Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Доверить ли похороны соседям и зачем петь перед смертью?

15.12.2014 09:05 • 2 комментария

Кому доверить свои похороны — похоронным агентствам или собственным родственникам и друзьям? Можно ли расписать гроб райскими птичками? Нужно ли сдавать тело в морг? Эти вопросы поднимаются в остроумном и трогающем до глубины души австралийском документальном фильме Tender, который был в программе Лондонского фестиваля и, надеюсь, всплывет где-нибудь на просторах легального онлайн-пространства. Еще один фильм, о котором хочется рассказать, называется «Когда умирают люди — поют песни», и он тоже касается темы смерти, но в другом ключе. Его уже можно посмотреть в Москве.

Tender, или «Нежность», как, наверное, стоит перевести название австралийской картины, многих зрителей в Лондоне заставил сначала хохотать в голос, а потом рыдать в три ручья. Режиссер нашла в Порт-Кембла (это индустриальная зона рядом с крупным городом Уоллонгонг на юго-востоке Австралии) удивительно крепкую группу активистов, местный общественный совет. Женщины (в основном, средних лет, но есть и молодые) и примкнувшие к ним пара мужчин занимаются тем, что пытаются улучшить жизнь местного сообщества: они благоустраивают территорию, устраивают в своем центре различные образовательные программы и праздники, занимаются благотворительностью, лоббируют интересы жителей в городской администрации. И вот однажды у них возникает идея создать общественную, некоммерческую... похоронную службу.



Оказывается, большинство похоронных агентств в стране — входят в сети и холдинги, принадлежат крупным корпорациям, а потому устанавливают необоснованно высокие цены, выжимая из родственников умершего буквально все сбережения и заставляя их влезать в долги. «Зачем, когда похороны можно провести своими силами?», — задаются резонным вопросом деятельные тетушки.

Дальше начинается их борьба со стереотипами: они выбивают из местных властей участок под некоммерческое кладбище, шутят про эко-кладбища для тех, кто не ест фаст-фуд и прочие вредности, изучают законодательство и просвещают остальных жителей, как вести себя в случае смерти близкого человека. Выясняется, например, что совершенно не обязательно сразу сдавать тело в морг. «Подумайте, не спешите, — советует на мастер-классе в общественном центре приглашенный юрист. — Вы наверняка захотите побыть с любимым человеком подольше. Но как только его тело увезут в морг, такой возможности не будет». В центр привозят специальную холодильную доску, на которой тело можно хранить, не опасаясь разложения. «Ой, на такой хорошо лежать в жару, наверное», — шутят неунывающие активисты. Черного юмора в фильме с избытком.



Но тут наступает трагический момент: одному из работников общественного совета, одинокому и молчаливому мужчине-волонтеру, бывшему сотруднику сталелитейного завода, диагностируют рак. Его состояние ухудшается с каждым днем, и активисты понимают: первым «клиентом» их некоммерческой похоронной службы станет их близкий друг, и им самим нужно пройти вместе с ним весь этот путь. «Нежность» — кино не о смерти, а о дружбе, поддержке и уважении друг к другу группы неравнодушных людей. И еще о том, как сделать похороны и подготовку к ним настоящим актом прощания, выражением своей любви к человеку, без посредников и формальностей.



«Когда умирают люди – поют песни» тоже сложно смотреть без комка в горле и улыбки одновременно. Это картина молодого режиссера Ольги Львовой, номинированная на студенческий «Оскар» и участвовавшая в программе фестивалей «Послание к человеку» и DOC NYC. Ольга училась на факультете журналистики МГУ и уже во время учебы увлеклась съемками кино, а после поехала изучать документалистику в Нью-Йорк. Там она и нашла героиню своего фильма, 93-летнюю Регину, удивительно харизматичную и яркую женщину, которую сложно застать без макияжа, маникюра и укладки.




У Ольги Львовой получилось снять действительно очень личный фильм. Дистанция между зрителем и героинями фильма стремительно сокращается на протяжении картины. Изначально Ольга хотела снимать кино о том, как музыкальная терапия помогает умирающим больным: человек с гитарой приходит домой к пациентам, чтобы вместе с ними петь и музицировать. Ольга выбрала сразу несколько семей, к которым приходил такой терапевт, но вскоре поняла, что именно история Регины и ее дочери могут стать темой ее фильма. И фокус с терапии и приближения смерти сместился на отношения матери и дочери, на их попытку примириться с прошлым и заново открыть его, пока еще не поздно. Хотя песни по-прежнему играют в кино огромную роль: Регина поет песни на идише, вспоминая свою юность, давно забытое прошлое.



Судьбу Регины и ее семьи круто изменили Вторая мировая война и Холокост. В ее жизни было много трагических событий, о которых она и ее семья старались не вспоминать. Но, чувствуя, что скоро будет совсем поздно, дочь Регины достает старый семейный альбом. Постепенно зритель узнает все новые детали ее биографии, а в конце наблюдает за невероятно интимным моментом, когда мать и дочь буквально чувствуют невидимую, но невероятно крепкую связь друг с другом.

В отличие от «Нежности», «Когда умирают люди — поют песни» можно увидеть в Москве: прокат стартует сегодня в Центре документального кино и продлится до 28 декабря. А потом, будем надеяться, можно будет увидеть и на легальных онлайн-платформах.
смерть, документальное кино, похороны, холокост  2 комментария 
Комментарии (2)

Новый комментарий...

  • Lik Bashni 21 декабря 2014, 00:37 пожаловаться

    #

    Зачем плодить кладбища и засорять Землю, когда можно кремировать тела? Это во много раз дешевле закапывания в землю и экология не страдает

    ответить

 
Добавить комментарий...