, которое легче отнести к 80-м, то «Разрешите взлёт!» скорее живет еще в 60-х, там, где в фокусе — простые человеческие драмы и покалеченные войной герои, где черно-белое неконтрастное изображение, неспешная речь и такой же неспешный ритм.

Сценарий фильма написан Владимиром Куниным, которому тема авиации была совсем не чужда, наоборот: писатель был военным летчиком и сам летал на АН-2. В центре сюжета — тихая на первый взгляд жизнь провинциального аэродрома Вершинино с позывным «Сандал» (как пишут знатоки, снимали фильм в украинских Черкассах, позывной там был — «Стипендия»). На самом деле, местные перевозки только кажутся рутиной, в которой перевозка колхозников и грузов, распыление удобрений на полях, бесконечные взлеты и посадки сливаются в один бесконечный день.



Анатолий Папанов играет Сергея Николаевича Сахно — опытного летчика, постепенно теряющего зрение, а значит — возможность летать. Он уже не раз обманывал медицинскую комиссию, заучивая буквы из таблицы, но совсем скоро глаза начнут подводить его настолько, что он не сможет посадить самолет. Поэтому, поколебавшись, он берет себе в команду второго пилота — молодого и резвого Диму Соломенцева (Семен Морозов), мечтающего летать на больших пассажирских самолетах и не понимающего старших коллег, отчего-то довольствующихся работой на скромных АН-2.

Соломенцев поначалу посмеивается над «старичком» Сахно, но постепенно проникается к опытному пилоту, ветерану войны, уважением. Вместе летчики выполняют авиахимработы — и именно эти эпизоды вызвали тогда возмущение министра гражданской авиации Бориса Бугаева. Семен Морозов вспоминал, что Бугаев был едва ли не единственным в СССР человеком, которому «Разрешите взлет!» не понравился. «В фильме мой герой на химических работах по пояс голый. Это не по уставу. Бугаеву говорят: «Там все голые, потому что химикаты, попадающие на одежду, разъедают кожу. А обнаженный хоть облиться может. Все это знают». — «А по уставу не положено!» Команда монтажниц ездила по кинотеатрам и вырезала эти кадры», — рассказывал потом Морозов в интервью.



Другой герой фильма, начальник аэродрома Василий Григорьевич Селезнев (Артем Иноземцев) тоже ведет свою борьбу с нарушением инструкций. Человек твердых принципов, он во всем придерживается правил, тогда как все кругом норовят их обойти. Он видит, что его жена Катерина (Лариса Малеванная), местный врач, влюблена в пилота Азанчеева (Валентин Гафт), но в этой ситуации никаких инструкций и правил не предусмотрено.

И все же есть в картине нечто, что выделяет ее из ряда «производственных драм». В самом финале картины (осторожно, спойлер!) потерпит крушение самолет из-за халатности механика. Его падение выглядит впечатляюще: пишут, что реальный АН-2 роняли с подвески МИ-6. Почти сразу после этого печального и устрашающего эпизода — еще одна «нештатная ситуация». В Вершинино летит пассажирский ИЛ-14 с группой медиков на борту, при заходе на посадку заклинивает правую стойку шасси.



Сесть невозможно, шасси не выходит. В диспетчерской, где теперь работает прекративший полеты Сахно, принимают решение посадить самолет крылом на кузов едущего по взлетной полосе ЗИЛ-130. Руководит всем процессом лично Сахно, а машину ведут герои Азанчеев и Соломенцев, рискуя жизнью: что, если крыло заденет кабину?

Конечно, по размаху «экшна» «Разрешите взлёт!» не сравнится с «Экипажем». Но пилоты любят его по другим причинам: картина точно передает как человеческие взаимоотношения, так и тончайшие технические нюансы — вроде звука тормозов на рулении или хлопка створок маслорадиатора. К тому же, «Разрешите взлёт!» все-таки первый с таким количеством спецэффектов и трюков. В сети можно найти информацию, что для комбинированных съемок использовался макет ИЛ-14 размахом около трех метров. И этот макет, созданный преподавателем авиамодельного кружка из Дворца Пионеров Анатолием Федоровичем Кузнецовым, даже, по легенде, все еще жив.



На открывающих и финальных титрах фильма звучит трогательная песня, которую исполняет Эдуард Хиль. В ней рефреном звучат такие строчки: «Опять приходится прощаться / И небо нас зовёт опять/ Земля не может, не может не вращаться / Пилот не может, не может не летать». После разговора с пилотами, консультировавшими «Экипаж» Николая Лебедева, я понимаю, почему именно «Разрешите взлёт!» они считают реалистичным, но при этом увлекательным кино об авиации.
фильм месяца, авиация, советское кино  11 комментариев 
Комментарии (11)

Новый комментарий...

  • 12

    dina7911 25 апреля 2016, 18:36 пожаловаться

    #

    Благодарю! Интересно написано! Добавлю себе на просмотр, ведь, как я понимаю, это «небесная» классика.

    ответить

  • 6

    darikotsulaya 26 апреля 2016, 14:11 пожаловаться

    #

    спасибо вам за отзыв)

    ответить

  • 2

    black27 26 апреля 2016, 17:39 пожаловаться

    #

    Посмотрю фильм ! По мне из 60 самые лучшие фильмы и в Европе и СССР тоже.

    ответить

  • 1

    naut92 27 апреля 2016, 16:45 пожаловаться спасибо за отзыв

    #

    отличный фильм. Видел его так давно, что вспомнил только по последним кадрам, когда сажали Ил-14.

    ответить

  • lehmr 28 апреля 2016, 00:30 пожаловаться

    #

    А вот это почему-то не особо любят вспоминать…

    ответить

  • bolonvas 1 мая 2016, 13:38 пожаловаться

    #

    Спасибо, что напомнили замечательный фильм! Иду пересматривать!

    ответить

  • 1

    Крушина 1 мая 2016, 19:48 пожаловаться

    #

    Как раз недавно посмотрела этот фильм первый раз и тоже впечатлилась. На мой взгляд такие фильмы лучше в цветной пленке. Жаль к этому раньше относились проще.
    Еще подобные редкие фильмы любят за своеобразную, непонятную людям других профессий, романтику и тонкий юмор:
    -Разве мы не понимаем, что ваша работа опасна?
    -Нет, не понимаете. Спасение умирающих, полеты в пургу… и всё Соломенцев, Соломенцев, Соломенцев! Один боится, другой не может. Кто летит?
    -Соломенцев!
    ))) Спасибо за вашу рецензию.

    ответить

  • SergiusFlyer 9 февраля 2017, 17:54 пожаловаться

    #

    Спасибо за ваш подробный, интересный комментарий !
    Это мой любимый фильм ! Фильм снят профессионально.
    Всё в этом фильме правдиво, всё именно так и было в жизни, точь в точь (я пять лет летал на Ан-2, на «химии» и на МВЛ).
    Про то, что Ан-2 в съёмках фильма сбрасывали с подвески Ми-6 я знал, а вот что в съёмках исползовали большую модель Ил-14, узнал впервые из вашего комментария.
    А фильмы «Экипаж» и ремейк «Экипаж» считаю пародийными поделками на авиационную тему.

    ответить

 
Добавить комментарий...