• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Гори, Голливуд, гори!
 



Чем запомнится Берлинале-2016 и что осталось за кадром?

25.02.2016 10:30 • 8 комментариев

«За кадром» — то есть не попало в наши официальные отчеты в новостях. Позади 10 дней, 30 фильмов, много недоумения и настоящие жемчужины, которые тем ценнее, что их приходится ждать.

В последний день фестиваля моя коллега Таня Шорохова спросила меня: что нового ты открыла для себя в этом году? Распределение сеансов на двоих не позволило мне посмотреть «Огонь в море» или «Колыбельную скорбной тайне», поэтому жизнь острова Лампедуза и опыт восьмичасового сеанса обошли меня стороной. Буду ловить их на других фестивалях.

Зато я отметила для себя такую тенденцию — пристальное внимание к миру женщин и новых героинь, которые находят в себе силы справиться с тем, что, казалось бы, вот-вот разрушит их жизни. В основном, это относится к конкурсным «Будущему» и «Коммуне» — обе картины были отмечены наградами жюри, что очень радует. Еще я в очередной раз нашла отдушину в документальном кино — «Дядя Ховард» (о нем мы писали в новостях) и Strike a pose заставили прослезиться. О последнем, не вошедшем, к сожалению, в наши обзоры, расскажу здесь.

Strike a pose / Позируй! — режиссеры Эстер Гулд и Рейер Зваан

Для начала скажу, что «Позируй!» из фестивальной программы «Панорама» занял вторую строчку в зрительском голосовании. В его героев — танцоров-участников легендарного турне Мадонны Blond Ambition, снимавшихся в клипе на песню Vogue и в документальном фильме «Madonna: Truth or Dare» (у нас он назывался «В постели с Мадонной») — невозможно не влюбиться.



Голландские режиссеры Эстер Гулд и Рейер Зваан еще подростками увидели их в той самой документалке: тогда, на заре 1990-х Мадонна и ее танцоры была нарушителями общественного спокойствия, откровенно говоря о свободе самовыражения, нетрадиционной сексуальной ориентации и сексе вообще. Благодаря «В постели с Мадонной» многие подростки впервые увидели на экране поцелуй двоих мужчин, которые не стеснялись своей гомосексуальности. Гулд и Зван решили разыскать героев фильма и понять, как сложились их судьбы, и попросить вспомнить уже кажущиеся довольно далекими 90-е.

Участие в балете Мадонны вырвало совсем юных — им тогда было 18-20 лет — ребят из небытия, моментально сделало звездами. У танцоров появились собственные фанаты, их стали приглашать на самые крутые вечеринки. Режиссеры откровенно разговаривают с шестью мужчинами о времени их юности — и они вспоминают его как с нежностью, так и с грустью. В 1995 году СПИД унес жизнь седьмого участника балета, самого яркого и талантливого, неофициального любимчика Мадонны — Гэбриэла. Именно он инициировал иск к поп-певице после выхода на экраны «В постели с Мадонной»: его семья и друзья не знали о том, что он гей.



К иску присоединились еще двое танцоров, Кевин и Оливер, считавших, что Мадонна использовала документальный фильм с целях самопиара, не думая о последствиях для своих «мальчиков». В картине она представала в образе приемной матери, заботливой и готовой защитить своих детей от жестокого мира. Как признаются спустя 25 лет ее танцоры, да, они могли быть собой, или лучшей — раскованной, непробиваемой — версией себя на сцене, на экране, но это тоже был образ, которому было сложно соответствовать в реальной жизни.



Защищал от внешнего мира и «пузырь известности»: модные клубы, алкоголь, наркотики, деньги, творческая среда — этот водоворот затянул и практически поглотил молодых ребят. Когда после иска (стороны в итоге пришли к соглашению, суть которого не раскрывается) Мадонна стала отдаляться от своих «детей», «пузырь» неизбежно лопнул — и Кевину, Оливеру, Хосе, Луису, Салиму, Гэбриэлу и Карлтону пришлось выплывать самим.

Семья распалась. Мадонна стала для них призраком прошлого, лицом с билбордов. Но героям фильма не откажешь в силе духа: каждый из них нашел в себе силы справиться с зависимостями, бороться с болезнью, продолжать жить «после Мадонны». В финале картины режиссеры используют очевидный, но от этого не менее мощный прием — вновь собирают танцоров вместе за одним столом. Все они давно не видели друг друга, и от этого воссоединение становится еще более эмоциональным.



«Позируй» сочетает в себе архивные кадры, записанные режиссерами интервью и хореографические этюды, поставленные самими героями фильма. Получился искренний и нежный портрет эпохи и шестерых очень сильных мужчин. Отдельный мотив — влияние Мадонны, ее тура и заявлений на всю поп-культуру и целое поколение. Единственное, чего как будто бы не хватает — голоса самой Мадонны, когда-то выбравшей именно этих людей из сотен претендентов, навсегда изменив их жизнь.

Однако режиссеры говорят, что принципиально не обращались к поп-звезде. «Мадонна имеет свойство перетягивать все внимание на себя, а нам хотелось, чтобы это был фильм о них, а не о Мадонне», — так объясняют свою позицию Гулд и Зваан и добавляют, что певица, скорее всего, слышала об их картине и наверняка ее скоро посмотрит. Интересно, какой будет ее реакция.
Берлин-2016, Берлинале, документальное кино  8 комментариев 
Комментарии (8)

Новый комментарий...

  • 6

    dina7911 25 февраля 2016, 14:34 пожаловаться

    #

    Спасибо за обзор! Заинтересовало «Позируй». Если выйдет у нас, обязательно посмотрю!

    ответить

  • 4

    darikotsulaya 26 февраля 2016, 00:19 пожаловаться

    #

    очень надеюсь, что куда-нибудь привезут или 24_doc покажет!

    ответить

  • 4

    dina7911 26 февраля 2016, 08:32 пожаловаться

    #

    Будем держать кулачки!)

    ответить

  • 3

    audiovideofil 25 февраля 2016, 16:43 пожаловаться Показалось

    #

    … и настоящие мужчины, которые тем ценнее, что их приходится ждать.
    Где-то в середине текста до меня дошло, что прочитал неправильно.

    Люблю документальные фильмы. Спасибо за наводку!

    ответить

  • 4

    darikotsulaya 26 февраля 2016, 00:19 пожаловаться

    #

    настоящих мужчин тоже иногда приходится ждать)) про хорошее документальное кино еще буду скоро писать, не переключайтесь)

    ответить

 
Добавить комментарий...