Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Зачем нужны монтажеры, если есть режиссер и раскадровка?

12.11.2014 10:02 • 13 комментариев

«Зачем нужны монтажеры, если есть режиссер, сценарий и раскадровка? Фильм же может смонтировать сам режиссер или любой, кто умеет пользоваться монтажной программой,» — такой вопрос некий молодой человек задал британцу Эндрю Хьюму. Хьюм — режиссер монтажа с 25-летним стажем — привез в Москву свой режиссерский дебют «Снег в раю» в рамках Фестиваля нового британского кино и заодно рассказал о своем опыте работы монтажером и трансформации в режиссера на мастер-классе в Московской школе кино. Именно Хьюм смонтировал такие фильмы, как «Счастливое число Слевина», «Контроль» и «Самозванец», и ему хорошо известно, что чаще всего картина рождается (или перерождается) на монтажном столе. «Я видел много «грязного белья»», — смеется Хьюм.



Под «грязным бельем» Хьюм имеет в виду ужасные дубли, никуда не годную актерскую игру, слабые сцены, которые ничего не дают сюжету. Именно поэтому и нужны режиссеры монтажа, объясняет Эндрю, отвечая на вопрос наивного юноши из заголовка: кто еще сможет сделать из часов не самого лучшего материала фильм, который будут смотреть зрители? Например, тот же «Счастливое число Слевина» был практически целиком сделан в монтажной.

Режиссер монтажа смотрит глазами будущего зрителя

«Со «Слевином» вообще пришлось помучиться: там был очень замороченный сценарий, первые 25 минут состояли целиком из флэшбэков. Мне пришлось вытащить их оттуда и переместить подальше, потому что хотелось все же побыстрее добраться до главного героя», — говорит Хьюм. Задача режиссера монтажа — забраться в голову зрителя и увидеть фильм с его точки зрения, понять, что думает аудитория, контролировать количество информации, которая поступает с экрана.



«Очень часто бывает так, что кто-то пишет сценарий, кто-то его снимает, а потом оказывается, что про сценарий можно забыть: нужно делать фильм из того, что есть. Все великие идеи и классные приемы, которые вы придумали, например, вот эта дорогущая съемка с крана, они просто не работают. Как часто приходится кроить буквально из коротеньких кадров в конце дубля, когда актер услышал команду «Стоп!», расслабился и именно тут его лицо «заиграло» по-настоящему. А это может быть двухсекундный кадр,» — делится опытом Хьюм.

Сценарий и режиссерские задумки могут отправиться в урну

Конечно, бывает, что все работает: сценарий чудесный, актеры прекрасные, и тогда никаких проблем. Но это скорее исключение, говорит Хьюм. «Реальность такова, что сценарий неидеален, актеры играют кошмарно, режиссер не понимает, чего он хочет, или у него просто не хватает времени на то, что он задумал. И тогда режиссеру нужно отказаться от своих «идеалов», и работать с тем, что есть. Любому начинающему режиссеру полезно сначала посидеть в монтажной и понаблюдать за этим процессом».



Режиссер монтажа берет материал и находит к нему подход, ключ, стиль, благодаря которым разрозненные дубли вдруг становятся стройной, притягивающей внимание публики картиной. Когда Хьюм монтировал «Контроль» Антона Корбейна, ему было легко найти этот стиль. Кадры Корбейна, известного фотографа, очень напоминали фотографии: «Я смотрел на материал как на фотоальбом с невероятно красивыми снимками и для каждой сцены старался выбрать один статичный кадр, вокруг которого бы все строилось. Это не совсем получилось, но такова была моя задумка».


Впрочем, не стоит думать, что монтажеры не уважают работу режиссера или переделывают все на свой лад. Как раз наоборот: они знают, насколько это тяжелый труд, как непросто добиться желаемого, и чаще всего именно поэтому сами не готовы сесть в кресло постановщика. Однако Хьюм все же снял свой режиссерский дебют, причем за небольшие по современным меркам деньги — полмиллиона фунтов, и тут же попал со «Снегом в раю» на Каннский кинофестиваль. Как это случилось?



Главное — непреодолимое желание рассказать историю

Когда Эндрю учился в колледже, он снимал экспериментальные арт-фильмы. «Те, которые никто не смотрит», — с улыбкой говорит Хьюм. Потом ему подвернулась работа монтажером: на телевидении, потом в кино. Оказалось, это приносит не только удовольствие, но и деньги, в отличие от экспериментальных картин. Однако желание попробовать себя в качестве режиссера никуда не ушло, просто не было той истории, которую Хьюму действительно хотелось бы рассказать. Но однажды Эндрю встретил коренного лондонца Мартина, который оказался мусульманином. История Мартина заинтриговала Хьюма: англичанин был родом из криминальной семьи, и сам в молодости промышлял темными делами, но потом что-то заставило его поменять свой образ жизни и принять ислам.



«Мартину в жизни довелось бывать и на коне, и за чертой бедности: были времена, когда он зашибал по 10 штук в день на наркотиках, и был период, когда у него не было совсем ничего, он был нищим, — рассказывает Хьюм. — Чем глубже я узнавал Мартина, тем больше мне хотелось перенести его биографию на экран. Продюсер, с которым я тогда работал как монтажер, поддержала меня и убедила, что это действительно стоящий материал. Я начал писать, но ничего не выходило, пока я не понял: нельзя рассказать эту историю, не понимая, в чем причины принятия человеком другой религии. Что его привело к этому? Когда мы поняли это и начали писать сценарий именно о его обращении, все стало складываться. Мартин сам говорил, что принял другую веру, потому что во времена кризиса перестал доверять христианству».




Три черты настоящего режиссера

Чтобы быть режиссером, нужно три вещи, вспоминает Хьюм чьи-то мудрые слова. Первое — иметь собственное видение. Второе — руководить командой. Третье — принимать решения. «Я подсознательно учился у тех режиссеров, с которыми я работал, так что я уже знал, как снимать кино, что делать, а что — нет, что работает, что — нет, — говорит монтажер. — Я знал, зачем нужна каждая сцена, написанная в моем сценарии, каждая реплика — потому что они проистекали из моего желания копнуть глубже. Я знал, на чем сфокусироваться в каждом эпизоде, в каждом кадре, и это экономит время и деньги». Деньги действительно приходилось экономить, снимая быстро, порой по четыре сцены за день. Хьюму даже пришлось искать нового оператора: первый ушел, потому что был не готов работать в таком режиме, с естественным светом и непростыми локациями.

Кстати, денег на съемки «Снега в раю» помог найти промо-ролик, который Хьюм нарезал из других фильмов, выбрав образы, подходящие по стилю к его будущей картине, и наложив закадровый текст, рассказывающий историю Мартина.



Когда фильм был отснят, Хьюму самому пришлось работать с монтажером, и это было испытанием для обоих, смеется Эндрю. «Моего монтажера звали Барри. Теперь его зовут «бедный Барри». Бедняге пришлось перейти на электронные сигареты, потому что когда он выходил покурить, я садился за компьютер и пытался сам все перемонтировать! — вспоминает Хьюм. — Проблема была еще и в том, что мой Барри был «технарем», человеком, который всегда следует правилам. Я за другой подход. Да, правила нужно знать. Но всегда нужно рисковать и нарушать их. Мы живем в век, когда есть чудесная кнопка «отменить». Да, ты потратишь какое-то время на вариант, который потом отбросишь, но тебе это ничего не стоит. 90% твоих идей могут быть неудачей, зато 10% могут сработать. Ради этого и стоит пробовать».

Резать собственный материал нужно без сожалений

Легко ли было Эндрю-режиссеру договориться с Эндрю-монтажером, когда пришлось резать собственный материал? Хьюм говорит, для него это не было проблемой: «Мне пришлось отказаться от трех персонажей, съемки с крана за 50 штук, каких-то сцен — это тяжело, но если они не работают в фильме, то надо. Хрень, хрень, хрень — в мусорку! У меня настолько развита эта «монтажерская» мышца, что как режиссера меня это не особо волновало. Я знаю, есть режиссеры, которые держатся за каждую реплику и не позволяют ничего вырезать. Обычно это приводит к тому, что фильм оказывается дерьмовым».



Монтажер — психолог, дипломат и буфер между продюсером и режиссером

Должны ли режиссер и монтажер совпадать по мировоззрению? «Режиссера должны заводить решения монтажера, его подход к работе. Монтажер должен показать, на что способен, как он может улучшить материал, что сможет привнести, — считает Хьюм. — Кстати, надо сказать, что монтажер — это еще и психолог, дипломат, политик. Продюсер шепчет мне на ухо: измени, а режиссер знает об этом и перестает тебе доверять, думая, что все, что ты делаешь — решения продюсера. Тебе нужно постепенно, медленно убеждать режиссера в своей правоте. Нужно быть посреди конфликтующих сил и балансировать их. В то же время, ты должен быть аудиторией, чувствовать фальшь. Каждый недостаток, каждая фальшивая нота отнимает по проценту от 100% хорошего результата. Нужно отказываться от всего, что понижает этот процент. Вы должны стремиться к 100%».

Хьюм признает, что «вошел во вкус» и хочет продолжать «тренировать режиссерские мышцы». Сейчас он пишет сразу три новые истории. Но параллельно он вернулся к работе монтажером: «За режиссуру малобюджетного проекта, увы, не платят, а моим детям, знаете ли, нужны подарки на Рождество!».

Дополнительные показы Фестиваля нового британского кино пройдут в Москве с 14 по 17 ноября, а в Екатеринбурге фильмы «Бритфеста» можно будет увидеть в ноябре — начале декабря. Организаторы — Британский совет и арт-объединение CoolConnections.
мастер-класс, монтаж, режиссура, дебют, британское кино, лекция  13 комментариев 
Комментарии (13)

Новый комментарий...

  • 1

    Антошечка 12 ноября 2014, 17:57 пожаловаться

    #

    Спасибо за интересную статью!
    Хмм… меня в последнее время волнует скорее другой вопрос: зачем современному кино нужны режиссеры? Я, понятное дело, говорю не о фестивальном и авторском кинематографе, а о той субстанции, которая скрывается под общим понятием «Голливуд». Возьмем тот же очередной фильм марвелл — сценарий существует задолго до появления режиссера, декорации и спецэффекты также делаются без его участия. Музыка, монтаж, операторская работа… все это, получается, не имеет к нему отношения. В общем, в моем представлении, в таком кино режиссер является просто статистом, который может и привносит частичку своего видения, но не больше, чем какой-нибудь стреднестатистический сценарист, которых у такого проекта может быть не один и не два. Может быть я и не прав, но на месте режиссёра такого фильма мне бы как-то даже стыдно было считать его своим детищем. Никакой творческой свободы, ты лишь болтик в студийном конвейере.

    ответить

  • 21

    HiPartez 12 ноября 2014, 18:54 пожаловаться

    #

    Убери этот болтик, и всё развалится. Банально без режиссёра никто не будет знать, что нужно делать, и как потом это всё собрать воедино. Режиссёр — главный координатор на съёмочной площадке. Сценарий останется набором текста без интерпретации и мысленной визуализации режиссёра, оператор будет задумчиво рассматривать объектив камеры пока режиссёр не объяснит ему, что и как нужно снимать, актёры не будут знать что требуется от них в определённой сцене, художники и декораторы не будут знать, как должны выглядеть локации и костюмы, и т. д. и т. п. Ну убери должность режиссёра — всё равно на съёмочной площадке кто-то возьмёт бразды руководства в свои руки, иначе будет самодеятельность, а из такой самодеятельности даже каша из бессвязных кадров не способна родиться.

    декорации и спецэффекты также делаются без его участия. Музыка, монтаж, операторская работа… все это, получается, не имеет к нему отношения.

    Очень сильно заблуждаетесь. Декорации создаются по рисункам художников, которые, в свою очередь, пытаются воспроизвести видение режиссёра, или, как минимум, предварительно согласовывают с ним свои наработки. Спецэффекты — опять же режиссёр делится с визуальщиками своим видением, одобряет или забраковывает результаты их деятельности. То же самое и с музыкой — достаточно вспомнить хотя бы недавних Стражей от тех же Марвел, где куча лицензированного саундтрека. А кому ещё заниматься подбором музыки, если не самому режиссёру? Про оператора выше уже писал. Монтаж — очевидно же, что это сбор паззла из кусочков, которых бы никогда не было без режиссёра.

    То что с увеличением бюджета проекта пропорционально уменьшается степень влияния режиссёра — это факт. Но что без режиссёра фильм снять нереально — факт в квадрате. И не студийные боссы делают кино — они лишь вгоняют постановщика в рамки, которые их устраивают.

    ответить

  • 19

    HiPartez 12 ноября 2014, 19:04 пожаловаться

    #

    Ну и проще говоря, режиссёр — единственный человек на съёмочной площадке с видением конечного фильма в голове.

    ответить

  • 1

    RonsaRd 15 ноября 2014, 00:13 пожаловаться

    #

    Не всегда — есть же ещё главный продюсер, который тоже всё видит, но по-своему, и тоже может контролировать процесс

    ответить

  • H-fun-K 12 ноября 2014, 22:59 пожаловаться

    #

    У фильмов «марвел» все подготовлено заранее… вот только почему-то все фильмы отличаются по качеству и стилю.

    ответить

  • _FriON 10 декабря 2014, 20:46 пожаловаться

    #

    Да там стиль и атмосфера толком и не меняется, иногда вообще кажется, что все фильмы сняты одним большим заходом одним режиссёром, а потом распиханы по годам.

    ответить

  • Уилсон 18 ноября 2014, 21:07 пожаловаться

    #

    Марвел в пример? Это не кино, а развлекаловка.

    ответить

  • Jorka2099 2 июня 2017, 17:48 пожаловаться

    #

    Для начала нужно Марвел без 2х «л» научиться писать.

    ответить

  • NicKeLas 24 ноября 2014, 11:33 пожаловаться

    #

    Спасибо за интервью, и читать интересно, и много нового узнал.
    Вообще как-то смущает, когда в начале фильма говорят, мол, «фильм такого-то», а потом это же имя отдельно в графе режиссёр. Фильм ведь практически всегда получается общим. Вон, как здесь говорится, сценарист написал так, режиссёр потом сделал иначе, монтажёр подправил. Да и новости про то, что наняли двух новых сценаристов, которые переделают материал своих предшественников, показывают, что многие в кинобизнесе просто выполняют работу, получают за неё деньги и отдают результаты своего труда, никак не влияя на дальнейшую его судьбу.

    ответить

  • Badbearr 29 ноября 2015, 12:03 пожаловаться

    #

    Безусловно, монтажер нужен, но некоторые фильмы это просто убивает. Хоббит театральной версии был ужасен, в режиссёрской — на уровне первых двух картин.

    ответить

  • Да «Хоббит» — это один большой спецэффект. Получилось не кино, а мультфильм какой-то.

    ответить

  • Badbearr 7 февраля 2016, 12:31 пожаловаться

    #

    Хоббит это детская сказка. Он и задумывался как мультфильм. Правда любовная линия всё же лишняя. Я имел ввиду, что каждый фильм трилогии в режиссёрской версии смотрится куда лучше чем в театральной. Особенно третья часть.

    ответить

 
Добавить комментарий...