Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Бог любит Уганду и русскую деревню

05.12.2013 06:15 • 1 комментарий

В Москве сейчас полным ходом идет «Артдокфест» — наверное, главный фестиваль документального кино в России. Вчера в рамках «Артдокфеста» показали фильм «Бог любит Уганду», который вошел в шорт-лист Оскаровского комитета и может стать номинантом на премию Академии, а также несколько интересных российских картин.

«Бог любит Уганду» в России показывали впервые, показ был представлен телеканалом 24_DOC и приурочен к дню рождения канала. Мировая же премьера состоялась в январе на фестивале Sundance в США. Речь в этой документальной картине идет о неразрывной связи между американскими миссионерами евангелической церкви и денежными потоками из США с поворотом во внутренней политике Уганды, где постепенно дошло до того, что парламент стал рассматривать закон о смертной казни для тех, кого уличат во многократных гомосексуальных связях (и до сих пор рассматривает, правда, уже без смертной казни, но с суровыми наказаниями), а ЛГБТ-активистов стали открыто убивать. На данный момент геев и лесбиянок в Уганде исключают из школ, сажают в тюрьму, избивают на улицах, увольняют с работы, их семьям угрожают. Что интересно, режиссер фильма Роджер Росс Уильямс — открытый гей. Впрочем, сам он признавался, что религиозные лидеры в Уганде, с которыми он общался, не угрожали ему, а лишь говорили, что такие, как он, не должны существовать, и они будут молиться за его «излечение». Однако работал он все равно с риском для жизни и здоровья.



Американские евангелисты считают Уганду «жемчужиной Африки», особенной территорией. Они посылают туда отряды миссионеров, чтобы те строили школы, церкви, больницы и обращали жителей в истинную веру. О трансформациях, вызванных миссионерским движением, в фильме рассказывают переехавший из Уганды в Штаты священник, местные лидеры, американские миссионеры из Международного дома молитвы и других организаций, а также опальные священники-угандийцы, несогласные с радикальными воззрениями своих коллег.



Эти радикальные воззрения не сразу стали доминировать, напоминает нам один из героев фильма. Когда количество зараженных ВИЧ в Уганде стало критическим, правительство сначала боролось с проблемой, пропагандируя презервативы. Ситуация несколько улучшилась. Потом в США к власти пришли консерваторы, влияние миссионеров-евангелистов в Уганде усилилось, и презервативы стали вне закона: стали пропагандировать воздержание. Секс — это грех, наслаждение — грех. Стоит ли говорить, что число зараженных ВИЧ стало расти.



Затем взгляд христианских фундаменталистов упал на людей гомосексуальной ориентации. В Уганду приехал одиозный американский пастор Скотт Лайвли и стал утверждать, что это разлагающийся Запад пропагандирует гомосексуальность среди населения Уганды, «вербует» подростков с целью уничтожения человечества. На Уганду вся надежда, нужно противостоять тлетворной заразе. Штаты уже не спасти, а вот Уганда, жемчужина Африки, может встать на защиту морали. Эти воззрения упали на благодатную почву и теперь на улицах Кампалы можно увидеть таблички «No to homosexualism», а гомосексуализм стал уголовным преступлением.



Режиссер показывает и миссионеров, которых готовят к поездке в Уганду в Международном доме молитвы (это организация, у которой есть отделения по всему миру, круглосуточная трансляция проповедей на 160 стран, отдел маркетинга и все необходимое, чтобы нести свои ценности в массы), и обращенных жителей Уганды, молящихся вместе с приезжими проповедниками. Выглядит это страшно и скорее напоминает сумасшедший дом, чем церковь: в религиозном экстазе люди плачут, бьются в конвульсиях и неистово танцуют, куда больше походя на одержимых бесом. Показывает режиссер и роскошную резиденцию одного из главных религиозных лидеров Уганды — огромный дом с прислугой и шведским столом, не имеющий ничего общего с повсеместно царящей бедностью. В общем, если кого и любит Бог в Уганде, так это религиозных лидеров и чиновников. Жизнь простых угандийцев не особенно изменилась с 1985 года, что наглядно демонстрируют кадры хроники.



Мало что меняется и в жизни героев фильма Ирины Васильевой «Ку-ку или Две беды», входящего в основную конкурсную программу «Артдокфеста». Жители обычной русской деревни, куда не ведут никакие дороги, пьют водку и беседуют о жизни. Беседуют остроумно и с жаром: один голосовал за Прохорова, другой называет его предателем, один считает себя никем, второй — счастливым человеком, один за Pussy Riot, потому что «Путина обосрали», другой — против, потому что «оборзели» и «чего им не живется!».



«Ты в Бога веришь?», — спрашивает один второго. «Нет. Но я тебе так скажу: чем старше становлюсь, тем чаще его вспоминаю. Колю дрова и думаю: «Господи, помоги! Господи, дай попасть!». Ведь про Господа думаю же почему-то!», — отвечает второй. Наблюдать за их разговорами зрителю нескучно: в этих двоих словно воплотилась вечная дискуссия о пути России, два воззрения, два исконно русских психотипа. А две беды из названия — это, по мнению автора, не дураки и дороги, а власть и народ. Об этом и разговор.

А вот героиня фильма победительницы «Артдокфеста»-2011 Мадины Мустафиной «Еще чуток, мрази!» мечтает об изменениях. Все дело в том, что эта хрупкая блондинка — мальчик. И мечтает она о смене пола. «Может, лучше обратно?», — спрашивает ее бабушка по скайпу. «Пацаном обратно стать? Анекдот!», — смеется Женя. Она странный персонаж — яркий, интересный, бескомпромиссный в своем желании стать собой и одновременно хитрый, эгоистичный, даже неприятный.

На протяжении всего фильма никак не можешь определиться с отношением к ней, да и к самой картине — это резкое погружение в жизнь другого человека, в которую ныряешь на час с небольшим. Это не самое уютное погружение. Но той самой правды жизни, неприукрашенная реальность, которой ждешь от документального кино, здесь до краев. Как и «Милана», предыдущая картина Мустафиной, эта лента снята совершенно незаметной камерой, которой как будто нет, а зрители постоянно ощущают себя рядом с героями.

«Артдокфест» проходит в Москве, в кинотеатре «Художественный» и на площадке «Центра документального кино», с 30 ноября по 9 декабря.
Артдокфест, документальное кино, неигровое кино, ЛГБТ, Уганда, трансгендер  1 комментарий 
Комментарии (1)

Новый комментарий...

  • 1

    Lik Bashni 5 декабря 2013, 20:14 пожаловаться

    #

    Знаете, в чем проблема подобных фестивальных картин? Не все доходят до каждого города, не у всех есть возможности ознакомиться с ними. Одна надежда на одно известное место, откуда можно скачать и то, если очень повезет

    ответить

 
Добавить комментарий...