• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Гори, Голливуд, гори!
 



Байки про «Гарри Поттера» и уникальные 3D фильмы

24.07.2013 09:34 • 17 комментариев

Одесский кинофестиваль завершил свою работу, но у КиноПоиска еще есть, чем поделиться. Во-первых, это мастер-класс продюсера Тани Сегачан, которая первой увидела потенциал в книжках неизвестной писательницы Джоан Роулинг про Гарри Поттера. Во-вторых, это уникальная лекция немецкого киноисторика и эксперта в области немого кино Штефана Дрёсслера об истории 3D, во время которой он показал более 20 клипов — от немых эротических стереолент до «Обители зла» через трехмерные рекламные фильмы Volkswagen и «Инферно».



Надо сказать, что фрагмент видеозаписи мастер-класса Тани Сегачан вы можете найти и посмотреть сами: все мероприятия и пресс-конференции Одесский кинофестиваль выкладывает в разделе «Дневники» (Пресс-центр/Пресс-материалы/Дневники). Правда, там, кажется, только первые 15 минут. А вот лекцию Дрёсслера записывать на видео было запрещено: там есть уникальные материалы и клипы, защищенные законами об авторском праве. Поэтому слушателям Летней киношколы очень повезло с лекцией Дрёсслера — это была уникальная возможность за 2,5 часа узнать обо всех изобретениях в сфере 3D от зарождения кинематографа до нашего времени.



Итак, Таня Сегачан. Я слышала, что в общении с журналистами она была капризна и сурова, но надо отметить, что со студентами Летней киношколы она общалась очень тепло и создала отличную атмосферу. Начала она с того, что «Гарри Поттер» — это первый фильм, который она продюсировала, а для Роулинг это был первый опыт литературного творчества. «Не опыт имеет значение, а воображение», — это вдохновляющей фразой она сразу расположила к себе слушателей.

Таня Сегачан рассказала, что «Гарри Поттера» она открыла, когда было напечатано всего 500 экземпляров первой книги, из которых около 300 ушли в школы и библиотеки. Именно дети, прочитавшие книгу в своих школах, сделали ее популярной. У Сегачан тогда была задача найти новую потенциальную франшизу, что-то «вроде Джеймса Бонда». Ей тогда было 29, и, как она рассказывает, читая книгу Роулинг, она прослезилась. «Я подумала, что если я заплакала в 29 лет из-за детской книжки, то это, наверное, что-то стоящее». Сегачан поверила в сильную эмоцию, которая была заложена в книге и которую можно было перенести на экран.



Тогда, в 1997 году, когда она и Дэвид Хэйман пошли на встречу с Роулинг, она даже не знали, будет книга популярной или нет, делать фильм анимационным или игровым. А уже два года спустя Роулинг написала третью книгу.

Как продюсер Сегачан отвечала, наверное, за самую креативную и интересную часть работы — за коммуникацию с Роулинг и за то, чтобы пожелания писательницы были воплощены в жизнь. Например, у Роулинг был свой дрим-каст на роли учителей. Например, в роли МакГонагалл писательница видела именно Мэгги Смит. Продюсерам оставалось обзвонить тех актеров, которых выбрала Роулинг, и предложить им роль — и почти все соглашались.



Роулинг также контролировала написание всех сценариев, выбирала сценаристов. Сценарий отправляли ей, она возращала его со своими пометками. «Никто лучше нее не знает вселенную Гарри Поттера. Знаете, в одной из частей есть такая фраза про «Карту мародера» — даже Дамблдор не знает, что творится во всех комнатах Хогвартса. Так вот, Роулинг точно знает, что творится в каждой из комнат. Спросите ее, что находится вон в том окне на шестом этаже западной башни — и она будет две недели вам об этом рассказывать!».



Собравшиеся на лекции могли задавать вопросы продюсеру. Например, студентов Киношколы интересовало, делилась ли Роулинг своими планами на будущие книги с продюсерами. «Нет, мы были абсолютно в том же положении, что и читатели, — ответила Сегачан. — Но мы получали рукопись сразу после того, как она была завершена, примерно за полгода до публикации». Единственным, кто знал развитие истории до конца, был Алан Рикман. Ему Роулинг по секрету рассказала историю его персонажа, взяв обещание никому его не рассказывать. Рикман держал обещание почти 10 лет.

Во время мастер-класса Сегачан показала два отрывка из фильма Альфонсо Куарона «Гарри Поттер и узник Азкабана», который многие считают одним из лучших во всей франшизе. Она рассказала, что Куарон обстоятельно подошел к работе с актерами-подростками, попросив их написать эссе о себе и эссе о своем персонаже. На примере эпизодов из фильма (ночная сцена в лесу с Люпином, Сириусом Блэком, Петтигрю, Гермионой, Гарри и дементорами, когда Гарри видит патронус, который сам же и создает, вернувшись в прошлое с помощью маховика времени) она показала, насколько сложным было создание фильма: ночные съемки, компьютерная графика для создания оборотня из профессора Люпина, необходимость сделать множество невероятно важных визуальных и режиссерских решений. Что показывать, а что нет? Как должны выглядеть дементоры? Как поставить хореографию битвы собаки и оборотня? «Понимаете, каждая сцена была сложной. Потому что практически в каждом кадре было что-то магическое, и мы сталкивались каждый раз с необходимостью выбора».



Рассказала продюсер и о том, почему после четырех фильмов она оставила франшизу и не стала работать над последующими картинами. «Я провела 10 лет в Хогвартсе. Я просыпалась каждое утро с мыслью: «А что бы на моем месте сделал Дамблдор?». Я поняла, что больше не учусь ничему новому. Но мой опыт работы над большой голливудской франшизой дал мне шанс помочь другим людям снять кино. Поэтому я ушла работать в Film Council, и мы помогли запуститься таким картинам, как «Король говорит!» и «Сломленные»».



Ближе к концу мастер-класса Сегачан заинтриговала слушателей, сказав, что недавно ей в руки попал сценарий, который может положить начало новой успешной франшизе. К сожалению, во время самой лекции журналистам нельзя задавать вопросы (это право есть только у слушателей киношколы), поэтому я подошла к Тане после окончания лекции. Мне было интересно, что она думает по поводу возможного перезапуска «Гарри Поттера» в обозримом будущем. «Я не знаю ответа на этот вопрос, — ответила продюсер. — Но думаю, что если это будет выгодно студии, то они снимут нового «Гарри Поттера». Если они увидят в перезапуске коммерческий потенциал, то точно сделают это».



На лекции Штефана Дрёсслера слушателей было гораздо меньше, чем на встрече с Сегачан. Зато те, кто пришел и провел 2,5 часа в зале, думаю, не ушли разочарованными. Дрёсслер — историк кино, директор Мюнхенского музея кино, а также основатель и куратор Международных дней немого кино в Бонне. В своей лекции он проследил все этапы эволюции стереокино. Например, еще на заре становления кинематографа режиссеры поняли, что 3D будет пользоваться успехом в эротическом жанре. Дресслер показал короткие сохранившиеся отрывки немых фильмов фривольного содержания: поражает, как продумана в них игра с объемом. Например, изображение в висящем на стене зеркале идеально просматривается и задает дополнительную глубину.



К сожалению, я не записывала подробно технические особенности создания первых 3D картин и вряд ли смогу толково это пересказать. Зато перескажу то, что стало для меня лично открытием: первопроходец игрового кино Жорж Мельес, сам того не подозревая, снимал трехмерные фильмы. На самом деле, он снимал свои ленты двумя камерами, стоящими на одном штативе, чтобы делать сразу две копии фильма — для проката в Европе и в Америке. В Штатах его фильмы показывали нелегально, и узнав об этом, Мельес возмутился, отправил в Нью-Йорк своего брата, чтобы тот следил за дистрибуцией в США его картин, и стал снимать двумя камерами. Вышло так, что изображение на двух копиях как раз соответствует технологии, благодаря которой появляется 3D кино: совместив две пленки, реставраторы получили трехмерное изображение. Мельес вряд ли подозревал, что в новом веке его фильмы будут показывать в 3D. Хотя это очень в его духе.



Рассказал Дресслер и об экспериментах в Советском Союзе, где первый специализированный стереокинотеатр «Москва» (насколько я понимаю, это «Дом Ханжонкова") открылся 14 января 1941 года. Там показывали фильм «Концерт» и для его просмотра не нужны были очки. Система показа трехмерного кино была сложной и несовершенной: перед экраном были натянуты нити проволоки, рассеивавшие свет и заслонявшие от зрителя при определенном ракурсе часть изображения, для просмотра нужно было найти оптимальную точку. «Концерт» был сделан в необычном, вертикальном формате и представлял собой ряд музыкальных номеров. Он шел в прокате полгода.



Был и другой кинотеатр, «Восток Кино», потом сменивший название на «Стереокино» — с ребристым стеклянным экраном, принцип которого чем-то напоминал принцип голографических открыток. Очки тоже были не нужны. В «Востоке» показывали фильм «Робинзон Крузо», формат которого был квадратным.



Дресслер рассказал, что увидев эту картину, Сергей Эйзенштейн сказал, что будущее за 3D. Однако Эйзенштейн в скорости умер и не смог попробовать себя в создании стереокино. Зато его слова в определенном смысле оказались пророческими.



В середине 1950-х в Голливуде был бум стереокино, впрочем, длился он недолго. Вообще, в послевоенные годы продолжились активные разработки и исследования, и одной из вех в развитии 3D-технологий стала выставка Festival of Britain, где был построен целый павильон Teleсinema (на фасаде, правда, красовалось Telekinema), предназначенный для просмотра стереофильмов и телетрансляции интервью, записывавшихся в прямом эфире в фойе кинотеатра. Один из демонстрировавшихся фильмов недвусмысленно назывался Now is the time to put your eyeglasses ("Время надеть очки"). Это была занятная абстрактная анимация.



В Голливуде тоже развивали свои собственные системы — во многом, с целью вернуть зрителей в кинотеатры, так телевидение стало заменять многим поход в кино. Правда, для съемок фильма в нужном формате требовалось дополнительное освещение, и от жара софитов очень страдали актеры. Первым полнометражным американским 3D фильмом в новом формате Natural Vision был Bwana Devil.



После кассового успеха трехмерного «Музея восковых фигур» Warner Bros. объявила, что все фильмы отныне будет выпускать в стереоформате. Как забавно сейчас это звучит, правда? Естественно, только первые пять картин из двух десятков, выпущенных студией в 3D, сделали кассу.



Зато в стереоформате можно и теперь посмотреть такие ленты как Inferno, «Французский рейс» с Джейн Рассел и, конечно, «В случае убийства набирайте «М»» Альфреда Хичкока. Фильм Хичкока стал одной из последних трехмерных лент, выпущенных в тот период, зато демонстрирует мастерское использование объема — пересмотрите, при случае, и обратите внимание на то, как работают в кадре различные предметы на переднем плане.



Дресслер показал слушателям несколько роликов из этих фильмов 50-х, естественно, в 3D. Впрочем, уже в 1954 году в Variety вышла статья с заголовком «3D в США умерло». Проекторы часто ломались и иногда не могли правильно синхронизировать два изображения, зрителям не нравилось сидеть в очках, они требовали обычные 2D сеансы, и студии пошли на попятную. Как мы теперь знаем, 3D умерло, чтобы возродиться.



Рассказ Дрёсслера о первых стереоразработках и экспериментах 30-х — 50-х занял почти 2 часа, поэтому на этап возрождения 3D в настоящее время осталось всего полчаса лекционного времени. Дрёсслер кратко рассказал о том, что происходит сейчас, остановившись более подробно на корейской системе 4d X, которая появилась недавно и в России. Он отметил, что азиатский рынок активнее других требует фильмов в 3D: например, «2012» Роланда Эммериха выходил в этом формате только в Китае. Дрёсслер показал несколько роликов из новых фильмов, посоветовав всем посмотреть «U2 в 3D», в качестве примера идеальной работы с форматом. «Сложно найти негативную статистику о популярности 3D в наше время, так как индустрия не хочет ее публиковать», — сказал Дресслер, но, на его взгляд, всеобщая увлеченность форматом все же идет на спад.


Сделанная нелегально фотографии презентации Дресслера, на фото — одна из система просмотра стереокино, в которой вместо очков использовали фильтры на подставке перед креслом зрителя

Прощу прощения за такой краткий формат конспекта лекции, но, надеюсь, что это только подстегнет ваш интерес к изучению предмета. Весь рассказ Дрёсслера было бы совершенно невозможно уместить в одной записи в блоге, да и для этого все-таки нужно быть им самим и знать предмет досконально. Что же касается самой Летней киношколы Одесского кинофестиваля, то я очень рекомендую ее всем, кто готов посвятить неделю отпуска кино и Одессе. Насколько я знаю, в этом году ее посетили студенты нескольких стран, в том числе России, Казахстана, Молдавии.
мастер-класс, Гарри Поттер, франшиза, экранизация, 3D, стереокино, история кино, продюсер  17 комментариев 
Комментарии (17)

Новый комментарий...

  • 12

    q u a s a r 24 июля 2013, 13:49 пожаловаться

    #

    Спасибо, прочел с большим интересом!

    ответить

  • 29

    Бакменстаф 24 июля 2013, 14:27 пожаловаться

    #

    Перезапуск «Гарри Поттера»??? Боже упаси, я, как истинный поклонник, не переживу такого надругательства…

    ответить

  • 3

    FlashBack2210 24 июля 2013, 21:03 пожаловаться

    #

    Это если и будет, то очень не скоро

    ответить

  • 6

    HiPartez 24 июля 2013, 15:09 пожаловаться

    #

    Опа, так вот откуда рисунки, которые у меня в детстве на фишках были! Это из первых изданий Поттера!

    ответить

  • 17

    mind_1 24 июля 2013, 15:38 пожаловаться

    #

    Повторный показ ГП в лучшем качестве(4К) — это да. 
    Высокобюджетная игра во вселенной — это да. 
    Новые книги, и, соответственно, фильмы — возможно…
    Римейк — нет, нет, и еще раз нет, по крайней мере не в этой декаде.

    ответить

  • 3

    andie57 24 июля 2013, 16:05 пожаловаться

    #

    Перезапуск Гарри Поттера? пойду сверюсь с календарем, похоже, апрель наступил…

    ответить

  • нет, о перезапуске речи пока нет) есть лишь мнение о том, в каком случае его стоит ждать) спокойствие, только спокойствие)

    ответить

  • 1

    andie57 24 июля 2013, 17:25 пожаловаться

    #

    спасибо, выдохнула:)

    ответить

  • 1

    FlashBack2210 24 июля 2013, 21:02 пожаловаться

    #

    Класс!! Каждое слово в этой статье меня заинтересовало — давно такого не было! Начал читать на работе с телефона, не смог остановиться! Большое вам спасибо за актуальнейшую для меня информацию!)

    ответить

  • Очень рада, что понравилось!)

    ответить

  • 2

    FlashBack2210 24 июля 2013, 21:05 пожаловаться

    #

    Меня на самом деле очень многое порадовало из той информации, что я узнал из этой статьи. Удивило, что Роулинг сама актеров выбирала и тщательно редактировала сценарий. Это здорово! И актеров она подобрала как надо. Удивил секрет героя Рикмана. Ну и, конечно, экскурс в историю 3D для меня всегда увлекательное событие!

    ответить

  • 3

    vertus 25 июля 2013, 14:36 пожаловаться

    #

    Они вполне могут додуматься до HP: The Beginning и рассказать о тяжёлом детстве Волан де Морта, потом о притеснениях в школе, ну, и закончить всё эпическим выпиливанием семьи Поттеров.

    ответить

  • 2

    Бакменстаф 25 июля 2013, 18:57 пожаловаться

    #

    В 6, 7,2, 2 и 1 частях показали всё более чем достаточно. А насчёт притеснений, то таковых не было. Реддла уважали и боялись, потому даже практически не общались с ним. Мы и так имеем почти полную историю Волдеморта. Не считая его похождений в поисках факультетских реликвий.

    ответить

  • vertus 8 августа 2013, 17:20 пожаловаться

    #

    Вот вы и предложили тему для ещё пяти-семи фильмов.

    ответить

  • Spider@man 25 июля 2013, 21:34 пожаловаться Всё прекрасно.

    #

    Очень хорошая статья и приятно читать новость. Жду новых событий.

    ответить

  • Про Мельеса в 3D интересно, не знал. А в «Хранителе времени» это использовали или была конвертация?

    ответить

  • Mukhamed 26 июля 2013, 15:04 пожаловаться

    #

    Сейчас мне 20. Но я не против увидеть новую экранизацию любимого «Гарри Поттера», когда мне будет 40!

    И неплохо было бы, если бы Куарон снял все части франшизы.

    ответить

 
Добавить комментарий...