Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Документальный четверг: о фильмах «Бок о бок» и «Сэлинджер»

12.09.2013 07:46 • 9 комментариев

В Москве на этой неделе показали два занятных документальных фильма: «Бок о бок», в котором Киану Ривз обсуждает с известными операторами и режиссерами приход цифры и постепенное исчезновение пленки, а также «Сэлинджер» — откровенный рассказ о жизни писателя-затворника, автора «Над пропастью во ржи».



«Бок о Бок» показывали в пресс-центре РИА-Новости в рамках программы «Научный понедельник», и кино вполне ей соответствует: рассуждения Мартина Скорсезе, Ларса фон Триера, Дэнни Бойла, Кристофера Нолана, Уолли Пфистера, Джеймса Кэмерона, Дэвида Финчера, Роберта Родригеса и еще нескольких десятков именитых актеров, режиссеров, монтажеров и, конечно, операторов о закате пленки и старте цифровой революции в кино снабжены образовательными вставками с инфографикой. Вставки детально объясняют, как работают пленочные кинокамеры и проекторы и как — цифровые. Но гораздо интереснее, конечно, рассказы кинематографистов, их ощущения по поводу цифровизации кино и занятные байки со съемок, которыми они периодически делятся с Киану Ривзом — он выступил не только продюсером проекта, но и лично взял интервью для фильма.



Некоторые режиссеры и операторы с тоской вспоминают время, когда отснятую пленку проявляли за ночь и приносили на следующий день — ты никогда не знал, что получилось вчера, в этом была своего рода магия. С другой стороны, режиссер полностью зависел от оператора и если тот сделал картинку темнее или светлее, чем нужно, уже ничего не поправишь. Оператор вообще был единственным неприкосновенным мастером на площадке. Все — от уборщиц до осветителя — знали, как актерам играть, как сценаристам писать сценарий и так далее, но вот как обращаться с камерой — это было волшебство, алхимия, знание, доступное только оператору. Теперь же, когда у каждого в кармане смартфон с функцией съемки, и этот авторитет пал. А на цифровом постпродакшне с отснятым материалом и вовсе могут сделать что угодно: «Мы отдали часть своей власти. Теперь каждый может делать с нашим материалом, что захочет», — вздыхает Эллен Кёрас.



Впрочем, вздохи ностальгирующих почти заглушает энтузиазм пионеров цифровизации. Роберт Родригес восклицает: «Я не хотел ждать, я пошел за Оби-Ваном!», рассказывая, как снятая в цифре «Атака клонов» перевернула его мир. Создательница сериала «Девочки» Лина Данэм говорит, что если бы не цифра, она бы никогда не смогла начать снимать. Простая цифровая камера дала ей, сценаристу, возможность поэкспериментировать. А Дэвид Финчер со смехом рассказывает, что, когда отпала необходимость каждые 20 минут перезаряжать кассеты с пленкой и снимать стали без перерывов, Роберт Дауни младший в качестве протеста принес на съемочную площадку ночной горшок и мочился в него в углу. «Я с утра до ночи на ногах! Мы постоянно снимаем!», — возмущался актер.



Грета Гервиг вспоминает, как звук жужжащей пленки вызывал у нее панику, ведь каждый сантиметр пленки на счету, ошибиться нельзя, цена промаха слишком велика. А кто-то утверждает, что пленка дисциплинировала — актеры больше концентрировались, зная, что пленка не бесконечна. Дэнни Бойл взахлеб рассказывает про съемки «Миллионера из трущоб», когда благодаря небольшим цифровым камерам оператор мог импровизировать в кадре, опуская ее на уровень глаз бегущих детей и находя неожиданные ракурсы.



Вслед за показом фильма «Бок о бок» последовало интересное обсуждение, посвященное теме «Цифровое кино: с плёнкой покончено? Что дальше?». Своими мыслями поделились режиссер Сергей Соловьев, оператор Игорь Клебанов, заведующий сектором цифрового стереокино Научно-исследовательского кинофотоинститута Александр Мелкумов, режиссёр анимации, руководитель студии Asymmetric VFX Виктор Лакисов и режиссёр Дмитрий Киселев. Совсем скоро мы выложим самые интересные цитаты из этой дискуссии здесь же, в блоге.



10 сентября в Центре документального кино состоялась премьера фильма «Сэлинджер», а 12 сентября картина выходит в прокат. Это довольно традиционное — со множеством интервью, хроники и архивных кадров — кино о жизни одного из самых загадочных писателей XX века — Джерома Д. Сэлинджера. Успешный автор рассказов и нетленной «Над пропастью во ржи», в середине 60-х, на пике успеха, он перестает публиковать свои произведения, запирается в доме на холме в городке Корниш, что в штате Нью-Гемпшир, изредка выбираясь в Нью-Йорк, избегая общения с журналистами и фанатами и продолжая писать до самой смерти в 2010 году.



«Сэлинджера» Шейн Салерно снимал на протяжении нескольких лет, общаясь с многочисленными знакомыми писателя, исследователями его творчества, папарацци, поджидавшими Сэлинджера у почтового отделения, и даже его бывшей сожительницей — 18-летней девушкой она переехала к кумиру в Корниш после того, как писатель отправил ей, студентке и начинающему литератору, вдохновляющее письмо. Документальная картина скурпулезно прослеживает творческий путь Сэлинджера — от детства в военных школах к участию во Второй мировой войне, наблюдает за тем, как рождался «Над пропастью во ржи», какой резонанс вызвал этот роман. Не забывает и о том, что сразу несколько громких преступлений, включая убийство Джона Леннона, были «навеяны» чтением его книги. Постепенно из небольших кусочков складывается паззл: Сэлинджер был невероятно похож на своего героя, Холдена Колфилда. Приоткрывает фильм и неожиданные подробности его личной жизни времен затворничества, когда Сэлинджер увлекся медитацией и ел на завтрак размороженный зеленый горошек.



«Сэлинджера» не назовешь выдающейся документальной картиной, но это любопытное исследование, которое будет интересно поклонникам творчества писателя, с нетерпением ожидающим публикации его новых произведений, почти полвека лежавших в столе. После просмотра зрителю наверняка захочется перечитать «Над пропастью во ржи» и убедиться, что главный роман Сэлинджера не потерял актуальности и сейчас.
документальное кино, пленка, цифра, биография, американская литература  9 комментариев 
Комментарии (9)

Новый комментарий...

  • 1

    sozdan 12 сентября 2013, 12:19 пожаловаться

    #

    Тема раскрываемая в «Бок о бок» напомнила «комната 666» Вендерса, снятый во время Канн 1982 года. Герои — режиссёры (Спилберг, Годар, Фассбиндер, Херцог и т. д.) отвечают на одни и те же вопросы (будущее кино, процесс съёмок и т. д.). Помню роптания Гупила о сложности процесса кинопроизводства, и о его желании уйти из кино по этой причине (до сих пор не ушёл)) Думаю в «этом» тоже некий «срез» мнений далеко не последних деятелей в индустрии, который через тридцать лет будет очень интересен любителям «классической цифры»)
    «Сэлинджер» смотрел трейлер, показалось — мистификационная интерпретация биографии больше, нежели объективный её пересказ?)

    ответить

  • darikotsulaya 12 сентября 2013, 13:36 пожаловаться

    #

    ну, «объективного пересказа» не может быть в принципе, ведь это всегда чья-то интерпретация, но там действительно очень много людей, которые знали его лично и они делятся своими воспоминаниями. Насколько они при этом искренни, нам никогда не узнать)

    ответить

  • 3

    Love is blasphemy 12 сентября 2013, 12:43 пожаловаться

    #

    А Дэвид Линч по окончании съёмок «Внутренней империи» сказал, что впредь всегда будет работать только с цифровой видеокамерой… Только так ничего и не снял. :(

    ответить

  • 1

    sozdan 12 сентября 2013, 12:49 пожаловаться

    #

    Снимет, чувствую, занятие музыкой, клипмейкерством и написанием книг он уже вдоволь насладился. Пришло время заняться основной и главной его ипостасью) Вот и NIN новый альбом выпустили, можно в качестве саунда использовать)

    ответить

  • 1

    darikotsulaya 12 сентября 2013, 13:32 пожаловаться

    #

    Линча, к сожалению, в «Бок о бок» совсем мало, буквально пара фраз(

    ответить

  • 1

    FlashBack2210 12 сентября 2013, 13:26 пожаловаться

    #

    Мне показалось, что скажут что-то о кинофестивале «Бок о бок», ан нет…

    ответить

  • 2

    Lik Bashni 12 сентября 2013, 18:08 пожаловаться

    #

    Статья понравилась. Особенно первая половина про «Бок о бок». Действительно, познавательная и забавная документалка, из которого можно узнать, как создается картинка фильма. Советую глянуть, мнение кинематографистов слушать весьма увлекательно :) Дэнни Бойл даже разошелся не на шутку, горячо рассказывая о своих впечатлениях от съемках «Миллионра из трущоб» :)

    ответить

  • 3

    hellboy291091 12 сентября 2013, 22:22 пожаловаться

    #

    «Бок о бок» — чудесный фильм. Столько мастистых деятелей кино высказывают своё мнение. И главное, хоть они разделились во мнениях, насчет пленки и цифры, у всех убедительные доводы.

    ответить

  • 1

    xirtam 14 сентября 2013, 01:49 пожаловаться

    #

    Вооот! А то хожу уже ни одну неделю и не могу вспомнить, что же я хотел сделать… Вспомнил! Прочитать уже наконец «Над пропастью во ржи!
    И спасибо, что очередной раз пишите про «бок о бок»! Про него тоже постоянно забываю…
    Начинаю восполнять затянувшиеся пробелы. Благодарю сердешно!
    =)

    ответить

 
Добавить комментарий...