Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
«Трудно быть богом»: История создания

13.11.2013 17:48 • 31 комментарий

Последний фильм Алексея Германа стал самым обсуждаемым долгостроем в новейшей истории российского кино: он несколько раз менял названия, дату премьеры, обрастал легендами и слухами, и вот, наконец, наступил день мировой премьеры «Трудно быть богом». Первыми картину увидели сегодня на фестивале в Риме иностранные зрители и журналисты, а российским киноманам предстоит подождать еще несколько месяцев — на отечественные экраны трехчасовое полотно выйдет лишь в феврале. К мировой премьере КиноПоиск вспоминает историю проекта, ставшего легендой еще до окончания съемок.



Когда в 2006 году Алексея Германа спрашивали, почему он так долго (на тот момент — 6 лет) снимает свой фильм, тот отвечал, что Александр Иванов всю свою жизнь писал одно полотно «Явление Христа народу», что ж его, клеймить теперь? «Один так работает, другой эдак. Кому я помешал?», — спрашивал в ответ режиссер. Сам он ждал возможности снять этот фильм действительно почти всю жизнь.

История этой картины началась гораздо раньше, задолго до нулевых — в 1967 году, когда был написан первый сценарий по повести Бориса и Аркадия Стругацких «Трудно быть богом», опубликованной в 1964-м. В повести описывались несколько дней из жизни землян на далекой планете, обитатели которой живут в дремучем Средневековье. Была набрана группа, а на роль главного героя, землялина Дона Руматы Герман пригласил актера БДТ Владимира Рецептера. Однако в 1968 году в Прагу вошли советские танки, а Герману в Коктебель отправилась телеграмма: о фильме можно забыть. В тот же день, Алексей Герман познакомится с будущей женой и соавтором — Светланой Кармалитой, вместе с которой будет работать над всеми своими картинами. Именно она будет потом сглаживать конфликты на съемках и вместе с их сыном Алексеем в 2013 году закончит работу над картиной после смерти Германа.



Мысль о съемках «Трудно быть богом» пришлось отложить до конца 80-х. За это время Герман успел снять картины «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны» и «Мой друг Иван Лапшин» — их ждала незавидная «полочная» судьба и часто — непонимание со стороны зрителей. Когда Герман услышал, что по повести Стругацких в Крыму фильм снимает западногерманский режиссер Питер Флайшманн, он удивился: почему ему можно, а мне нельзя? Времена уже были другие, и Герману сначала предложили забрать картину у Флайшманна, к которой уже были построены декорации в Ялте. Но режиссера возмутили и сказочные декорации (Герман сравнил их с образами из фильмов Птушко), и сценарий, который напоминал «дешевый американский вестерн». Флайшманн, как рассказывал сам Герман, столкнувшись при работе в Крыму «с непонятным для него, а для нас обычным русским разгильдяйством», сам готов был уступить Алексею Юрьевичу место главного режиссера. Одна проблема — в сценарии ничего нельзя было менять из-за условий финансирования. Герман отказался. Тогда министерство кинематографии СССР выделило ему деньги на съемки собственного фильма.

«Получили мы со Светланой аванс, сели писать сценарий, — вспоминал Алексей Герман в интервью журналу «Нева» в 2006 году. - А в стране как раз бушевала «горбачевская весна». Вот-вот жизнь советского человека должна была стать прекрасной, страна наша — демократической. Почти все позволено. Что нам зашифровывать-то? Что скрывать? Зачем вообще это кино теперь нужно? Что плакаться, раскаиваться, когда гораздо интересней говорить не о том, что было, а о том, что будет, «о прекрасном завтра» нашей страны?! И мы вернули аванс».



Но долго ждать «смутного времени» не пришлось. Уже в 1998 году Герман и Кармалита возвращаются к работе над экранизацией Стругацких. «Тогда как раз и наступило его время: все в стране пошло «враздрыг», вокруг воры, вместо демократического государства какие-то феодальные порядки. Но, правда, тогда еще оставалась надежда на светлый конец», — рассказывал Герман в том же интервью.

«Трудно быть богом» — это история про приключения умного человека в средние века. Главный герой, ученый, взявший себе местное имя Дон Румата — человек из России ХХ века, «коммунар». Вот как сам Герман описывал его: „Он очень хочет помочь людям из средневековья, ведь он знает и умеет гораздо больше их. Но сделать это он может лишь воспользовавшись оружием, пролив много крови. Румата этого не хочет. Как говорил Хемингуэй, чьи строки мы используем в качестве эпиграфе, «у вас будет оружие, но вы не имеете права им пользоваться. Никогда“». Человечество должно выстрадать свою историю. Пройти через тяжелые испытания, чтобы завоевать свое счастье. Сейчас, думаю, мы точно попадем в цель. Этот фильм-предостережение. Всем в нашей стране».



По сюжету в государстве Арканар на безымянной планете назревает государственный переворот, идут гонения на образованных жителей и во главе королевства вот-вот встанет религиозный Орден. Румата, ученый-наблюдатель, не имеет права вмешиваться в ход истории, но не выдерживает казней и пыток, в ходе которых погибают лучшие представители внеземной цивилизации.

Главную роль изначально должен был исполнить не Леонид Ярмольник, для которого съемки растянулись на несколько лет. Дона Румату должен был сыграть Александр Лыков, но тот, известный зрителям по сериалу «Улицы разбитых фонарей», втайне от Германа заключил договор на съемки в двух сериалах. Это, естественно, режиссера не устроило. Несмотря на то, что костюмы уже шили под Лыкова, Герман решил попробовать Ярмольника, которого увидел по телевизору в каком-то шоу и внешность которого показалась ему подходящей. Пробы, вспоминал Герман, получились лучше, чем у Лыкова, и Леонида взяли. Тогда, наверное, ни он, ни сам режиссер не представляли, что их ждет.



8 марта 2000 года начались съемки. Начались, что символично, в Чехии, в Праге — там, куда когда-то вошли советские военные, преградив путь к экранизации «Трудно быть богом». Теперь там были другие войска — массовки, скучающей в ожидании начала съемок. Герман не начинал снимать, пока не определится, чего хочет от сцены.

Вот как это описывал Леонид Ярмольник в интервью Федору Бондарчуку для программы «Кино в деталях» несколько лет назад: «Мы снимали медленно не потому, что нам чего-то не хватало — погоды, денег артистов. Мы не снимали, потому что он был весь в сомнениях. Пока он не придумает это у себя в голове, он не выходил на съемочную площадку. А если была назначена смена, но он не придумал, как хочет снять эту сцену, то он придирался к пуговицам какого-нибудь актера из массовки, который даже не в кадре, и из-за этого отменялась сцена. Он был как ребенок. Из-за дурацких мелочей, но на самом деле потому, что он не готов. Конечно, он беспредельщик, но он самый честный беспредельщик: он не будет делать, пока не понимает, как это сделать».

Этот съемочный процесс — нервный, выматывающий, медленный — удалось запечатлеть швейцарцу Антуану Каттену. В 2000 году он, молодой киновед, восхищенный фильмами Германа, пришел к режиссеру и попросил разрешить ему снимать на площадке «Что сказал табачник с Табачной улицы» — так тогда назывался фильм, потому что Герман не хотел ассоциаций с предыдущим фильмом Флайшманна. Это потом сменилось на «Историю Арканарской резни», хотя собственно резни в фильме нет.



Каттен наблюдал за съемками в течение нескольких лет, документируя ссоры Германа с Ярмольником, тихо спящую массовку, неизбежное течение времени — и смонтировал из этого материала фильм «Плэйбэк», премьера которого состоялась в 2012 году, еще при жизни Алексея Германа.

О «Плэйбеке» подробно писала у себя в блоге Татьяна Шорохова: «На площадке настоящий хаос. Жена режиссера, Светлана Кармалита, пытается как-то успокоить разбушевавшегося мужа. «Не смей мне указывать, как снимать фильм!» — кричит в ответ супруг. Через несколько минут он, обняв жену, будет рассказывать, что она с ним исключительно из-за любви к кино. «Она меня только потому дома и держит, — говорит Герман. — Очень кино любит. Иначе давно бы уже выставила!» <…> Вот Ярмольника гримируют. «Ты ж меня не в мавзолей кладешь», — смеется актер. Ему предлагают укрепить парик. «Гвоздь что ли вбить? Так у меня там ууже есть гвоздь! Называется «работа у Германа»!» Герман тем временем отсматривает очередной дубль и отчитывает артиста: «Ты мне весь кадр испоганил! Что ты за рожу скривил? Вот это вот, вот это, что это такое?? А еще заслуженный артист называется! Уволю всех!! И швейцарца этого злое***го уволю!!»» Герман «Плэйбек» видел и к нему отнесся спокойно, заметив, правда, что «ничего не понял».



Леонид Ярмольник вспоминал, что для двух сцен, в которых он появляется с голым торсом, ему пришлось качаться в тренажерном зале три года — просто две сцены снимались три года. Так или иначе, в 2006 году съемки были завершены, началась работа над озвучанием. Казалось, что уже в 2008-м фильм может выйти на экраны — однако картину лишь показали в черновом варианте узкому кругу журналистов и специалистов.

После того показа Дмитрий Быков писал в «Огоньке»: «Об изобразительной, живописной стороне дела напишут еще много, обязательно упоминая Босха и Брейгеля-младшего, отдавая дань скрупулезности, с которой выстроен приземистый, грязный и роскошный, грубый и утонченный, кровавый, подлинно средневековый мир Арканара. Он продуман до деталей упряжи, до последней пуговицы, до мельчайшего ритуала при дворе. Сквозной прием, задающий неожиданную, ироническую и трогательную интонацию этой картине, — активное взаимодействие персонажей с камерой: после особенно грязного злодейства или вопиющей глупости арканарцы оглядываются на зрителя, виновато улыбаются или пожимают плечами». Дело в том, что украшение на голове Руматы — это камера, с помощью которой ученый фиксирует происходящее, и часть действия зритель видит с его точки зрения.



Потом говорили, что в 2011 году Герман все-таки закончит ленту. Однако первый публичный, хоть и закрытый, показ завершенной картины состоялся 1 апреля 2013 года — уже после смерти режиссера. Оставалось технически закончить работу над звуком — этим занимался уже сын Германа.

В последнем интервью Антону Долину для газеты «Труд» в 2011 году Алексей Герман так говорил о своем фильме, создание которого заняло больше 10 лет: «Мы делали фильм про всех нас. Ничем этот Арканар от нас не отличается: такие же доносы, такая же подлость, такие же тюрьмы, такие же Черные, такие же Серые. Ничего мы не достигли: что было в XVI веке, то и у нас в XXI. А земляне — далеко не лучшее произведение. Румата — человек с современной Земли, он от нас прилетел. Он твой кореш. На Земле точно такое же говно. Даже были слова в сценарии о том, что «на Земле опять готовились к очередной войне, и всем было не до того». На Земле — психушки и тюрьмы. Земля полна идиотов. А на эту планету землян послали, потому что там начали после пожаров строить странные высокие желтые дома, и это привело землян к выводу, что в Арканаре началось Возрождение. Поэтому бросили экспедицию в тридцать человек, чтобы этому Возрождению помочь. Но Возрождения, может, никакого и не было. Так, мелькнуло только. А вот реакция на Возрождение — страшная: всех книгочеев и умников убивают, и они ползут с лучинками через жуткие болота, попадая в руки то бандитов, то солдат, и везде веревка, веревка, веревка и смерть, смерть, смерть…»



«Я долго размышлял о том, почему он никак не мог завершить свою картину, — рассуждал автор «Плэйбека» Антуан Каттен в газете «Невское время» в апреле этого года. — И пришел к выводу, что были разные причины: изменившееся настроение самого Германа за годы съемок, серьезное разочарование в том, что происходит. Возможно, слабое здоровье мешало ему закончить работу. И может быть, он мистически предчувствовал, что, завершив картину, он приблизит финал своей жизни. Как Монферран, который сорок лет возводил Исаакиевский собор, а когда построил его, то сразу умер».



Перед римской премьерой одним из первых зрителей «Трудно быть богом» стал писатель Умберто Эко, написавший об этой картине в «Новой газете»: «В этом аду, созданном из нетерпимости и изуверств, из омерзительных проявлений жестокости, нельзя существовать отдельно, как будто не о тебе там речь, не о тебе fabula narratur. Нет, фильм именно о нас, о том, что с нами может случиться, или даже случается, хотя и послабее. Менее жутко в физическом отношении. Но я представляю себе, как это должны были воспринимать те люди, кому фильм предназначался, — в брежневские времена, еще советские и недалеко ушедшие от сталинских. Именно в той обстановке фильм становился аллегорией чего-то, что от нас, конечно, ускользает. Наверное, тем зрителям еще труднее было оторваться от восприятия, затребованного первым уровнем. В общем, что ни говори. Приятного вам путешествия в ад. В сравнении с Германом фильмы Квентина Тарантино- это Уолт Дисней».

В российский прокат «Трудно быть богом» выйдет 13 февраля 2014 года.
российское кино, съемки, история создания  31 комментарий 
Комментарии (31)

Новый комментарий...

  • 7

    Киноманьячка79 13 ноября 2013, 22:16 пожаловаться

    #

    Три месяца — вполне терпимо. «Географа» едва ли не год ждала. Книгу перечитать надо бы…

    ответить

  • 4

    Huntelaar19 14 ноября 2013, 23:59 пожаловаться

    #

    Кому три месяца, кому годы…

    ответить

  • нить 15 ноября 2013, 00:43 пожаловаться

    #

    какого географа?

    ответить

  • 1

    Conscious_Man 15 ноября 2013, 07:59 пожаловаться

    #

    наверное, который «глобус пропил»

    ответить

  • нить 16 ноября 2013, 00:42 пожаловаться

    #

    ну я подумал об этом, но он-то тут причём и зачем его было ждать?:D

    ответить

  • 6

    АрNov 13 ноября 2013, 22:17 пожаловаться

    #

    Дааа. Долгострой так долгострой. Фильм сильнейший, похоже, получился. А что-нибудь слышно об отзывах иностранных журналистов после римской премьеры, кроме Эко?

    ответить

  • 2

    iRonMen77 14 ноября 2013, 00:01 пожаловаться

    #

    Премьера сегодня вроде, завтра- послезавтра должны быть.

    ответить

  • 3

    Кан Ын-Джа 14 ноября 2013, 04:10 пожаловаться

    #

    читали отзывы русских еще года 3 назад, его тогда без озвучки показывали. было что-то типа хрусталев в кубе, прямое включение из средневековья.

    ответить

  • Andrew 89 13 ноября 2013, 22:23 пожаловаться

    #

    «Мы делали фильм про всех нас. Ничем этот Арканар от нас не отличается: такие же доносы, такая же подлость, такие же тюрьмы, такие же Черные, такие же Серые. Ничего мы не достигли: что было в XVI веке, то и у нас в XXI. А земляне — далеко не лучшее произведение. Румата — человек с современной Земли, он от нас прилетел. Он твой кореш. На Земле точно такое же говно. Даже были слова в сценарии о том, что «на Земле опять готовились к очередной войне, и всем было не до того». На Земле — психушки и тюрьмы. Земля полна идиотов.»

    Очередное вольное прочтение Стругацких? в книге все было не так. Сдается мне фильм будет так же далек от повести, как и фильм Флайшманна. Только в другую сторону.

    ответить

  • 3

    blague 13 ноября 2013, 23:30 пожаловаться

    #

    По сюжету в государстве Арканар на безымянной планете назревает государственный переворот, идут гонения на образованных жителей и во главе королевства вот-вот встанет религиозный Орден.

    крамольное кино. но своевременное…
    узрим и ужаснемся реальности

    ответить

  • 5

    Серджио Леоне 14 ноября 2013, 00:27 пожаловаться

    #

    КАК ЖЕ Я ЖДУ ЭТОТ ФИЛЬМ!!!

    ответить

  • 2

    Дикий Пушистик 14 ноября 2013, 09:16 пожаловаться

    #

    Фильм этот я тоже жду уже не первый год. Книгу люблю. Герман… Его «проверки на дорогах» были чудо как хороши.
    Но эти отсылки с шестидесятничеству в Арканарской резне/трудно быть богом… Эх. Под лозунгами свободы развалили Союз, опустили страну и народ ниже плинтуса. детали Полдня сами отступили от своих ранних идеалов… Есть книги на все времена, есть книги на эпоху. лично я надеюсь что «трудно быть богом» именно что на все времена.
    Но я бы очень не хотел увидеть очередное фестивальное кино для своих. Тем более чернушное (вспоминаю старые интервью с тем за Ярмольником).
    Фильм я в кино, конечно же, посмотрю. И обязательно перечитаю эту замечательную книгу.

    ответить

  • 4

    qmz5kns 14 ноября 2013, 09:39 пожаловаться

    #

    Огромное спасибо

    Думаю, что фильм будет более, чем достойный

    ответить

  • 2

    Prince Nuada 14 ноября 2013, 11:18 пожаловаться

    #

    Саму книгу я так и не прочитал. Зато слушал радиопостановку, которая сама по себе выше всяких похвал. С тех пор фильм и жду. Смотрел первую так сказать экранизацию. Нет слов как там всё плохо. Этот фильм с лентой Германа я думаю не кто сравнивать не будет. Лучшего режиссёра для данного произведения нельзя было и найти. Суровый феодализм как не кто другой вписывается в творчество режиссёра. Всё его фильмы пропитаны безысходностью и тоской, из которых так же соткано произведение Стругацких. На счёт похода в кино не уверен. Слишком тяжёлым будет фильм. Такие фильмы больше подходят для домашнего просмотра.

    ответить

  • 1

    Lik Bashni 14 ноября 2013, 15:21 пожаловаться

    #

    Прочитав статью, настроение фильма наверное можно охарактеризовать, как «Ада нет, кроме того, что рядом»

    ответить

  • 5

    Дикий Пушистик 14 ноября 2013, 16:41 пожаловаться

    #

    К сожалению, люди часто сами организовывают себе ад. 
    В тему — вспомнил старое романтическое определение капитализма как тени ада на земле.
    . Что же до феодализма… Есть набор штампов и мифологемм о том же Средневековье (западном). Не все там так плохо и жутко было, хотя и до утопии им было далеко. Просто они были иные. (советую почитать хотя бы Ле Гофа и Хайзингу) кроме грязи и войн были и устремленные в небо соборы, было сохранение культуры и горение духа, причем мистику и науку тогда разделяли еще не всегда. А вот эпоха Возрождения, взлет титанов — и одновременно падение морали, и жуткие войны, и костры…
    У Стругацких дано смешение эпох. Их книга была писана в определленную эпоху и для современников. Однако она смогла поставить несколько важнейших вопросов. И главный — что есть человек? И есть ли границы у гуманизма? сиаоый фильм Фляйшмана этот дух уловил. Надеюсь, у Германа это тоже получилось. Ведь главное — не показ экранных
    ужасов, а понимание и научение.
    Эх, экранизировпли бы когда нибудь Ефремовский «час быка»… Книга ведь по идее примерно о том же…

    ответить

  • Не все там так плохо и жутко было, хотя и до утопии им было далеко. Просто они были иные. (советую почитать хотя бы Ле Гофа и Хайзингу) кроме грязи и войн были и устремленные в небо соборы
    Оно, конечно, так, но вряд ли нам, жителям 21 века, понравилось бы обитать в Средние Века, ибо к тамошнему житью мы не привыкли. Оно нам просто показалось бы крайне тяжёлым, а некоторым ещё и скучным.

    ответить

  • moses1161 18 февраля 2018, 16:11 пожаловаться

    #

    Поддерживаю про Час быка

    ответить

  • 9

    splash emotion 14 ноября 2013, 16:44 пожаловаться

    #

    Вот этот бы фильм вместо «Сталинграда», и номинация на Оскар у нас в кармане.

    ответить

  • Magloire 15 ноября 2013, 01:27 пожаловаться

    #

    и какой реальный то толк от номинации?

    ответить

  • 3

    splash emotion 15 ноября 2013, 01:35 пожаловаться

    #

    слушайте, давайте начнем хотя бы с номинаций. 12, Край,… там и победа будет. снимать умеем, продвигать пока не очень.

    ответить

  • 1

    black27 15 ноября 2013, 07:12 пожаловаться

    #

    Я очень долго жду этот фильм примерно с 2008 года. Наконец то выйдет !!!

    ответить

  • 2

    Marlenus 15 ноября 2013, 12:31 пожаловаться

    #

    С 2008 года — это недолго. Поверьте мне как поклоннику Black Sabbath;)

    ответить

  • 1

    Marlenus 15 ноября 2013, 12:31 пожаловаться

    #

    Величайшее произведение Стругацких и одна из самых сильнейших книг, какие я, дипломированный филолог, вообще когда-либо читал… жду этот фильм уже много лет, обязательно пойду на премьеру и обязательно приобрету в коллекцию на блюрее. Очень, очень хочется надеяться, что фильм будет адекватной экранизацией великих наших классиков, а ведь на сегодняшний день пока никто не сделал достойной экранизации Стругацких. Более-менее что-то вменяемое наблюдалось в «Обитаемом острове» режиссера (прости, Господи!) Ф. Бондарчука…

    ответить

  • 1

    sania_o 19 ноября 2013, 13:03 пожаловаться

    #

    это будет гениальная работа!!!

    ответить

  • zenitos-rostov 19 июня 2016, 21:08 пожаловаться

    #

    фильм ни о чём

    ответить

 
Добавить комментарий...