Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Вы обсуждаете кино с таксистами?

24.06.2014 16:12 • 3 комментария

Каким должно быть хорошее кино? Оно должно волновать, заставлять задуматься, не «отпускать» после просмотра. О таком хочется говорить, обсуждать его даже со случайными попутчиками. «Доживем до августа» я обсудила с таксистом по пути домой из кинотеатра, и, похоже, каждый из нас вынес для себя что-то важное из этого разговора.


«Доживем до августа»

Московский международный кинофестиваль – странное, слегка хаотичное мероприятие. Хаос начинается на входе в кинотеатр «Октябрь», где нужно проходить через рамку металлоискателя, из-за чего образуется толпа, хотя содержимое сумок охранники даже не проверяют. После этой «проверки» зрители устремляются в зал, куда их пускают и после начала сеанса, на свободные места. В итоге первые полчаса фильма люди входят и выходят, пререкаются по поводу свободных мест, мелькают перед экраном.

На фестивальные показы зрители устремляются с попкорном: удивительно смотреть документальный фильм про работавшего на израильскую разведку сына одного из лидеров ХАМАС и слышать громкий хруст сбоку. В этом, наверное, нет ничего предосудительного, но в Берлине на фестивальных показах для публики я ни разу не видела попкорн в зале.

Такой же хаос можно наблюдать в расписании: пресс-показы порой стоят через несколько дней после фестивального сеанса фильма, то есть журналисты просто получают возможность посмотреть картину в другое время, но не рассказать о ней в своем издании заранее. У некоторых фильмов нет пресс-показов вовсе, и нужно умудриться попасть на единственный фестивальный сеанс все в том же «Октябре», где залы вовсе не резиновые. Зато в таких случаях хаос даже помогает – есть возможность усесться где-то на ступеньках. Но стоит посмотреть хороший фильм, и все эти шероховатости, конечно, забываются на какое-то время. Мне повезло, вчера вечером я как раз посмотрела отличное кино.


«Доживем до августа»

«Доживем до августа» молодого режиссера Теодоры Аны Михай недавно получил награду на одном из самых крупных фестивалей документального кино – канадском Hot Docs. Такой престижный приз – уже повод обратить внимание на фильм. Меня заинтересовал сюжет: девочка-подросток из румынского города Бакэу становится «матерью» для своих братьев и сестер, когда их мама уезжает на заработки в Италию.



Теодора Ана Михай сама уехала из Румынии, когда была ребенком. Ее родители эмигрировали в Бельгию еще до падения режима Чаушеску, оставив дочь на родине как своеобразную «гарантию» возвращения, и только через год она присоединилась к ним в Европе. Тот год без родителей будущий режиссер хорошо запомнила, и, очевидно, именно поэтому ее так тронула история пятнадцатилетней Джорджаны.

«Мама, а ты приедешь?», — спрашивают по очереди дети по телефону. «Нет, на Пасху не получится, только в августе». «Ну тогда пришли мне игрушку». Жизнь семерых детей Лилианы, которая, чтобы содержать семью, работает горничной у пожилой пары в Италии, идет своим чередом: Джорджана ссорится с подружками и гуляет с мальчиками, у маленького Стели выпадает молочный зуб, семнадцатилетний Йонут играет на стареньком компьютере в игры, младшие сестры помогают Джорджане собираться на вечеринку, все они ходят в магазин, готовят еду и смотрят по телевизору сериалы до поздней ночи, хотя рано утром надо вставать в школу. Все как у их сверстников, только без мамы. Когда в школе одному из младших дают задание ответить на вопросы о маме, он идет к Джорджане. Какие у нее волосы? Какого цвета глаза?


«Доживем до августа»

Дети совершенно не замечают камеры, которой удается заснять самые эмоциональные моменты их жизни, редкие (раз в месяц) разговоры по скайпу и телефону с матерью, получение посылок из Италии с одеждой и сладостями. Когда на Пасху от Лилианы приходит сумка с подарками и письмо, Джорджана не может читать его без слез.

При этом «Доживем до августа» вовсе не душещипательная мелодрама: детство – самое счастливое время, особенно когда рядом любящие тебя братья и сестры. В этой семье действительно царит любовь, несмотря на лишения и трудности. Правда, Джорджане, конечно, приходится тяжелее остальных, и иногда она в сердцах восклицает: у меня детей точно не будет!


«Доживем до августа»

Все это я взахлеб рассказывала водителю такси Дмитрию, восхищаясь тем, как близко режиссер подходит к своим героям, как живо передает на экране хрупкие моменты детства и отрочества. Но его куда больше волновало другое, посыл самой картины: как часто родителям приходится покидать своих детей, чтобы свести концы с концами? «Это же настоящая чума нашего века», — сказал он. И можно ли их осуждать? Лилиана в телефонных разговорах говорит своим детям: «я уехала, чтобы вы могли лучше жить». Но какая у этого цена? В августе Лилиана наконец-то прилетает в Бакэу. Сложно понять эмоции детей, когда они наконец-то видят ее выходящей из здания аэропорта. Они ждали этой встречи, но смущены и не знают, как себя вести. А мама скоро снова начнет искать работу в Италии.

Долго думала, какой фильм был бы похож на «Доживем до августа», чтобы вы могли устроить себе дома собственный «фестивальный просмотр». Пожалуй, чем-то Джорджана напоминает героиню Дженнифер Лоуренс из «Зимней кости», но это очень условное сравнение: девушки просто оказались в похожей ситуации в юном возрасте. Впрочем, если вы не видели «Зимнюю кость» и любите Дженнифер Лоуренс, фильм все равно стоит посмотреть. А что касается «Доживем до августа», то будем ждать, пока он появится на других фестивалях или на сайте телеканала 24_Doc.
документальное кино, ммкф, ммкф-2014  3 комментария 
Комментарии (3)

Новый комментарий...

  • 9

    Forgotten Human 24 июня 2014, 21:22 пожаловаться

    #

    Заголовок «Вы обсуждаете кино с таксистами?» напомнил сцену из «Быть Джоном Малковичем», где Малкович садиться в такси и водитель ему говорит:

    - Слушай, а ты же этот актёр
    - Да
    - Даа, Джон, этот, Джон, Малктон!
    - Малкович
    - Малкович… Точно, даа, хорошо.. Здорово ты сыграл в этом фильме
    - Спасибо
    - Ну там, где ты крал бриллианты
    - Я такого не играл
    - Нет? А о ком же я?
    - Я не знаю
    - Тогда… Нет, нет это точно был ты

    ответить

  • 4

    lil Miss 24 июня 2014, 22:33 пожаловаться

    #

    На фестивальные показы зрители устремляются с попкорном: удивительно смотреть документальный фильм про работавшего на израильскую разведку сына одного из лидеров ХАМАС и слышать громкий хруст сбоку. В этом, наверное, нет ничего предосудительного, но в Берлине на фестивальных показах для публики я ни разу не видела попкорн в зале.

    Ну эти же люди валом идут на все российские комедии, для них снимают российские киностудии. Ничего удивительного
    А тема фильма напоминает «Мамонта» Мудиссона

    ответить

  • 4

    Love is blasphemy 25 июня 2014, 10:02 пожаловаться Вы обсуждаете кино с таксистами?

    #

    Не только с таксистами. Я вообще люблю обсуждать фильмы с незнакомыми людьми. :)

    ответить

 
Добавить комментарий...