• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Гори, Голливуд, гори!
 



Мэри Поппинс с фотоаппаратом и день из жизни Ника Кейва

10.02.2014 17:55 • 5 комментариев

На Берлинском кинофестивале мне повезло посмотреть две занятные документальные картины — «В поисках Вивиан Майер» и «20 000 дней на Земле». Если первый будет интересен всем любопытным зрителям, то второй скорее понравится поклонникам Ника Кейва.

«В поисках Вивиан Майер»

Помните популярную в сети историю о Вивиан Майер, няне из Чикаго, чьи любительские снимки нашли после ее смерти в 2009 году? Ее фотографии, яркие и выразительные, были ничуть не хуже работ известных фотографов, с той только разницей, что Вивиан никогда никому не показывала свои снимки.



Джон Малуф — именно он нашел на обычном муниципальном аукционе несколько коробок с негативами — стал распутывать историю этой удивительной женщины, которая работала няней, но почти никогда не задерживалась подолгу в одной и той же семье. Ему стало интересно, кто эта женщина, почему она вела столь закрытый образ жизни и не печатала свои снимки?



Наследников или родственников у нее не осталось, поэтому Джон собрал все вещи Вивиан, которые только смог найти — одежду, бумажки, чеки, письма, шляпы, пленки — проявленнные и нет, вырезки из газет, и разыскал тех, у кого Майер работала в 60-е, 70-е, 80-е годы. Малуфу повезло: мисс Майер никогда ничего не выкидывала. «В поисках Вивиан Майер» — так он назвал свой документальный фильм, не менее захватывающий, чем фотографии его заглавной героини.

Не хочется раскрывать все карты: зрителя, знакомого с историей Вивиан лишь благодаря ее снимкам, выложенным в Интернет, ждет множество открытий. Надеюсь, Центр документального кино найдет возможность привезти этот фильм, а телеканал 24_Doc — показать у себя в эфире. Так или иначе он обязательно появится в доступе, потому что авторам удалось создать невероятно увлекательное кино, в котором есть и интрига, и неожиданная глубина, и лихие сюжетные повороты. Так что добавьте его себе в закладки, а я расскажу лишь затравку.



Вивиан Майер оставила после себя десятки тысяч снимков. Большинство из них были в виде негативов или непроявленных пленок, то есть, она не видела большую часть своих собственных работ, которые Джон Малуф начал бережно сканировать, открывая для себя все новые и новые шедевры. Она фотографировала людей на улицах, витрины, неблагополучные районы города. Майер снимала еще и видео, записывала свои рассуждения на аудиокассеты. Она сделала много удивительных по красоте автопортретов. На них мы видим высокую женщину без макияжа, в мешковатой одежде (»она любила мужские рубашки и широкие пальто», — вспоминает в фильме один из ее воспитанников), одетую совсем не по моде.



«Она брала нас на прогулку и мы обязательно шли в какие-то трущобы, где Вивиан постоянно снимала. Мы были детьми, и нам было ужасно скучно ждать, пока она все это сфотографирует. А потом мама узнала об этих прогулках и запретила няне водить нас в те районы», — примерно так рассказывают о Вивиан ее воспитанники. Впрочем, постепенно «показания» тех, кто ее знал, начинают расходиться: одни говорят, что она приехала из Франции, другие — что зачем-то притворялась француженкой и имитировала акцент. Одни говорят, что она отлично ладила с детьми и вообще была своеобразной Мэри Поппинс, другие вспоминают совсем нелицеприятные эпизоды.



Многие отмечают, что она постоянно следила за ситуацией в стране и читала газеты, сохраняя их у себя в комнате — стопки высились от пола до потолка, а заголовки, которые интересовали Вивиан больше всего чаще всего касались убийств и изнасилований. Была ли у мисс Майер темная сторона? Почему она всегда закрывала свою комнату на замок и боялась прикосновений? Почему никогда не вышла замуж? Все эти вопросы постепенно возникают и создают невероятно противоречивый образ. Тем временем, фотографии Вивиан выставляются по всему миру, привлекая огромное количество посетителей.

«20 000 дней на Земле»

«20 000 дней на Земле» сложно назвать стопроцентно документальным кино: это выдуманный день из жизни Ника Кейва, в который авторы-дебютанты — Иэн Форсайт и Джейн Поллард — вместили и поход к психоаналитику, и воображаемую беседу с Кайли Миноуг, и несколько репетиций, и вечерний концерт, и задумчивую прогулку по пляжу. В результате — довольно нестройный, но занимательный и, на первый взгляд, даже интимный портрет известного музыканта. Но только на первый взгляд.



В документальном кино важно верить, что все происходит на самом деле. В этом случае поверить не получается, хотя придуманная авторами структура позволяет избежать прямых интервью и камера вроде бы незаметно наблюдает за жизнью Кейва. Вот он проснулся и лежит в кровати, ждет звонка будильника. Вот поднимается в ванную, смотрит в зеркало, наливает воду в стакан. Однако, постановка очень быстро обнаруживает себя, и хоть и не мешает, но и не помогает зрителю втянуться в повествование. Когда мы слышим закадровый текст, неизбежно возникает вопрос, чей этот текст — Кейва или автора фильма? На самом деле, текст написан Кейвом, но кто тогда управляет процессом — режиссер или герой? Ощущение дистанции между героем и экраном не покидает на протяжении всего фильма.

Впрочем, поклонникам Ника Кейва наверняка будет интересно послушать истории из его детства — воспоминания об отце и о том, как первая подружка наряжала Ника в женскую одежду. Занятно будет узнать, как удалось пробиться к Кайли Миноуг в обход ее менеджеров, чтобы привлечь ее к исполнению Where the wild roses grow, и оценить множество размышлений Кейва о творчестве, семье, необходимости воплощать в жизнь любую, даже плохую идею. Кстати, сама Миноуг появляется вдруг под вечер на заднем сиденье машины Кейва, вместе они смеются, что у Кайли уже пять восковых копий — ее-то точно не забудут будущие поколения. Есть ощущение, что режиссерам никак не хочется расставаться со своим героем — у фильма несколько окончаний. Но если зрители так же любят Ника и его музыку, как и авторы картины, то, думается, они ничуть не расстроятся.

Берлинский кинофестиваль проходит с 6 по 16 февраля. О самых заметных фильмах его обширной программы можно прочитать у нас в новостях.
документальное кино, Берлин, Берлин 2014, Берлинский кинофестиваль  5 комментариев 
Комментарии (5)

Новый комментарий...

  • 9

    Verpin 10 февраля 2014, 22:25 пожаловаться В поисках Вивиан Майер

    #

    У Вивиан Майер, потрясающие снимки, сам являюсь фотографом любителем, признаюсь, эти работы произвели на меня, неизгладимые впечатления!

    ответить

  • 5

    67889524 10 февраля 2014, 22:37 пожаловаться

    #

    Спасибо огромное за ссылку, совершенно изумительные кадры! живые и в тоже время, такие качественные, дети ей конечно особенно удаются

    ответить

  • 4

    andie57 11 февраля 2014, 11:25 пожаловаться

    #

    обязательно посмотрю фильм о Вивиан. Была на ее выставке, очень понравились ее работы и интригующая история ее жизни
    Спасибо!

    ответить

  • 3

    Медвежатник 11 февраля 2014, 17:19 пожаловаться

    #

    «В поисках Вивиан Майер» заинтересовал, спасибо за обзор

    ответить

  • 1

    liuliutas 14 февраля 2014, 12:29 пожаловаться

    #

    Спасибо за информацию. Уже хочу посмотреть!!
    Кстати, Searching for Sugar man — тоже отличная документалка.

    ответить

 
Добавить комментарий...