Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Как написать сценарий без ошибок? Рассказывает Юрий Коротков

17.06.2013 09:30 • 9 комментариев

Академия Wordshop, в которой Юрий Коротков ведет мастерскую на факультете сценарного мастерства, организовала бесплатный семинар для всех желающих: автор сценариев «9 роты» и «Стиляг» рассказал об основных ошибках, которые чаще всего допускают сценаристы. КиноПоиск представляет краткий конспект мастер-класса.



Юрий Коротков начал с того, что объяснил несколько основополагающих принципов: действие должно развиваться только по возрастающей, сцена не должна быть дольше, чем требуется, сценарий – это путь от завязки к финалу и «ни шага в сторону». В отличие от прозы, в кино затянутая сцена приводит к тому, что внимание зрителя «уйдет в минус», и его придется вытаскивать. «Эта ошибка встречается и у хороших режиссеров, например, у Валерия Тодоровского, Димы Месхиева. Иногда так вкусно сделана сцена, столько денег на нее потрачено, что она занимает времени больше, чем имеет право занимать, — привел пример Коротков. – А вот Ренат Давлетьяров умеет отказываться от лишнего: плачет, но режет».

В сценарии есть три главных элемента: герой, материал и история. Материал – та среда, в которой происходит действие, например, профессиональная — может диктовать условия. Например, как-то Короткову предложили написать сериал о спасателях МЧС. Съездив на разведку в спасательный отряд, увидел «настоящих волшебников» и узнал, что почти все они несчастны в личной жизни. «Люди, которые спасают других, которые готовы отдать жизнь, чтобы спасти человека, всю свою энергию направляют на работу. Жены от них уходят очень быстро», — рассказал Коротков. Любые события и слова приобретают совершенно другое звучание в этом контексте.


«Цезарь должен умереть»

В качестве одного из примеров такой довлеющей среды сценарист привел фильм братьев Тавиани «Цезарь должен умереть«, который итальянские классики снимали в настоящей тюрьме с реальными заключенными. По сюжету герои ставят пьесу Шекспира «Юлий Цезарь». «Оторваться невозможно, потому что все, что происходит — происходит в среде людей, пожизненно осужденных за зверства. Будь это пионерлагерь или театральный институт, история звучала бы совсем по-другому«.
Герой важнее, чем история, и может держать на себе даже не очень удачную историю, напомнил сценарист и привел в пример доктора Хауса. Другой пример — харизма Ивана Охлобыстина, который тоже способен своими чертами наполнить героя, «помогая» сценаристу. Наконец, история – это то, что важно продюсеру, ведь увидеть харизматичного героя до его воплощения актером сложно, а среду непросто передать на бумаге.


«Доктор Хаус»

Кратко обрисовав эти принципы, Коротков перешел к самым распространненым ошибкам. Юрий Марксович – член отборочных комиссий при Фонде кино и Минкульте, и через его руки проходит огромное количество сценариев, претендующих на государственную поддержку. «В 99% случаев главную ошибку можно обозначить одним словом – «неинтересно». Читаешь и маешься от тоски. Неинтересный герой, неинтересная история и невкусно написано», — посетовал Коротков. Тексты написаны в стиле дешевых сериалов, когда герои сообщают «необходимую» информацию пространными монологами. Наверняка вы замечали подобные сцены в плохих мыльных операх: за завтраком муж ни с того ни с сего говорит жене что-то вроде «мы же поженились 21 января 20 лет назад», что звучит абсолютно неестественно. «Эту информацию можно было бы донести до зрителя в одной сцене. Достаточно просто, например, любую информацию можно донести не с «холодным носом», а в эмоциональной сцене, когда начинается ссора и муж говорит жене, что они женаты вот уже 21 лет и все это время она не выключает свет в туалете. Слово за слово, и можно всю жизнь рассказать».

Другая ошибка – намеренный «выбор темы» с притянутыми к ней за уши неживыми, картонными героями. «Мы все состоим из своеобразного общежития. В нас живут наши родственники, друзья, любимые, люди, встреченные вами вчера в метро... Невозможно придумать, написать героя. Герой чаще всего возникает из вот этой «душевной картотеки», каталога, который пополняется в течение всей жизни», — объяснил Коротков свой принцип создания персонажей. Чаще всего это сборная модель – голова от одного, туловище от другого реального прототипа и так далее. «Я еще не знаю, про что кино, я себе представляю героя и интересную сцену, которая уже тянет за собой остальной сюжет», — поделился сценарист.


«Авария — дочь мента»

Например, реальная сцена послужила толчком к написанию «Аварии – дочери мента». Коротков увидел в Калуге в троллейбусе такую сцену: на задней площадке стояла девушка в вызывающе короткой юбке, жующая жвачку. Когда кровожадная тетка-контролер стала проверять ее билет, оказалось, что девушка забыла проездной. Было очевидно, что она действительно его забыла, но контролер не упустила случая позлорадствовать и потребовала уплатить штраф — 1 рубль. Девушка сунула руку в другой карман свой микроскопической юбки, но денег там тоже не оказалось. Тут весь автобус, конечно, радостно кинулся девушку порицать.

«Я подумал, что бы сделал нормальный взрослый человек? Отдал бы рубль штрафа за эту девицу. Все тут же набросились бы на него. А когда они бы вышли на остановке, наверняка между ними завязался бы какой-то разговор. Но я рубль отдавать за нее не стал». Имя – Авария – пришло от одной московской тусовщицы, которую все называли не иначе как Ира Авария. Такое имя сразу дает характер. Третья составная часть персонажа – девушка, с которой Короткова познакомил его друг. Отличница дома и в школе, вне поля зрения родителей эта девушка отрывалась по полной — ровно до 9 вечера, когда она должна была быть дома. Когда ее спросили, кто ее отец, она ответила: «Мент поганый». Как потом выяснилось, «мент поганый» был заместителем начальника московского ГАИ. Так сложился образ главной героини – из одного случая в троллейбусе и двух коротких знакомств.

Юрий Коротков рассказал собравшимся о трех «этажах» полноценного сценария. Первый, событийный, отвечает на простые сюжетные вопросы: Кто? Куда он пошел? Что сделал? Убил, полюбил и так далее. На втором, обобщающем, дается уже измерение социальное: Почему он это сделал? Почему полюбил этого или того? Какова была причина этого события. На третьем — условно назовем его «философский» — располагается высшая идея фильма. Реализация всех трех этажей сценария — задача режиссера. Коротков посетовал, что в случае с «Аварией» режиссеру удалось лишь слегка коснуться второго этажа, тогда как сценарий был, по сути, о потерянном поколении, у которого не было опоры.


«Духless»

С «малоэтажностью» связаны еще несколько распространенных ошибок. Например, наличие только одного, первого этажа, превращает фильм в «частный случай» — мол, бывает и такое. Чрезмерный упор на «второй этаж» делает картину излишне социализированной. Пристальное внимание к определенной социальной группе, например, может вылиться в опус «из жизни насекомых». Наконец, с движущими мотивами персонажей стоит быть аккуратнее: часто люди старшего поколения пишут так, как будто их герои по-прежнему живут в СССР, хотя обстановка – и, соответственно, мотивация людей — серьезно трансформировалась.

Еще один тип неудачных сценариев Коротков озаглавил «и он понял». В качестве примера он привел успешный в прокате «Духless»: героя кинули партнеры, подставили коллеги, бросила девушка – «и он понял!». «В данном случае имеет место плохо спрятанная схема, — пояснил Коротков. – Все строится вокруг схемы, а не вокруг живого человека».

Наконец, стоит избегать повторения приемов и предсказуемости происходящего, как в фильме «Рассказы». «Я люблю, когда меня обманывают, но когда обманывают четыре раза подряд одним и тем же приемом – становится скучно и не интересно, — сказал о фильме Михаила Сегала Коротков. – Я даже не досмотрел последнюю новеллу, самую живую из всех».


«Рассказы»

С чего начать тому, кто хочет заниматься кино и писать сценарии? «Окружить себя единомышленниками, — считает Коротков. – В Москве это просто сделать, но талантливые люди живут не только в крупных городах. Иногда человек оказывается один на один с творческим порывом. А если талант оказывается нереализованным, он выжигает душу изнутри».
российское кино, мастер-класс, wordshop, сценарное мастерство, драматургия  9 комментариев 
Комментарии (9)

Новый комментарий...

  • 15

    1best08 17 июня 2013, 14:32 пожаловаться

    #

    прочитал с удовольствием! спасибо за интересную статью!!)

    ответить

  • 8

    ВНЧ 17 июня 2013, 15:48 пожаловаться

    #

    Иногда […] сцена […] занимает времени больше, чем имеет право занимать
    Но как определить это время? Например, у Марка Захарова довольно «медленные» фильмы, но резать «Обыкновенное чудо» — кощунство. Зато во вполне динамичном «Дневном дозоре» я бы сократил финальную сцену в ресторане.
    А в целом, всё правильно.

    ответить

  • 2

    eva7 17 июня 2013, 17:59 пожаловаться

    #

    никто не скажет конкретной цифры: «сцена должна длиться 3 минуты». в этом и кроется талант режиссера — увидеть сколько «дорогого материала» отправить на свалку.

    ответить

  • 4

    ВНЧ 17 июня 2013, 19:34 пожаловаться

    #

    Это понятно. Я имел в виду, что кроме более-менее объективных причин (притянутая сцена, глупый диалог) примешивается субъективный для каждого зрителя критерий затянутости. Для кого-то сцены с роботом Вертером в «Гостье из будущего» в самый раз, а кто-то успеет 10 раз заснуть.

    ответить

  • 7

    WindBOJIK 17 июня 2013, 19:31 пожаловаться

    #

    может кто-то прочитает и сделает, наконец, хороший фильм.

    ответить

  • 4

    ILoveYouHoneyBunny 18 июня 2013, 00:57 пожаловаться

    #

    «несколько основополагающих принципов: действие должно развиваться только по возрастающей, сцена не должна быть дольше, чем требуется, сценарий — это путь от завязки к финалу и «ни шага в сторону»»

    Ну глупости же, эти принципы нарушены сотни раз в сотнях прекрасных фильмов. И вообще, правила для слабаков — грамотный режиссер полагается на все, что угодно, кроме свода каких-то устоев…

    ответить

  • 3

    darikotsulaya 18 июня 2013, 01:46 пожаловаться

    #

    правила есть для того, чтобы их нарушать, но для этого надо знать правила) об этом Юрий Марксович тоже говорил)

    ответить

  • 3

    razdolbay 18 июня 2013, 09:40 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью! Насколько точно сказано в конце, что если не найти единомышленников и талант оказывается нереализованным, он «выжигает душу изнутри». В моем городе очень сложно найти единомышленников, большинство воспринимает кино как аттракцион, а просьбы поучаствовать в съемках, как пикник и веселуха..

    ответить

  • 1

    LYzzER 18 июня 2013, 11:00 пожаловаться

    #

    Судя по вашему нику, они только пикник и веселуху и ожидают)

    ответить

 
Добавить комментарий...