Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Фильм месяца: «Война и мир» Сергея Бондарчука

29.02.2016 00:12 • 10 комментариев

Накануне очередного вручения наград Американской киноакадемии рассказываем о втором по счету отечественном обладателе «Оскара» — «Война и мир» Сергея Бондарчука. В начале этого года ее часто вспоминали в связи с выходом британского сериала по роману Толстого. А 14 марта исполнится ровно 50 лет со дня премьеры первой части главной эпопеи советского кино.



«Разве это Наташа? Да как они могли сделать Пьера таким! И вообще, выбросить вот эту линию и вот эту фразу, ужав четыре тома до трех с половиной часов!», — больше полувека назад советские граждане, наверное, реагировали на «Войну и мир» Кинга Видора с Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой примерно так же, как сейчас отдельные разгневанные консерваторы — на сериал Тома Харпера с Полом Дано и Лили Джеймс. Ущемлено было и самолюбие советских чиновников, кинематографистов и даже военных: почему экранизацию едва ли не главного произведения русской литературы снимают в Голливуде, а не у нас? По разным источникам, экранизировать роман Толстого в Союзе хотели еще до войны, а уж после голливудской картины 1956 года собственная версия «Войны и мира» стала делом чести.



В режиссерском кресле советской экранизации хотели оказаться многие, но поставить масштабную картину в четырех частях в итоге доверили Сергею Бондарчуку, у которого до этого за плечами была лишь одна режиссерская работа — «Судьба человека». Оператор Анатолий Петрицкий вспоминал потом в интервью, что на «Мосфильме» «ревновали»: «Говорили, что и Герасимов, и Пырьев хотели экранизировать Толстого. Что Олег Стриженов отказался от роли Болконского не без влияния Пырьева».

После успеха картины Бондарчука тоже не обошлось без интриг: тот же Петрицкий рассказывал, что работа над «Войной и миром» стоила ему двух лет «простоя». «Когда закончились съемки, у меня на «Мосфильме» начались проблемы, — вспоминал оператор. — Из объединения Пырьева мне пришлось уйти. Сергей Герасимов жил в нашем подъезде, заходил к моему тестю Борису Андреевичу Бабочкину, а при встрече со мной стал отворачиваться. Получить следующую работу оказалось очень сложно, со мной и разговаривать никто не хотел».


Сергей Бондарчук в образе Пьера Безухова

Работа над картиной началась в середине 1961 года и продолжалась шесть лет. Бондарчука называли «умным диктатором», от него уходили члены съемочной группы, не выдерживая требовательности режиссера. Так, кстати, оператором стал Петрицкий — сначала он был лишь ассистентом, но после ухода Александра Шеленкова Бондарчук доверил роль оператора-постановщика ему. Молодой Петрицкий придумал многое из того, что потом придаст картине визуальную динамику: он ставил камеру на спину лошади, снимал сцену бала на роликовых коньках, отказавшись от громоздких рельсов, которые мешали бы актерам. Использовали на съемках и самые последние достижения операторской техники, например, камеру с дистанционным управлением, передававшую изображение на монитор.



«Войну и мир» снимали на пленке Шосткинского химзавода. Она подводила так часто, что, вспоминала Ирина Скобцева, все удивлялись, как кино вообще получилось — при таком-то количестве механического брака. В эмульсии обнаруживали стайку комаров, на кадрах с крупным планом старика Болконского на лбу актера Анатолия Кторова красовалась надпись «Шосткинский химзавод». Но американскую пленку, которую предлагали использовать по бартеру, использовать не хотели: «Война и мир» — важный патриотический проект, снимать его на заокеанскую пленку нельзя по политическим соображениям.

На съемках у режиссера дважды останавливалось сердце, зато ответ американской экранизации получился действительно масштабным — шесть лет съемок, рекордное количество массовки, самый крупный бюджет в истории советского кино, четыре серии, первая из которых была выпущена тиражом 2805 копий. Лента стала эталоном экранизации толстовского романа, школьников на показы приводили целыми классами. Бондарчука позвали итальянцы — поставить еще военно-историческую драму «Ватерлоо» с голливудскими актерами. Наконец, «Война и мир» получила массу наград за рубежом, включая, наверное, главную — «Оскар» в 1969 году.



Грядущий 50-летний юбилей картины — отличный повод пересмотреть (или посмотреть впервые) фильм Сергея Бондарчука. Потеряла ли актуальность картина спустя полвека или по-прежнему смотрится лучше других, более современных кино- и телеверсий?
фильм месяца, советское кино, оскар  10 комментариев 
Комментарии (10)

Новый комментарий...

  • 2

    Любава1985 29 февраля 2016, 05:28 пожаловаться

    #

    Отличная классика (и роман, и фильм). Спасибо, что вспомнили.

    ответить

  • 8

    Стёпыч 29 февраля 2016, 12:40 пожаловаться

    #

    На сердце всегда становится тепло, когда какую-нибудь из советских лент вспоминают по тому или иному поводу. А «Война и мир» Сергея Бондарчука — это совсем отдельный разговор, всему фильму можно посвятить отдельную самостоятельную статью со всеми мелочами и деталями. Потому что это кино того заслуживает, до сих пор оставаясь примером для подражания всех нынешних молодых режиссеров и сценаристов, когда с огромным трепетом и уважением надо относится к подаваемому материалу и к своему зрителю, идущему смотреть ленту в кинотеатр. В актуальности это творение никогда не потеряет, пусть даже реалии нашей жизни будут из года в год постоянно меняться, но это русское достояние будет и дальше говорить людям о чести и долге, совести и храбрости, любви и состраданию. И чтобы потом не сняли, какие бы помпезные и дорогие варианты романа Толстого и других русских писателей не показали бы нам западные мастера, всегда нужно помнить и чтить свои победы и достижения, которые для нас добыли предыдущие поколения. «Война и мир» Бондарчука-старшего — это одна из тех немногих картин, которые можно с доблестью назвать великими.

    ответить

  • 5

    RachelFlyte 29 февраля 2016, 12:47 пожаловаться

    #

    Чувствую, что вызову у некоторых негодование, но лично мне эта версия кажется слишком тяжеловесной, моралистской, местами даже холодной… У Толстого много морали, но у него еще есть живость и тепло, которых в версии Бондарчука как-то не наблюдается. И от бесконечного проговаривания текста книги за кадром фильм ближе к книге не становится. Вот «Война и мир» 2007 года с Клеманс Поэзи — там тоже недостатков хватает, от текста Толстого порой далеко отходили, но им лучше удалось ухватить непосредственность и тепло отношений.

    ответить

  • 4

    oiodj 29 февраля 2016, 13:06 пожаловаться

    #

    Пока не выпустят на blu-ray, не буду смотреть.

    ответить

  • 1

    black27 29 февраля 2016, 18:27 пожаловаться

    #

    Гениально произведение !

    ответить

  • staplesnout 1 марта 2016, 00:33 пожаловаться

    #

    Тот редкий случай, когда экранизация соответствует не только сюжету, но и стилю романа. Другое дело, что стиль этот очень на любителя…

    ответить

  • 3

    MJ23.net 1 марта 2016, 00:42 пожаловаться

    #

    Эх, вот представить, как бы выглядел фильм, если бы они воспользовались услугами Тодда. А так чуть ли не самый дорогой фильм в истории снимался не пойми на что. В итоге смотреть его нынче просто тяжело, когда просмотрел куча отреставрированных голливудских картин. У фильма юбилей, могли бы и отреставрировать хоть что есть и выпустить на блю-рей.

    ответить

  • Великий фильм, эталонный исторический и батальный эпик.
    Надо будет пересмотреть. Как и «Ватерлоо».

    ответить

  • gurur 1 марта 2016, 15:55 пожаловаться

    #

    А разве «Война и мир» не является самым дорогим фильмом в истории кино?!

    ответить

  • MJ23.net 1 марта 2016, 17:51 пожаловаться

    #

    Неа, так как реальных затрат банально нет. На Западе прикинули, во сколько бы обошлось производство фильма в нынешних реалиях и там бешеная сумма. Но СССР и Запад — разные вещи)

    ответить

 
Добавить комментарий...