Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Незримая Кейт Бланшетт в документальном триллере а-ля Хичкок

14.02.2014 03:20 • 5 комментариев

Обширная программа Берлинского кинофестиваля богата на интереснейшие документальные картины. Я уже рассказывала о двух, сегодня речь пойдет еще об одном — «Галапагосское дело: Сатана в раю».



«Галапагосское дело» чем-то похоже на тайну перевала Дятлова, но не на фильм, а на саму историю: в нем тоже есть место необитаемым территориям и загадочным смертям. Дело происходило в начале 1930-х на одном из необитаемых островов архипелага Галапагос, куда из Германии переехал профессор Фридрих Риттер (в фильме его голосом говорит Томас Кречман), взяв с собой поклонницу Дору (ее озвучила Кейт Бланшетт). Вместе Франц и Дора мечтали жить в одиночестве, вдали от общества, и заниматься наукой.



Однако скоро их спокойствие было нарушено: благодаря статьям в газетах о побеге Риттера на Галапагос, последовать их примеру решила еще одна семья Уиттмер, нагло заявившись на тот же остров и поселившись неподалеку. Фридрих и Дора к тому времени уже устали друг от друга: Дора оказалась не очень приспособлена к островной жизни и требовала внимания профессора, которое тот предпочитал уделять философии любимого Ницше и написанию собственных трудов.



Однако семья Уиттмер, как скоро выяснилось, была не самой страшной бедой. На «райский остров» Флореана, как его называли в газетах, приехала странная троица — самопровозглашенная баронесса со своими любовниками, которых она представила как архитектора и бизнес-партнера.



Баронесса фон Вагнер (голос Конни Нильсен) сразу расположила к себе местных моряков и даже угрюмого Риттера, хотя и раздражала его неимоверно. Она объявила, что хочет построить на острове отель, шокировав своих соседей, мечтавших об изоляции от общества.


Баронесса фон Вагнер в образе пирата на съемках немого фильма на острове Флореана (он тоже есть в картине Голдфайн и Геллера)

Через некоторое время при загадочных обстоятельствах баронесса и «архитектор» Роберт Филипсон покинули остров, чтобы «отправиться с друзьями на Таити и строить отель там». Впрочем, это версия Маргарет Уиттмер (голос Дайан Крюгер) и второго любовника фон Вагнер — Рудольфа Лоренца. Баронессу и Роберта с тех пор никто не видел, ни на Флореане, ни на Таити.


Филипсон, баронесса, Лоренц

Дора, зайдя в жилище баронессы, увидела, что все вещи на месте, даже те, которые она бы взяла с собой. Фридрих Риттер не видел ни одной лодки, заходившей в гавань. Кто хотел смерти баронессы и почему второй любовник баронессы сбежал с Флореаны при первой же возможности? Почему вегетарианец Франц Риттер в скорости отравился куриным мясом и скоропостижно умер, а Дора чувствовала себя прекрасно и уехала обратно в Германию? Интрига, достойная Хичкока и Агаты Кристи.

Семья Уиттмер

Авторы «Галапагосского дела» нашли редкие фильмы, снятые на 16мм на Флореане, на которых можно увидеть всех участников тех событий, собрали воедино их дневники, письма и мемуары, позвали на главные «роли» — голоса Доры, Франца, Маргарет и Хайнца — известных актеров, опросили старейших жителей соседних островов — и в итоге создали уникальное двухчасовое документальное полотно, в котором есть место триллеру, мелодраме и даже черной комедии. Им удалось вдохнуть жизнь в историю 80-летней давности, которые вполне могли бы послужить основой для художественного фильма. За развитием сюжета невозмутимо наблюдают игуаны и черепахи, причем последние, возможно, тоже являются немыми свидетелями, которым известно куда больше, чем людям.

История самого фильма начинается в 1998 году, когда режиссеры Дэйна Голдфайн и Дэн Геллер впервые приехали на Галапагосские острова, чтобы принять участие в съемках научно-популярного фильма. Две недели, проведенные на архипелаге, перевернули их жизнь, а следующие 15 лет они посвятили островам и их легендам, одной из которых и было исчезновение баронессы в начале 1930-х.

По счастливой случайности они даже попали на остров Флореана, где семья Уиттмер до сих пор держит отель для туристов, и пили чай с 95-летней Маргарет, однако гид предупредил: ни в коем случае не спрашивайте ее о тех событиях. Это только подстегнуло интерес документалистов. Однако спрашивать, кроме Маргарет, было некого, ведь все остальные уже умерли. Использовать постановочные съемки Голдфайн и Геллер не хотели, поэтому оставили на время идею снять о Флореане фильм.


Фридрих и Дора

В 2005 году знакомый, который в 1998 году позвал их работать на Галапагос, позвонил с удивительными новостями: найдены архивные пленки, которые десятки лет назад подарил Университету Южной Калифорнии богатый местный промышленник. По слухам, среди них есть и любительские съемки первых обитателей Флореаны.

Когда документалисты приехали в Лос-Анджелес и открыли коробки с пленками, они обнаружили их в ужасном состоянии: еще чуть-чуть, и изображение будет уже не восстановить. В обмен на возможность использовать архив Университета в своем фильме, режиссеры и продюсер за свой счет оцифровали пленки в лаборатории в Сан-Франциско. Жалеть о деньгах не пришлось: перед их глазами, как живые, предстали Дора, Фридрих, Маргарет и остальные.

Началась охота за остальными документами тех лет — газетными статьями, мемуарами Доры, фотографиями и свидетельствами очевидцев. Документалисты снова отправились на острова, чтобы поговорить с внуком Маргарет Уитмер, потомками первых поселенцев другого острова, Санта Круз, наконец, даже отыскали в Германии внучатого племянника Фридриха Риттера.


Фридрих и Дора

Когда множество современных интервью и архивных съемок сложились в единое целое, режиссеров, работавших в Сан-Франциско, через общих друзей познакомили с Кейт Бланшетт, которая как раз снималась в «Жасмине». Кейт понравился отрывок и она согласилась стать голосом Доры. Дальше опытный кастинг-директор, работавшая, в том числе, над «Аватаром» и «Тихоокеанским рубежом», нашла актеров и на остальные роли.

«Галапагосское дело» понравится любителям истории и неразрешимых загадок. Надо сказать, что в документальных фильмах, бывает, сталкиваешься с затянутым повествованием, но это не тот случай. Несмотря на то, что фильм идет два часа, он ни на секунду не отпускает внимание зрителя, и неспешно, обстоятельно, нескучно рассказывает обо всех известных деталях этого загадочного «дела».



Неизвестно, покажут ли фильм в России, возможно, это будет в рамках какого-нибудь из фестивалей. Хотя, честно говоря, такой фильм замечательно смотрелся бы на любом из телеканалов, если бы только они были заинтересованы в таком необычном документальном продукте. Как всегда, будем надеяться, что «Галапагосское дело» до нас в том или ином виде все-таки доберется.
документальное кино, тайна, триллер, архивные съемки, 1930-е  5 комментариев 
Комментарии (5)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...