Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Рэперы-лузеры, обманувшие Sony, плюс Джарвис Кокер и сталь

25.03.2014 04:37 • 5 комментариев

В Москву в рамках года культуры Великобритании в России привезли фильмы главного британского фестиваля документального кино — Sheffield Doc/Fest. Рассказываем о главных впечатлениях.

Надо сказать, что фестивалю в Шеффилде уже почти двадцать лет, но его бурная жизнь началась около шести лет назад. Джини Финлэй, которая является постоянным участником программы фестиваля, рассказала на круглом столе в Москве, что Sheffield Doc/Fest был довольно унылым и депрессивным мероприятием, пока организаторы не стали устраивать тренинги и мастер-классы для режиссеров, учить их продавать свои проекты, ежегодно проводить рынок проектов и питчинги. Режиссеры научились продвигать собственные фильмы, инвесторы заинтересовались ими, стали приезжать и давать деньги, все закрутилось, и фильмов в итоге стало больше, а их качество — лучше. К тому же фестиваль живет не только 5 дней в году, тренинги и поддержка документалистов осуществляется круглый год. Сейчас Sheffield Doc/Fest — это заметное и важное для культурной жизни города событие, абонемент на которое стоит немалых денег!


Джини Финлэй

Джини Финлэй — единственный режиссер, которая приехала в Москву в рамках презентации фестиваля, поэтому сконцентрируемся на ней. Она привезла свой фильм «Великая хип-хоп мистификация», который российские зрители могут посмотреть в ближайшие дни на телеканале 24_doc, а потом и онлайн на сайте канала.



Джини — очень улыбчивый и открытый человек, поэтому неудивительно, что ее картины не только вызывают у зрителей бурю положительных эмоций, но и меняют жизнь ее героев самым непосредственным образом, хотя она и не ставит такой цели. На том же 24_doc можно посмотреть ее предыдущую картину — «Музыкальный магазин». Это история о небольшой лавке виниловых пластинок в захолустном городке на северо-востоке Англии под названием Sound it out. В то время, как все музыкальные магазины в округе закрылись, этот продолжал работать и собирать вокруг себя настоящих меломанов.



Интересно, что все истории Джини в каком-то смысле очень личные. Например, она сама родом из городка, где находится этот музыкальный магазин. «Когда я была подростком, моя мать тяжело болела. В этот магазинчик я приходила, когда дела дома шли совсем плохо. Это был рай, тихая гавань — и не только для меня, для многих людей. Когда в какой-то момент я узнала, что закрылись пять музыкальных магазинов за неделю, и этот остался единственным, я поняла, что обязана снять про это кино», — рассказала Джини московским зрителям.



Чего она не ожидала, так это того, что камерный фильм прогремит чуть ли не на весь мир. Магазин ее друга Тома превратился в туристическую достопримечательность. Сам Том стал знаменитостью, а фильм буквально спас эту лавку. «Это не было моей целью, но так получилось, — смеется Джини. — Отец Тома меня чуть не задушил в объятьях. Теперь магазин стал вдвое больше. Туда приезжают люди из Америки, Австралии, Китая!».



Кстати, в ее картине звучит 28 композиций, и режиссеру пришлось приложить немало усилий, чтобы получить музыку бесплатно или со скидкой, ведь использование музыки в кино стоит огромных денег. Джини разговаривала с лейблами, показывала свой фильм самим музыкантам — и они, видя трогательную историю магазина и его покупателей, соглашались на минимальные гонорары. Например, в фильме звучит «Love will tear us apart» группы Joy Division — это чуть ли не самая дорогая композиция в Великобритании. Но правообладатели посмотрели картину и дали добро на использование музыки.

Вернемся же к «Великой хип-хоп мистификации». Это история двух совершенно безбашенных парней из маленького городка в Шотландии. В начале нулевых они увлеклись хип-хопом, стали читать рэп, и вроде бы получалось у них хорошо, но никто не желал иметь с ними дела.



«Рэперы из Шотландии? Пффф», — клубы, не говоря уже о лейблах, клали трубку, едва услышав акцент Гэвина и Билли. В какой-то момент Билли в шутку начинает говорить с американским акцентом: «Да, мы скейтеры из Калифорнии, читаем рэп…» К его удивлению, в лондонских клубах сразу же находились свободные даты для выступлений! Так началась история великого обмана в погоне за славой, мечтой и деньгами — Билл и Гэвин стали дуэтом «Силлибил и Брэйнс», придумали себе историю, уехали в Лондон и стали жить жизнью вымышленных персонажей.

Джини прочитала о Гэвине и Билли в газете: шотландцы около двух лет притворялись калифорнийским хип-хоп дуэтом, жили в Лондоне, готовились выпустить альбом с Sony Music, тусовались с известными музыкантами, прожигали жизнь на деньги лейбла и никто ни разу не заподозрил их в обмане! Однако жизнь в постоянном страхе, что их раскроют, необходимость всегда быть в образе не могла не подействовать на друзей отравляющим образом. «Я совершенно не умею врать, — говорит Джини, отец которой родом из Шотландии. — К тому же, мне была интересна тема потери идентичности. Шотландцы гордятся своим происхождением, а эти ребята скрывали, откуда они родом, чтобы к ним относились по-другому».



Режиссер разыскала героев и не без труда смогла вывести их на чистую воду: даже рассказывая ей о событиях тех лет, они немало привирали. Джини мастерски соединила в картине их рассказ, собственные домашние видео Гэвина и Билли, оригинальную анимацию и комментарии участников событий.

В этой документальной комедии есть все нужные ингридиенты для того, чтобы держать зрителя в напряжении. Во-первых, это удивительно харизматичные главные герои. Во-вторых, интересно, как и каким образом откроется их обман. Наконец, поразительное впечатление производит то, какова жизнь этих безумцев сейчас и как они до сих пор лелеют в душе мечту о славе и собственном альбоме.

Но самое интересное произошло уже после фильма. Несколько лет не разговаривавшие друг с другом Билли и Гэвин, посмотрев «Великую хип-хоп мистификацию», решили созвониться. Более того, они поняли, что еще можно побороться и снова хотят покорить музыкальный олимп. Не знаю, как воспримете фильм вы, но мне после просмотра безумно захотелось этих парней обнять. Сейчас Джини снимает фильм об Орионе — певце в маске, голос которого был так похож на голос Элвиса Пресли, что многие верили, будто Орион и есть восставший из могилы Элвис.

На открытии Sheffield Doc/Fest показывали совершенно другое по духу кино — «Большой сплав». Это совместный проект фестиваля, ВВС и Британского киноинститута (BFI), суть которого состоит в следующем: режиссеру дают тему (в данном случае — сталь) и отправляют его в архивы BFI, чтобы из кадров хроники и кинофильмов он создал что-то вроде киносимфонии. Музыку к «Большому сплаву» подбирал лидер Pulp Джарвис Кокер, а исполняли саундтрек вживую во время первого показа картины на прошлогоднем фестивале в Шеффилде.


Надо сказать, что эта идея (использования хроники для создания нового документального произведения) совсем не нова, и есть прекрасные примеры — например, «Блокада» Сергея Лозницы или «Частные хроники. Монолог» Виталия Манского. Но «Большому сплаву» не хватает драматургии, сюжета, это скорее медитативное, созерцательное полотно, которое занятно наблюдать на протяжении получаса, а дальше начинаешь уставать. В этом году из архивных материалов составят фильм на тему «Любовь». Не в обиду сталелитейной промышленности, но звучит куда более захватывающе!

Презентация фестиваля Sheffield Doc/Fest проходила в Центре документального кино с 20 по 23 марта при поддержке Британского Совета и телеканала 24_doc. Кстати, раз уж мы заговорили о документальном кино и 24_doc, не упустите возможность посмотреть фильм Сары Полли «Истории, которые мы рассказываем» — с 26 марта он будет доступен на сайте канала.
документальное кино, Sheffield Doc/Fest, британское кино, музыка  5 комментариев 
Комментарии (5)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...