Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Фильм месяца: «Завороженный» Альфреда Хичкока

30.03.2016 12:03 • 14 комментариев

31 марта в российский прокат выходит документальный фильм «Хичкок/Трюффо» — настоящее признание в любви Альфреду Хичкоку от современных кинематографистов. Основанная на записях беседы молодого французского критика и режиссера Франсуа Трюффо и мастера саспенса, состоявшейся в 1962 году на студии Universal, лента Кента Джонса включает разговоры с Дэвидом Финчером, Уэсом Андерсоном, Питером Богдановичем, Мартином Скорсезе, Ричардом Линклейтером и другими постановщиками, каждый из которых объясняет, как гений Хичкока повлиял на него и на кино в целом. Книгу, которую Трюффо выпустил в 1966 году по итогам легендарной беседы, почти каждый из них зачитал в свое время до дыр.


Трюффо берет интервью у Хичкока

Своей книгой Трюффо надеялся развенчать стереотипное восприятие работ Хичкока как жанровых, чисто развлекательных картин, объяснить, как находки британского режиссера обогатили арсенал кинематографа, открыть миру глаза на то, как тонко Хичкок понимал природу кино, отличную от других видов искусства. Перед глазами тех, кто посмотрит «Хичкок/Трюффо», пронесутся знакомые кадры из «Психо», «Головокружения», «Веревки», «Окна во двор» и многих других лент. И их непременно захочется пересмотреть.

Почему же я выбрала «Завороженного» — не самую популярную, созданную под очевидным продюсерским гнетом Дэвида О. Селзника картину, которую даже сам Хичкок называл заурядным детективом в модной обертке психоаналитического триллера? Во-первых, это один из самых романтичных фильмов режиссера, в котором, по сути, побеждают любовь и интуиция. Главная героиня в исполнении Ингрид Бергман — психоаналитик Констанс Петерсен в лечебнице Green Manors, куда вот-вот приедет новый врач, чтобы занять пост главы клиники. Доктор Эдвардс (Грегори Пек) оказывается неожиданно молод, странно себя ведет и вообще больше походит на пациента, чем на врача.



Влюбившаяся в Эдвардса с первого взгляда, Констанс разоблачает в нем самозванца. Однако врач убеждена, что он не убивал реального Эдвардса, хотя сам мужчина страдает амнезией и уверен в обратном, как и полиция, и остальные сотрудники лечебницы. С помощью инструментов психоанализа — все еще нового и модного течения в Америке середины 40-х — она пытается заставить возлюбленного вспомнить, что на самом деле произошло.


Пек, Бергман и Хичкок на съемках

Продюсер Дэвид О. Селзник сам проходил лечение у психоаналитика и мечтал отразить преимущества этого процесса на экране. Он даже назначил своего врача консультантом фильма, к неудовольствию режиссера: взгляды доктора и постановщика на то, как показать психоанализ в кино, разнились. В итоге, Хичкок — к счастью кинозрителей — просто игнорировал замечания доктора Ромм.



Одна из самых необычных деталей всей картины — сон героя Грегори Пека, который нарисовал сюрреалист Сальвадор Дали, тоже стал предметом столкновений с продюсером и в итоге едва ли не целиком оказался на полу монтажной. Из двадцати минут дивного сновидения — такой хронометраж упоминала Ингрид Бергман в интервью — в картине осталось около двух. Тем не менее, их стоит дождаться.


Эта сцена из сна была вырезана

Наконец, благодаря «Завороженному» мы имеем возможность наблюдать на экране талант легендарного актера Михаила Чехова, племянника Антона Чехова, ученика Станиславского и основателя собственной школы актерского мастерства. Чехов преподавал технику игры таким звездам как Мэрилин Монро и Клинт Иствуд, а его книга «О технике актера» продолжает вдохновлять поколения артистов.


Съемки сцены сновидения

В фильме Хичкока Михаил Чехов играет психоаналитика Алекса Брюлова, учителя героини Бергман. Именно к нему в поисках помощи Констанс привозит страдающего потерей памяти героя Пека. За тем, как он существует в кадре, какие детали и жесты использует для передачи характера своего персонажа, невероятно интересно наблюдать — как начинающим актерам, для которых это имя — легенда, так и обычным зрителям.

Кстати, за роль Брюлова Чехов получил единственную в своей карьере номинацию на «Оскар». Всего же «Завороженный» получил шесть номинаций на награду Американской киноакадемии, одна из них — за лучшую музыку — увенчалась победой. Однако отношения Хичкока и Селзника это, очевидно, не склеило, впоследствии вместе они создали лишь один фильм — «Дело Парадайна» — и больше никогда не работали друг с другом.


Михаил Чехов в роли доктора Брюлова

Еще один момент, возвращающий нас к разговору о том, что Хичкок был настоящим первопроходцем в кино, повлиявшим на все последующие поколения кинематографистов, а не просто коммерчески успешным постановщиком, развлекавшим публику несерьезными жанровыми лентами. Режиссер любил включать в свои картины кадры, снятые с точки зрения героя, от первого лица. Так и в «Завороженном», финальные кадры сняты так, что зритель словно держит в руках пистолет главного злодея. 70 лет спустя на экранах появляется фильм, снятый целиком с точки зрения главного героя, бесконечно убивающего в кадре, — «Хардкор». Иногда важно помнить, с чего — и в каком контексте — все начиналось.
фильм месяца, хичкок, триллер, детектив, психоанализ  14 комментариев 
Комментарии (14)

Новый комментарий...

  • 4

    monfils93 30 марта 2016, 14:39 пожаловаться

    #

    Заворожил ваш текст. Обязательно посмотрю. И прочитаю книжку.

    ответить

  • 7

    lil Miss 30 марта 2016, 14:49 пожаловаться

    #

    прекрасный текст, но такое ощущение, что писалось все ради последнего предложения

    ответить

  • darikotsulaya 30 марта 2016, 14:50 пожаловаться

    #

    последнее предложение, кстати, дописала уже к готовому тексту, потому что вдруг нашла статью про POV-кадры у Хичкока и к месту пришлось)

    ответить

  • darikotsulaya 30 марта 2016, 14:53 пожаловаться

    #

    вернее, последний абзац весь)

    ответить

  • Теперь уже предпоследнего, если вы про то.

    ответить

  • 2

    North Carolina 15 30 марта 2016, 16:38 пожаловаться

    #

    Как же я люблю этот фильм! Один из самых интересных у Хичкока!

    ответить

  • darikotsulaya 1 апреля 2016, 01:23 пожаловаться

    #

    приятно встретить единомышленников)

    ответить

  • North Carolina 15 1 апреля 2016, 10:15 пожаловаться

    #

    Взаимно!

    ответить

  • 6

    dina7911 30 марта 2016, 20:17 пожаловаться

    #

    Заинтересовали статьёй. Спасибо!

    Так и в «Завороженном», финальные кадры сняты так, что зритель словно держит в руках пистолет главного злодея.

    Прям ууух… Интриговать умеете))

    ответить

  • 2

    Любава1985 31 марта 2016, 18:16 пожаловаться

    #

    Отличная статья, отлично написанная! Спасибо за труд!

    ответить

  • darikotsulaya 1 апреля 2016, 01:22 пожаловаться

    #

    спасибо за такую лестную оценку)

    ответить

  • 4

    Медвежатник 31 марта 2016, 22:25 пожаловаться

    #

    Расскажу как я познакомился с Хичкоком и как он стал моим любимым режиссёром и вообще, открыл для меня мир кино

    Я учился где-то в классе 10-11. Любил по вечерам, по телеку, смотреть фильмы(после 9 вечера, тогда, показывали стоящие боевички))). В этот раз увидел в газете название «Психо (ужасы)». Ужастики я не любил и подумал: «Хмм, ужастик? Что там по другим каналам?». По другим каналам видимо ничего не было, т. к. я всё-таки решил посмотреть это «Психо».

    Когда фильм начался, я увидел худшее: фильм старый, да ещё и черно-белый, «*ляяя» — подумал я)) Преключил канал, там шёл какой-то другой фильм, в программе посмотрел во сколько он начался — блин, идёт уже давно, и что делать? Не люблю вникать в сюжет с середины, поэтому ладно уж, надо для галочки хоть раз посмотреть какой-нибудь старый фильмец; и еле-еле, ну просто еле-еле(словно мне предстоят самые скучные 2 часа в моей жизни) я заставил себя его посмотреть.

    Ощущение скуки прошло через минут 10, потом я проклинал каждую рекламу, было ощущение, что именно сегодня она идёт как-то уж бесконе-е-е-чно долго и слишком часто. Мои впечатления после концовки… описать их, просто не хватит слов. Это было лучший фильм, что я видел

    Потом, через полгода-год, мне подключили интернет и я посмотрел: «Незнакомцы в поезде», «Веревка», «Подозрение», «Спасательная шлюпка», «Окно во двор», и мой любимый — «В случае убийства набирайте „М“, после которого Хичкок стал, и остаётся, моим самым любимым режиссёром.

    ответить

  • 1

    darikotsulaya 1 апреля 2016, 01:22 пожаловаться

    #

    Отличная история! Я ребенком смотрела со старшей сестрой «Птицы» по телевизору и очень пугалась, одновременно восхищаясь непонятной мне красотой этого страха)

    ответить

  • 1

    Медвежатник 1 апреля 2016, 17:39 пожаловаться

    #

    >одновременно восхищаясь непонятной мне красотой этого страха)
    Прямо в точку, очень точное описание моего состояния при просмотре, сначала, «Психо», а потом: «Птиц», «Отвращения», «Сияния» т. д.

    ответить

 
Добавить комментарий...