• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Гори, Голливуд, гори!
 



Хроники ненависти и любви

03.06.2014 09:42 • 3 комментария

На «Кинотавре» показали два совершенно разных фильма от практически одних и тех же авторов: после первого хотелось ударить персонажей чем-нибудь тяжелым, после второго — плакать и любить по-настоящему.



Первым фильмом конкурса стал «Комбинат Надежда», главная героиня которого — семнадцатилетняя девушка Света из Норильска. В интервью кинотаврской газете (фестиваль каждый день выпускает собственную газету с фотографиями, статьями и интервью) режиссер фильма «Комбинат Надежда» Наталья Мещанинова рассказывала, что компания «Норильский никель» чинила кинематографистам всяческие препятствия — запрещала съемки на своих объектах, «вели игры на телевидении: показывали, что мы приехали позорить город и почему-то хотим выставить всех норильчан алкоголиками».



Либо кто-то в «Норильском никеле» прочитал сценарий, либо просто обладал завидной проницательностью: первая же сцена фильма изобилует матом в таком количестве, которое и не снилось самым отъявленным матершинникам, водку пьют регулярно на протяжении фильма, а из персонажей любви достоин разве что белый песик. Я допускаю, что автор сценария Любовь Мульменко и режиссер Наталья Мещанинова своих персонажей действительно любят (иначе зачем снимать про них полуторачасовое кино?), но у меня совершенно не получилось проникнуться ни к кому из них. Хотя я, честно, старалась.



Главная героиня Света живет с любящими родителями, в семье с достатком: на восемнадцатилетие дочке собираются подарить квартиру. Но Света от идеи подарка приходит в ярость: ей нужны деньги на билет до Питера, где ее, как она считает, ждет ее бойфренд Макс. В течение всей картины она пытается найти деньги и ненавидит проститутку Надю, с которой Макс когда-то переспал. На протяжении всей картины Света мечтает найти деньги на поездку, ее бесит Норильск, бесят друзья (зрителя в моем лице они тоже изрядно напрягали), бесит Надя, бесит начальница на работе, бесят родители, которые, несложно догадаться, желают ей только счастья. Бешенство отпечаталось на лбу Светы нестираемой складкой, ее не радуют ни посиделки с друзьями и водкой, ни что либо еще. Параллельно выясняется, что Макс ее не очень-то и ждет и девушкой своей не считает. Мечта «выбраться на материк» рушится на глазах, героиня страдает. Но сочувствия это не вызывает совершенно никакого. Надо сказать, что во всех бедах, конечно, виноват город Норильск, где и воздуха нет, и солнца, и деревьев, и ветер серный, и озеро с химикатами. Вроде как, в таком нечеловеческом климате недолго и озлобиться.



Самое интересное, что снят «Комбинат Надежда», безусловно, талантливо и качественно, молодые актеры настолько органично существуют в кадре, что фильм может показаться документальным. Действительно мешает (и это не ханжество) обилие мата: он добавляет негативной окраски и без того агрессивным диалогам и выразительным сценам. Правда, у создателей фильма есть дубли, снятые без нецензурной лексики, но смонтированной версии без мата пока нет. Хочется надеяться, что если в прокате все-таки пойдет «цензурный» вариант, то это снизит градус агрессии в картине.

Вторая картина смотра — «Еще один год» Оксаны Бычковой — тоже поставлена по сценарию Любы Мульменко и Натальи Мещаниновой. Правда, у них был литературный материал в основе — пьеса Володина «С любимыми не расставайтесь», по которой в 1979 уже был снят фильм с Александром Абдуловым и Ириной Алферовой.



Действие происходит в течение одного года — с конца декабря 2012-го по конец декабря 2013-го. Главные герои — молодая супружеская пара, Женя (Надежда Лумпова) и Комар (Алексей Филимонов). Она недавно устроилась дизайнером в модный издательский дом и теперь общается с коллегами-хипстерами, он закончил Горный институт и, не устроившись после окончания работать, бомбит по ночам на старом «фольксвагене». Новые друзья жены, особенно бильд-редактор Роман, заставляют Комара ревновать, что приводит к измене и разводу. Женя вроде бы продолжает свою жизнь, ходит по выставкам современного искусства, но Комара ей, несмотря на боль и обиду, не хватает. Комар же ушел к обычной девушке Оле, которая накормит борщом и легко смирится с тем, что он «таксист», лишь бы мужик был нормальный.


Чтобы полноценно насладиться «Еще одним годом», приходится с самого начала поверить в несколько условностей. Пара Женя-Комар как-то сразу вызывает недоверие: как они вообще могли познакомиться, да еще и пожениться? Да, у них отличное чувство юмора, они устраивают друг друга в постели (на протяжные сцены секса порой становится неловко смотреть), оба, кажется, не из Москвы, но этого ведь недостаточно, правда? Женя бойкая, Комар довольно пассивный. Они явно из разных тусовок. Он очевидно старше ее. Ладно, можно дать себе установку поверить в их союз. В пьесе Володина героиня попадала в больницу в совершенно истощенном состоянии, эмоционально подавленная. В современной Москве все углы оказались сглажены: Женя слегка грустит, а в больницу попадает из-за аппендицита. Получилось кино бесконечно милое, но без трагического накала оригинала. Хотя посыл про хрупкость отношений и необходимость их беречь все-таки остался, а финальная сцена и вовсе может заставить особенно чувствительных зрителей расплакаться.
российское кино, кинотавр, кинотавр 2014  3 комментария 
Комментарии (3)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...