Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Фестивальные парадоксы: Телевидение побеждает кино

28.04.2015 10:53 • 7 комментариев

КиноПоиск побывал на кинофестивале дебютов «Движение» в Омске и рассказывает о «Красных браслетах», удивительной истории человеческого мужества и сбитом фокусе современной российской киноиндустрии.


Омский драматический театр, где проходили основные конкурсные показы / Фото: пресс-служба фестиваля

Фильм открытия как послание молодому поколению

«Движение» позиционирует себя как фестиваль дебютов, хотя, например, «Как поднять миллион» — уже третий полнометражный фильм Клима Шипенко, а если считать по дате выхода фильмов в прокат, то и вовсе четвертый. Картина открыла фестиваль — и сделала это достаточно бодро.

В фильме Шипенко есть замечательная сцена: провинциальный город, кабинет мэра, градоначальник в исполнении Михаила Ефремова вальяжно дремлет под портретами Путина и Медведева, пока двое друзей, вчерашние школьники, сколотившие состояние на торговле конфискатными компьютерами, предлагают городу выгодный контракт на поставку техники. Ефремов буквально «крадет» эту сцену, не открывая глаз. В какой-то момент градоначальник все же встрепенется, скажет юным бизнесменам, что если они работают на благо России, то, конечно же, в добрый путь. Путь оборвется за порогом кабинета: не очень вежливые амбалы вывезут парней на кладбище и быстро объяснят, что если те не хотят лечь в могилу, которую роют, бизнес нужно отдать.


«Как поднять миллион»

Главный герой фильма «Как поднять миллион» вообще постоянно сворачивает с правильного пути: первые заработанные на баннерной рекламе и порносайтах деньги легко вытесняют из его жизни олимпиады по программированию и мечты о собственных разработках, бизнес требует все новых жертв, и выясняется, что большие деньги можно получить быстро, только «присасываясь» к чужим и не очень законным проектам. Получилась притча и немного «Фауст», с довольно очевидным и порой настойчивым посланием молодому поколению — честно жить тяжело, но лучше так, чем продавать свою душу.

Утопические «Красные браслеты» покоряют жюри

На выходе из зала Омского драматического театра, где проходят показы основного конкурса «Движение. Вперед», стоят две коробки: зрители голосуют «за» и «против» просмотренного фильма. Мне каждый раз предлагали проголосовать, но я сделала это только раз — с чистой душой кинув бумажку «за» сериал «Красные браслеты» Натальи Мещаниновой. Мой выбор совпал с решением жюри — Мещанинову наградили за режиссуру, а сериал (звучит парадоксально, конечно) взял еще и главную награду как «Лучший фильм».


«Красные браслеты»

«Красные браслеты» — адаптация одноименного испанского сериала. Большая больница, несколько детей — от мальчика в коме до подростков, борющихся с раком, и девочки-анорексички организуют своеобразный клуб «Красные браслеты». Первые две серии, показанные на фестивале, знакомят нас с главными героями, один из которых — Дима — готовится к операции по ампутации ноги из-за опухоли в берцовой кости. Его сосед по палате — обаятельный и неунывающий Олег, у которого тоже несколько месяцев назад ампутировали ногу. Несмотря на болезнь, подростки остаются подростками — влюбляются, дружат, ревнуют, шутят — и только сильнее любят жизнь.

Больница в «Красных браслетах» кажется каким-то утопическим миром: добрейшие врачи, милейшие красавицы-медсестры, роскошные палаты с видом на море (действие происходит в южном приморском городе), какие-то невероятно человеческие отношения между героями. Те, кто сталкивался с системой российского здравоохранения, знают, что чаще всего выглядит это совсем по-другому. Но отчего-то легко верится, что может быть и так. Что есть где-то такие люди, медсестры и такое отношение. Веришь и надеешься: может, посмотрев сериал, больше людей будут воспринимать эту утопию как норму и что-то изменится к лучшему. Впрочем, на реализм сериал не претендует изначально: по сюжету происходит немало чудес, например, во время остановки сердца один из героев вдруг получает возможность общаться с мальчиком, находящимся в коме, в неком потустороннем, пограничном пространстве. Уже очевидно, что «Красные браслеты» откроют зрителям ярких молодых актеров, в которых влюбляешься с первой серии.

Зрители выбрали историю борьбы за нормальную жизнь

Зрители выходили после показа «Красных браслетов» воодушевленными и активно голосовали «за». Но приз зрительских симпатий ожидаемо достался фильму журналиста Романа Супера «На кончиках пальцев». Это душераздирающая (зрительницы выходили из зала с заплаканными глазами) история о Надежде Кузнецовой — 28-летней жительнице Великого Новгорода, страдающей редким генетическим заболеванием — буллезным эпидермолизом. Таких больных называют «бабочками» — у них очень хрупкая кожа, травмировать ее можно легчайшим прикосновением, из-за чего тело постоянно покрыто незаживающими ранами, требующими ежедневных многочасовых перевязок. Российской пенсии по инвалидности не хватает даже на перевязочные материалы (бинты, мази, салфетки требуют не менее 100 тысяч рублей в год), а когда Надежда была маленькой, врачи и вовсе не знали, что это за заболевание. Из-за неправильных перевязок у нее еще в детском возрасте срослись пальцы рук. Однако девушка не отчаивалась и жила, несмотря ни на что, активнейшей жизнью — и даже поступила в университет на факультет журналистики и получила высшее образование.


«На кончиках пальцев»

Супер делал репортаж о Наде для телевидения, тогда девушка рассказала о своей мечте — сделать пластическую операцию в Германии, чтобы вернуть себе пальцы. Фильм «На кончиках пальцев» повествует о том, как мечта стала явью: пожертвования Наде на операцию стали приходить со всей страны и девушка смогла поехать в немецкий Фрайбург. Параллельно Супер рассказывает истории еще нескольких больных-«бабочек» — кому-то повезло родиться в состоятельной семье и от обычных детей его отличают лишь белые перчатки, а кого-то оставили в доме ребенка — и после «закона Димы Яковлева» шансов на то, что мальчика с редким заболеванием усыновят, практически не осталось.

В Германии врач качает головой, глядя на надины раны, перевязанные обычным, за три копейки бинтом — бинты присыхают, снять их с кожи, не причиняя боли, невозможно. «У нас все материалы для таких больных — лекарства, мази, мягкие перевязки — предоставляются государством бесплатно», — говорит врач. «Нам, внукам победителей, должно быть стыдно», — на всякий случай подчеркивает закадровый голос Супера (он вообще достаточно много подчеркивает, отчего «На кончиках пальцев» язык не поворачивается назвать фильмом — это все-таки обстоятельный 70-минутный репортаж). Стыдно и без его слов.


Роман Супер и продюсер Александр Уржанов с наградами / Фото: пресс-служба фестиваля

Членов жюри, как и зрителей «Движения», история Нади не могла не тронуть, и приз за лучшую женскую роль достался именно ей, то есть, не профессиональной актрисе, а героине репортажа. Еще один фестивальный парадокс, который, тем не менее, можно понять.

Документальное «хождение в народ» и непростой выбор офицерской жены

Еще на фестивале «Движение» есть конкурс документального кино. Все фильмы отсмотреть не удалось — сеансы неудобно совпадали с показами основного конкурса. А из тех, что получилось увидеть, выделяется, конечно, #комунарусижитьхорошо Александра Горчилина. Его жюри наградило специальным дипломом за «хождение в народ».

Горчилина зрители могли видеть в «Да и да» Валерии Гай Германики. Вместе с коллегами по театру «Гоголь-центр» (среди них — актер Филипп Авдеев из «Класса коррекции») и худруком Кириллом Серебренниковым он отправляется в провинциальную Россию. Деревни, в которых московские хипстеры пристают к жителям с некрасовским вопросом «Кому на Руси жить хорошо, вольготно?», расположены не так уж далеко от Москвы, но там, где уже нет дорог, газопровода и отреставрированных сияющих золотыми куполами храмов. Цель этого хождения в народ — не поиск ответов, а, скорее, попытка снять с себя столичный снобизм, попробовать поговорить с людьми на их языке и окунуться в совершенно другую Русь, где, пожалуй, живется хорошо только со стаканом в руке.


«Круговое движение»

Отдельный конкурс короткометражных фильмов оставил самое неоднозначное впечатление. Большинство работ выглядели скорее этюдами, чем полноценными историями, сделанными порой небрежно. Понятно, что чаще всего это дипломные работы студентов, а потому сняты они практически без бюджета, но столь явное пренебрежение звуком и картинкой выглядит как неуважение к зрителю. Выделялось «Круговое движение». Эта немного старомодная картина Максима Дашкина закономерно получила диплом жюри за «верность традициям». В «Круговом движении» Агния Кузнецова играет жену офицера, работает в парикмахерской и выглядит одновременно обаятельно и нелепо в дубленке и пуховом платке. Ее героиня Мария с мужем живут в общежитии, и, отчаявшись ждать получения квартиры, Маша хочет уехать в Москву с любовником.

Телевидение как школа и дисциплина для российских режиссеров

О зрителе, кажется, не всегда помнят и режиссеры полнометражных конкурсных фильмов. Поэтому и выходит, что однозначное «нравится» вместе с призами жюри достается только сериалу «Красные браслеты» — в силу особенностей формата материалу продуманному и выверенному, подготовленному к встрече с широкой аудиторией. Уходу российских режиссеров авторского кино в сериальное производство на фестивале был посвящен целый круглый стол. Перед дискуссией показали пилоты трех сериалов — «Озабоченных» Бориса Хлебникова, «Измен» Вадима Перельмана и «Не Телки» Алексея Чупова и Натальи Меркуловой.


«Не Телки»

На вышеупомянутом круглом столе кинокритик Антон Долин сказал, на мой взгляд, очень важную вещь: «С одной стороны, телевидение, у которого есть зрители и ресурсы. С другой — наше кино, у которого нет никаких зрителей. Единственный полный зал бывает на «Кинотавре», все, с тех пор на каждом российском фильме три зрителя в зале, два из которых потеряли интерес и ушли. При этом, наши режиссеры из-за этого совершенно потеряли дисциплину внутренную. Все равно у нас нет зрителя, все равно никто не пойдет смотреть. Ну, мы снимем, ну Иван, мой друг, дал мне денег, продюсер помог, ну, снимем, как получится. И критики так же: ну, это же Сеня/Костя/Боря, он хороший парень, вчера же вместе в «Маяке» выпивали, ну да, не очень хороший фильм у него, ну не ругать же — все равно никто не смотрит. Ну, напишу, что молодец. Когда режиссеры авторского кино приходят на телевидение, они получают доступ к аудитории, деньгам и продюсерам. Возможно, они даже ждут, чтобы им кто-нибудь сказал: так, а вот тут длинновато, а этот герой зачем? Они же снимают кино вслепую: зрители ничего не говорят, критики ничего не говорят, продюсеры говорят только «ну сними уже, пора закончить, чтобы к «Кинотавру»». Никакой обратной связи. На телевидении режиссеры с головой получают доступ к зрителям с головой. А телевидение получает нормального зрителя и дает им что-то. Режиссер получает дорогу к зрителю. И тут не нужно снимать российские «Во все тяжкие» или «Игру престолов». Это сугубо наш процесс, и хорошо, что он пошел».

Слезы и пятиминутные овации для «Единички»

Закрывала фестиваль военная драма Кирилла Белевича «Единичка». Она участвовала в конкурсной программе и получила приз за лучший сценарий. Кстати, интересно, что у Белевича за плечами как раз опыт работы с телевизионными многосерийными фильмами, и «Единичка» — его полнометражный дебют. Военная драма растрогала омскую публику до слез и оваций, которые продолжались до конца титров: история про самоотверженное спасение советскими солдатами польских глухих детей-сирот, укрывшихся в монастыре, действительно берет за душу чувствительного зрителя. А зритель в Омске, нужно сказать, благодарный и любопытный: почти все конкурсные показы «Движения» проходили в полных залах, во время сеансов стояла удивительная для кинотеатров тишина и редко кто уходил до конца финальных титров. Широкая аудитория сможет оценить «Единичку» 11 июня, когда картина выйдет в прокат.
Движение, Омск, фестиваль, премьера, сериал, российское кино  7 комментариев 
Комментарии (7)

Новый комментарий...

  • 4

    ZELMIRA 28 апреля 2015, 23:45 пожаловаться

    #

    На телевидении режиссеры с головой получают доступ к зрителям с головой.
    что-то по качеству контента на нашем телевидении это незаметно.

    ответить

  • 1

    darikotsulaya 29 апреля 2015, 20:12 пожаловаться

    #

    Я не стала подробно писать о показанных пилотах новых сериалов ТНТ (они упомянуты в тексте), но, поверьте, выглядят они очень и очень достойно. «Красные браслеты» — это тоже новый, очень крутой уровень, и сериал будет на Первом. Понятно, что все происходит медленно и некачественного контента тоже очень много. Но приятно, что все больше действительно интересных телесериалов. «Не телки» немного не для меня, хотя лет в 17 я бы его смотрела с удовольствием, а вот «Измены» очень жду.

    ответить

  • ZELMIRA 30 апреля 2015, 00:15 пожаловаться

    #

    если лёд тронулся, то это очень даже гуд)

    ответить

  • 2

    Dullahan 29 апреля 2015, 13:37 пожаловаться

    #

    Единственный полный зал бывает на «Кинотавре», все, с тех пор на каждом российском фильме три зрителя в зале, два из которых потеряли интерес и ушли… Ну, мы снимем, ну Иван, мой друг, дал мне денег, продюсер помог, ну, снимем, как получится.
    печальная правда.

    И критики так же: ну, это же Сеня/Костя/Боря, он хороший парень, вчера же вместе в «Маяке» выпивали, ну да, не очень хороший фильм у него, ну не ругать же — все равно никто не смотрит. Ну, напишу, что молодец.
    вот-вот: критики не критикуют работу (хотя должны это делать). вместо этого потворствуют такому халтурному, ленивому отношению к созданию фильма.

    Возможно, они даже ждут, чтобы им кто-нибудь сказал: так, а вот тут длинновато, а этот герой зачем? Они же снимают кино вслепую: зрители ничего не говорят, критики ничего не говорят, продюсеры говорят только «ну сними уже, пора закончить, чтобы к «Кинотавру»». Никакой обратной связи.
    ха! кто ищет, тот найдёт! рицензии почитает, обзоры на ютюбе посмотрит и т. д. там о недостатках вдоволь наслушаются и начитаются. но вместо того, чтобы принимать конструктивную критику, многие просто ворчат, что критикуют их недолёкие школьники, и тому подобное.

    п. с. обзор понравился. так написано, что посмотреть захотелось)
    есть ещё что-то в российском кино интересное)

    ответить

  • darikotsulaya 29 апреля 2015, 20:13 пожаловаться

    #

    конечно, есть) а цитата Долина, которую я привела, вызвала на круглом столе аплодисменты — профессиональная среда тоже все понимает)

    ответить

  • 3

    audiovideofil 29 апреля 2015, 23:24 пожаловаться Омск

    #

    Молчит чего-то. Неужели переселился?

    ответить

 
Добавить комментарий...