Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Любовь по скайпу и «Игра в имитацию» для подростков

21.10.2014 06:49 • 2 комментария

19 октября в столице Великобритании «Яростью» с Брэдом Питтом завершился Лондонский международный кинофестиваль. Этот смотр, в основном, собирает фильмы (по возможности, лучшие, но получается не всегда), которые уже были представлены в Берлине, Канне, Венеции, Торонто, Роттердаме и на других фестивалях, но премьерные показы тоже случаются. Кстати, тут даже есть официальный конкурс, в котором в этом году участвовал и победил «Левиафан» Андрея Звягинцева.

Я в этом году оказалась в Лондоне как раз во время фестиваля, но не буду рассказывать вам про каннского «Уильяма Тернера» или показанную в Торонто «Игру в имитацию», а поделюсь впечатлениями от нескольких фильмов, о которых КиноПоиск еще не писал.

«10 000 км»

В дебютный фильм Карлосу Маркес-Марсету удалось заполучить колоритную британку с хриплым голосом и испанской кровью: Наталию Тену вы уж точно знаете по ролям Тонкс в «Гарри Поттере» и Оши в «Игре престолов». Произошло это так: «Я была на какой-то вечеринке, дико пьяная, и тут мне позвонили, говорят, с тобой сейчас поговорит режиссер, он хочет взять тебя на роль. Дальше я примерно час отговаривала Карлоса брать меня на роль, а на утро проснулась с диким похмельем и подумала: «Кажется, у меня есть работа. Или я все-таки его отговорила?»», — рассказывала Тена после фестивального показа.



«10 000 км» открывается потрясающим (без преувеличения) планом длиной минут в 10. Без монтажных склеек. Вообще. Камера плавно движется за главными героями — от утреннего секса до приготовления завтрака. За это время зрителю ненавязчиво сообщают все «исходные данные»: испанский учитель Серджи (Дэвид Вердагер) и британский фотограф Алекс (Наталия Тена) вместе уже семь лет, они живут в Барселоне и хотят завести ребенка, у Серджи не очень ладится с работой, а потом Алекс проверяет почту и узнает, что получила грант на проект в Лос-Анджелесе. На год, с полным обеспечением. Дальше мы следим за тем, смогут ли их отношения выдержать огромное расстояние. И все время в кадре — только два человека. Молодой испанский режиссер явно любит ставить себе амбициозные задачи (»Почему я решил сделать один длинный план? Да я просто не хотел делить его на множество маленьких! Правда, потом намучился с монтажом: план один, но чертовски тяжело понять, где начать, а где закончить!»).



Трейлер на испанском, но там все понятно без слов, на самом деле.

Карлос впервые задумался о сценарии, когда сам уехал учиться в Лос-Анджелес, оставив в Испании друзей и семью. Видимо, он, как и его герои, испытал все прелести дистанционного общения, включая занятия любовью и приготовление обеда по видеочату (слово «скайп», кстати, использовать нельзя, потому что на этот бренд у создателей фильма нет прав). Рассказывать дальше не имеет смысла: эту трогательную, одновременно смешную и грустную историю действительно стоит посмотреть, если у вас будет возможность. В Испании фильм уже выходил в прокат. Сложно предположить, где она сможет появиться у нас, учитывая, что фестивалям в России все труднее существовать, но, будем надеяться, в онлайн-кинотеатрах «10 000 км» можно будет посмотреть.

«X+Y»

У Нэйтана (в девятилетнем возрасте — Эдвард Бэйкер-Клоуз, подросток — Эйса Баттерфилд) симптомы аутизма: ему трудно воспринимать эмоции других людей, он сторонится физических контактов и воспринимает еду только в том случае, если она организована в определенном порядке. Еще его ужасно раздражает все пестрое. Ему тяжело отношения с матерью (Салли Хокинс), и окончательно его состояние усугубляет смерть отца в автокатастрофе. И прежде немногословный Нэйтан окончательно закрывается от мира.



Единственная отрада — математика, которая мальчику дается легко, в отличие от всего остального. Под присмотром остроумного и циничного школьного учителя (Рейф Сполл), когда-то оставившего мечты о карьере профессора и ученого, он готовится к самому важному событию в своей жизни: Нэйтан мечтает стать членом сборной Великобритании по математике и принять участие в международной олимпиаде. Этот путь будет непростым, зато на нем Нэйтану встретятся британский профессор и руководитель сборной в панамке (уморительный Эдди Марсан), не менее проблемные, чем он сам, сверстники (юный Тьюринг из «Игры в имитацию» Алекс Лоутер и убедительно изобразивший агрессивного аутиста Джейк Дэвис) и даже влюбленная девочка из соперничающей китайской сборной.



Дебютант в игровом кино Морган Мэтьюз несколько лет назад снял документальную картину Beautiful young minds про британских школьников, участвовавших в национальной сборной по математике и готовившихся к международной олимпиаде. Среди них сразу несколько страдают различными формами аутизма, и это натолкнуло Мэтьюза на идею фильма. У реальных ребят он позаимствовал и историю с романом между британским школьником и девочкой из Китая.

Кстати, герои того документального фильма выступили консультантами картины и некоторых из них даже можно заметить в крошечных камео. «X+Y» — по сути, кино о взрослении и примирении с горем, которое будет понятно любому подростку, ведь непохожесть на других, насмешки одноклассников, первая любовь, утрата близкого человека — все это универсальные темы. Свою ленту Мэтьюз снял с щедрой долей британского юмора (за него отвечают в основном Рэйф Сполл и Эдди Марсан) и в финале слегка посыпал сахаром в стиле Ричарда Кертиса. Но последнее совершенно не портит впечатления. А Баттерфилд в очередной раз получает от меня воображаемую премию «самый пронзительно-душещипательный взгляд». Кстати, фильм будет на «Бритфесте» в ноябре.

«Заветы юности»

Еще одна из премьер Лондонского кинофестиваля: фильм к 100-летию с начала Первой мировой, экранизация мемуаров Веры Бриттен «Заветы юности». В роли строптивой Бриттен, которая вопреки чаяниям почтенных родителей хочет в Оксфорд, изучать литературу (а не сидеть с вышивкой под окном и беседовать с мужем о ерунде), шведка Алисия Викандер — тонкая, звонкая девушка, в глазах которой читается, что она добьется своего и не будет молчать. Брат Веры Эдвард (Тэрон Эджертон) уговаривает родителей отпустить непутевую дочь в Оксфорд, а сама Вера тем временем завязывает романтическую переписку с другом Эдварда Роландом (Кит Харингтон).



Окрыленная счастьем от поступления в колледж, где она сможет видеться с возлюбленным, Вера не замечает газетных заголовков: убит Франц Фердинанд. И вот уже Вере приходится уговаривать родителей отпустить Эдварда на войну. Все его друзья — и Роланд, и безответно влюбленный в Веру Виктор (Колин Морган) — хотят защищать мир и свою страну на фронте. Всех троих, самых близких ей людей Вера потеряет. Сама она тоже не останется в стороне от военных действий: учебу в Оксфорде она отложит, чтобы стать медсестрой, сначала на родине, а потом во Франции. Жуткая война, укравшая юность, закаляет и без того сильную девушку: Вера вернется в Оксфорд и станет писательницей, пацифисткой и феминисткой.



«Заветы юности» — классическое, выверенное до мельчайших деталей историческое кино, в центре которого — стальной стержень Бриттен/Викандер. Кто-то из критиков, кажется, упрекнул картину в том, что она «слишком красивая» для фильма о грязной, страшной, кровавой войне. Это замечание — скорее комплимент, потому грязи и крови там достаточно, но куда страшнее — окровавленная форма на столе в родительской гостиной и зашитая под подкладку стопка неотправленных писем со стихами. И врезаются в память не рваные раны, которые зашивают медсестры, а завораживающая красота открытого и самоотверженного лица Веры. «Заветы юности» с гордостью и элегантностью движений Алисии Викандер несут флаг пацифистских взглядов Веры Бриттен, напоминая о том, как много юных жизней было прервано или изувечено войной. И о том, что этот счетчик не перестает тикать.

«Обморок» (The falling)

Второй игровой фильм документалиста Кэрол Морли мог бы претендовать на славу «Пикника у висячей скалы» или «Девственниц-самоубийц», помноженную на типично английский холодок, которым веет от романов Дафны Дюморье и викторианских готических новелл. Сюжет подобран идеальный: на дворе 60-е, старлетка Абигейл (прехорошенькая дебютантка Флоренс Пью, которую наверняка ждет отличная карьера) узнает, что беременна, и тут с ней начинает твориться что-то странное. Она чувствует металлический привкус в еде и падает в обморок. Можно было бы списать на токсикоз, но ее подруга Лидия (Мэйси Уильямс из «Игры престолов») и другие девочки в школе вдруг тоже начинают то и дело лишаться сознания. Вирус не щадит и одну из учительниц — самую молодую из всего состава. Некоторых же девочек странная эпидемия удивительным образом обходит стороной.



Директриса, конечно, уверена, что это хулиганство, а подстрекает своих подруг Лидия. Мэйси Уильямс комфортно чувствует себя в роли непокорного, раздраженного тинейджера, очень похожего на Арью Старк. Лидия ненавидит мать и чувствует странное влечение к брату (кстати, именно он лишил девственности Абигейл). Напряжения, тревожного ожидания развязки, увы, режиссеру создать не удается, но изредка она балует скучающего зрителя психоделическими вставками-вспышками, будто бы видениями девочек. Ответа на вопрос «почему же они все падают в обморок», как легко можно догадаться, несчастный зритель не дождется (его только подразнят пару раз), зато в финале узнает тайну семьи Лидии. В которой, если честно, нет ничего интересного.
Лондон-2014, Лондонский кинофестиваль, Премьера  2 комментария 
Комментарии (2)

Новый комментарий...

  • 9

    kassandrina 21 октября 2014, 16:52 пожаловаться

    #

    Хочу посмотреть всё.

    ответить

  • 2

    iskatel_ 23 октября 2014, 08:33 пожаловаться

    #

    Без монтажных склеек
    Люблю такие планы.
    А проекты, да, любопытны. Но едва ли от фестивального британского кинематографа стоило ожидать какой-нибудь откровенной халтуры.

    ответить

 
Добавить комментарий...