всё о любом фильме:
Гори, Голливуд, гори!
 



«Иллюзион»: Почти полвека уникальному кинотеатру. Часть 2

05.05.2013 21:26 • 33 комментария

Не так давно без преувеличения легендарный московский кинотеатр «Иллюзион» вновь открылся после ремонта: к счастью киноманов, к смене репертуара это не привело. «Иллюзион» по-прежнему показывает редкие и не очень фильмы из коллекции Госфильмофонда, а за репертуаром по-прежнему следит киновед Владимир Степанович Соловьев, работающий в кинотеатре с момента его основания.



Первую часть нашей беседы с Владимиром Степановичем — о том, как сложно было в середине 60-х открыть кинотеатр, показывавший кино «без цензуры», о том, кто из режиссеров и артистов приходил в кинотеатр и помогал советом — можно прочитать здесь.

И все-таки, кинотеатр был государственным, а значит, угроза закрытия оставалась?

Видите ли, кинотеатры такого типа были позже или раньше открыты во всех крупных синематеках, киноархивах. Это была их основная задача – пропагандировать историю кино. А мы открылись позже всех, и то с большим трудом. Такие кинотеатры были уже во всех соцстранах, в Китае, в Корее, во Вьетнаме, я, кстати, ездил туда, в их кинотеатры, обменивались опытом. Закрыть кинотеатр Госфильмофонда в Советском союзе было не так просто. Попугают, кого-то уволят — это было. Меня увольняли, потом возвращали.

Вы упомянули многих российских кинематографистов, которые были частыми гостями в «Иллюзионе». А кто из зарубежных кинематографистов приезжал к вам?

Очень, очень многие. В частности, Лиллиан Гиш приезжала. Это первая выдающаяся актриса в истории мирового кино, самая первая, актриса школы Гриффита. Она снималась в шедеврах Гриффита еще в 1919-м году. Гиш приезжала в конце 60-х годов, но не специально сюда, она посещала Советский союз.


Лиллиан Гиш

Был один интересный случай. У нас раньше было больше возможностей, больше научных сотрудников, и поэтому мы могли себе позволить помимо издания книг, буклетов, чтения лекций, даже самим переводить картины на русский язык. И у нас еще были консультации зрителей по всем вопросам кино, в кинотеатре всегда дежурил научный сотрудник. Это потом уже начали сокращать штаты.

Но в те годы, это было начало 70-х годов, я как раз вот так дежурил вечером. Это были дни Московского международного фестиваля, делегации приехали, и вот входят мужчина, женщина, ребята, я разговариваю с ними. Тогда приходили просто поговорить с удовольствием о кино, кино тогда любили. Вдруг входит пожилой человек, скромно одетый, небритый почему-то, что тогда редко встречалось. И говорит: «Я с удовольствием обошел ваш кинотеатр, портреты здесь все узнаваемых людей, многих из них я хорошо знаю». А там портреты только классиков. «Откуда?», — спрашиваю я его. Он говорит: «А я с ними работал. И я приехал сейчас со стороны американской делегации, мне посоветовала сюда прийти моя старая приятельница Лиллиан Гиш». И я просто ошарашен был, говорю: «А вы кто?» «Я – режиссер, Рубен Мамулян». Я был поражен.

Он говорил по-русски хорошо, чисто. И оставил автограф нам в книге отзывов посетителей. Я просто, конечно, немножко ошалел. Даже наши зрители его имя хорошо знают, потому что он снимал и Грету Гарбо, и Марлен Дитрих, и Гэри Купера, и многих других, всех-всех снимал звезд. Я его представил на сцене, сказал, что это автор фильма «Королева Кристина», который мы показывали, и фильмов с Марлен Дитрих. Зал встал.


Автографы Рубена Мамуляна, Сидни Поллака и Паскаля Обье в книге отзывов «Иллюзиона»

Помимо него заходил Сидни Поллак, американец, он, в частности, представлял здесь свою картину «Генералы песчаных карьеров». Очень много французов было, очень много. И Жанна Моро была, Жерар Депардье постоянно у нас был, и Анни Жирардо. Акира Куросава здесь был, Канэто Синдо. Вообще с японцами у нас хорошие отношения были постоянно. Многие, многие режиссеры. Вайда был постоянно, как приезжал в Москву – приходил к нам.

Многие, всех не запомнишь. Конечно, почти все кинематографисты, классики, живые в те годы – они приходили сюда, выступали со сцены. Москвичи все. И даже когда приезжали из Ленинграда – Козинцев, Кадочников, когда приезжал, выступал здесь несколько раз. Сейчас это ушло, мы пытались выстраивать встречи с актерами – это никого не интересует, это всем надоело. Так что ищем какие-то новые формы, устраиваем фестивали — сейчас у нас детский фестиваль, только что закончился, и сегодня начинается новый, очередной фестиваль — спортивного кино.


А кто сейчас приходит в «Иллюзион"?

Конечно, изменилось время. Сейчас кино как искусство, в общем-то, не нужно зрителю. Иногда, когда мы работаем со школами, к нам привозят детишек. Когда они смотрят черно-белое кино, они не понимают, что это такое. А некоторые просто приходят и говорят: «Какой большой телевизор!». Они уже не будут ходить в кино, только, может быть, с мамой и папой на большие развлекательные картины, на мультики.

Автограф Анджея Вайды

Раньше у нас было много лекториев, на лекции к нам активно ходили. Некоторые приходили, покупали билет, слушали лекцию, а на фильм уже не оставались, потому что видели его раньше. Сейчас мы пытаемся поддерживать эту традицию, но так как слово само по себе, устное слово, себя девальвировало из-за того бреда, который несут по телевидению, по радио и так далее, слову не верят. Особенно молодежь. Они разучились слушать – что бы и как ни говорили. Поэтому мы какие-то лектории оставили, но, в основном, для людей среднего и старшего поколения. Для них кино еще представляет какую-то ценность.

А репертуар и зрительские предпочтения изменились каким-то образом в соответствии со временем? Ведь теперь многие фильмы доступны в Интернете, не нужно ехать через весь город, чтобы их увидеть в «Иллюзионе».

Нет, несмотря на то, что мы сейчас можем показывать практически все, даже самые новейшие картины. Даже те, которые нам всегда запрещали показывать. Не имеет значения, что показывать. Допустим, картину «Апокалипсис сегодня» мы можем показать, но зрителей будет не больше, чем на какой-нибудь фильм 30-х годов. Не имеет значение сейчас для молодежи, что показывать. Им хочется в кино, но сюда они не ходят: здесь не продают поп-корн, ничего такого. Поэтому молодые зрители сюда практически не ходят, хотя есть, конечно, любители, они остались.



Должен сказать, часто мы получаем новейшие картины. Допустим, у нас с посольствами хорошие отношения: с французским посольством, со многими другими. Мы устраиваем, к примеру, недели национального кино. На них ходят хуже, чем на те старые фильмы, киноклассику, которую мы регулярно повторяем, потому что постоянно на экране должны быть фильмы Тарковского, фильмы Феллини. Вот на них ходят. А на новые картины не ходят. Иногда нас упрекают, что мы не показываем новые фильмы. Самые новые, самые дорогие в силу ряда причин еще не можем показывать. А вот ленты 70-х-80-х годов — там тоже много всего интересного было — мы показываем, но это не вызывает интереса.




Помещение «Иллюзиона» всякий раз поражает воображение: в центре Москвы, с внушительной площадью, в сталинской высотке. Неужели в 90-е не пытались отобрать такой лакомый кусок у Госфильмофонда?

Были попытки, но к тому времени Госфильмофонд, как раз в конце 80-х, заключил контракт с Правительством Москвы на то, что арендует это помещение на 49 лет. Так что у нас еще есть в запасе несколько десятилетий. Конечно, отобрать пытались, помещение в самом центре, причем мы восстановили все — колонны, лепнину. Колонны были бело-серого цвета, стены изменились. Еще у нас снова будут выставки, мы не успели взяться за них, но все будет сделано. Просто руки не доходят, и художника у нас нет. Не можем найти человека, потому что зарплата грошовая здесь у сотрудников, работают только энтузиасты. Трудно очень привлечь людей, которые пришли бы охотно работать.

Что изменилось в «Иллюзионе» после ремонта?

У нас поставили очень хорошую аппаратуру, новейшую – особенно звуковую, два экрана, один поднимается широкий, второй там, внутри. Аппаратура, которая работает со всеми носителями. Теперь мы проводим встречи, особенно такие благотворительные, как фестиваль для детей, которые сами снимают фильмы. Они съехались со всей страны, много больных детей. Такие акции для нас очень почетны. Часто премьеры устраиваются. И, естественно, показ наших картин.
Я вам объясню вот какую вещь. Когда мы только открылись, в первые лет 10, сюда было невозможно попасть. И это нам сильно мешало, очень трудно было работать.



Я тогда ездил по многим странам в такие же кинотеатры при синематеках. Что меня удивляло, так это количество посетителей. Когда мы открылись, я в 1969 поехал в Польшу. У них такой же кинотеатр, тоже небольшой зал в самом центре города находится. Меня пригласили, сказали, что лекцию будет читать Ежи Теплиц – один из лучших историков кино в то время, историков мирового кино. У нас вышли его книги, и не одна причем. Мне интересно было, я читал его книги. Но когда я пришел, в зале было человек 10, он прочитал лекцию минут на 40, потом показали фильм «Гражданин Кейн».

Я просто поразился, спросил, почему же к ним не ходят зрители. Мне ответили: «Вы знаете, это ведь кино на любителя, это же музей, и для нас не имеет значения – будут ходить или нет. Те кто хочет – ходит». И так было по всему миру почти, кинотеатры при сениматеках работают так – народу немного, и хорошо. Домашняя эта атмосфера все-таки. А нам было трудно. Все время поток, все время аншлаги. Одно время было, когда сеансы начинались в 7 утра по воскресным дням и последний был в 9 вечера, заканчивался в одиннадцатом-двенадцатом часу. А здесь, сами знаете, район неудобный для подъезда, метро рядом нет.


Да, только на троллейбусе или пешком от метро.

А тогда троллейбусы здесь не останавливались. Поэтому очень сложно было. И тяжело было работать. А вот сейчас нормально – ходят любители. И одни из наших почитаемых зрителей, верных зрителей, многие из которых ходят со дня основания кинотеатра – это люди, которые ходят сюда, вспоминают свою молодость, детство, когда они ходили сюда на любимые фильмы. У каждого были в то время свои любимые актеры. Приходят они, да. Для них мы и читаем лекции.


Скажите, раз сейчас установили новое оборудование для показа 3D фильмов, будете ли вы включать в репертуар новые картины в этом формате? Кстати, за кем остается финальное слово в принятии решений относительно репертуара?

О репертуаре я всегда принимал решение, со дня основания, эта ответственность лежит на мне. Но мы не гонимся за показом, потому что сейчас нечего показать в этом формате. В 3D просто нет хороших, достойных картин. Единственное, на чем мы остановились и, может, покажем 2-3 сеанса, чтобы и наши детишки тоже посмотрели – «Хоббита». Остальное — все эти мультики, все эти стрелялки – не имеет смысла.




А, например, «Великий Гэтсби» База Лурмана в 3D, может появиться у вас?

Может появиться, в принципе, мы можем договориться. Я не знаю еще, что это будет за картина. Кстати, в середине 70-х годов сняли очень хороший фильм по этому роману. И Роберт Редфорд сыграл там главную роль. А насчет новой версии трудно сказать. Не могу судить о фильме, который еще не вышел. Не хотелось бы использовать 3D для показа халтуры откровенной. Ее, в общем, можно посмотреть в любом кинотеатре.


P. S. Напоминаю, что еще продолжается конкурс, в котором можно выиграть пригласительные в «Иллюзион». Впрочем, посетить этот кинотеатр можно и без «конкурсного» повода, особенно с наступлением теплых деньков, когда прогуляться от «Таганской» или «Китай-города» до Котельнической набережной не утомительно, а вполне приятно. На большом экране классика мирового кино смотрится куда лучше, чем на экране ноутбука или домашнем телевизоре. А в мае в «Иллюзионе» показывают такие ленты как «В шесть часов вечера после войны», «Римские каникулы», «Амадей», «Рассекая волны», «Пикник у висячей скалы» и многие другие.
кинотеатр, Иллюзион, интервью, история, Госфильмофонд  33 комментария 
Комментарии (33)

Новый комментарий...

  • Неудержимо летит время… Эпоха сменилась — и искусство стало неинтересно… Свободному народу оно в массе глубоко до лампочки… увы.
    Жаль, что в ближайшее время я не буду в Москве, с огромным удовольствием заглянул бы в «Иллюзион»…
    Я посещаю иногда один наш местный киноклуб, но на старые фильмы приходит человек 10-15, пожилого возраста в основном…

    ответить

  • 4

    ВНЧ 6 мая 2013, 07:33 пожаловаться всё бы хорошо, но…

    #

    это же музей, и для нас не имеет значения — будут ходить или нет
    Вот и не ходят, потому что организаторам плевать на посетителей.

    В 3D просто нет хороших, достойных картин.
    «Хранитель времени», «Жизнь Пи»… Всё в топку? Без снобизма никак.

    ответить

  • 3

    HiPartez 6 мая 2013, 17:59 пожаловаться

    #

    Без снобизма никак.

    Вот-вот.:(

    ответить

  • 1

    druon 8 мая 2013, 22:49 пожаловаться

    #

    Вот и не ходят, потому что организаторам плевать на посетителей.
    ___
    А Вы там были, чтобы так говорить? Там ВООБЩЕ, АБСОЛЮТНО нет быдловатого молодняка с поп-корном. А быдла нет по причине репертуара, и одно это может считаться самой лучшей заботой о посетителях.

    P.S. «Хранитель времени» и «Жизнь Пи» не более чем зрелищные, качественно сделанные развлекательные фильмы, пусть и от режиссеров, когда-то снимавших настоящее кино

    ответить

  • 1

    ВНЧ 9 мая 2013, 09:12 пожаловаться

    #

    А Вы там были, чтобы так говорить?
    К сожалению, нет. Фраза больше относится к музеям в целом. А в музеях, конечно, бывал.
    А быдла нет по причине […]
    Быдло, попкорноеды, хомячки… Как только знатоки ИСКУССТВА не называют народное большинство. Чтоб поднять уровень образованности и нравственности населения, как раз и надо заманивать людей в такие места.
    не более чем зрелищные, качественно сделанные развлекательные фильмы
    Это плохо? Не хорошие и не достойные картины?

    ответить

  • 6

    audiovideofil 6 мая 2013, 08:06 пожаловаться Владимир Степанович Иллюзион

    #

    О репертуаре я всегда принимал решение, со дня основания, эта ответственность лежит на мне. Но мы не гонимся за показом, потому что сейчас нечего показать в этом формате. В 3D просто нет хороших, достойных картин. Единственное, на чем мы остановились и, может, покажем 2-3 сеанса, чтобы и наши детишки тоже посмотрели — «Хоббита». Остальное — все эти мультики, все эти стрелялки — не имеет смысла.

    Картинка.

    ответить

  • Жизнь Пи — очень красивый, но весьма спорный фильм.
    А вот показать того же Хранителя Времени на большом экране им сам Бог велел… Фильм то ведь Скорсезе это великий поклон искусству Синематографа…

    ответить

  • 1

    audiovideofil 6 мая 2013, 08:44 пожаловаться

    #

    Жизнь Пи — очень красивый, но весьма спорный фильм.
    Плохой и недостойный?

    ответить

  • Почему? Нет, очень даже хороший. Но вот сюжет… Вы помните понятие табу? И античной трагедии? И когда такой проект забабахивают как приключенческий… Вот чэс этим я не согласен.
    Приключения — это тот же славный Кон-Тики…
    И не суть то, что немалая честь фильма Э. Ли сгенерирована на компьютере…
    Фильм хорош как драма, трагедия, но трагедию ведь по сути опопсили, сделали из нее блокбастер… Далее. Трагедия учит. 127 часов учили. Но чему учит Жизнь Пи?..

    ответить

  • 2

    audiovideofil 6 мая 2013, 09:11 пожаловаться

    #

    Не падайте духом. Держитесь, даже если вас что-то испугало. Помните: сила духа — превыше всего. Если хотите выжить, значит, будете жить.

    ответить

  • Помню, в одной из серий X-Fails Малер спрашивал (шутя…) Скалли, смогла ли бы она сделать то, что сделал Пи в фильме… И Скалли тоже полусерьезно сказала что при нередко. условиях человеческий организм готов не все ради выживания…
    сила за духа — это скорее плавания Хейердала или Бомбара…
    пмсм.

    ответить

  • 3

    audiovideofil 6 мая 2013, 09:55 пожаловаться

    #

    Тогда такой вопрос: чему учит «Хоббит»?

    ответить

  • А чему учит хорошая сказка? Добру, верности, дружбе…
    Сказки — это основа пирамиды. Потом уже идут мифы, легенды, фантастика — и вообще вся письменная культура + культура во многом вообще (ибо и устное предание тут тоже именно место быть)…
    Сказка — базис и фундамент приобщения к культуре вообще. пучть порою и незаметный…
    Да, грустно. Нас так быстро приучили есть попкорн и желать только зрелищ…

    ответить

  • 1

    ВНЧ 6 мая 2013, 14:12 пожаловаться

    #

    Добру, верности, дружбе…
    Так этому учат почти все фильмы. И «Железный человек», и «Трансформеры»… Даже «Гриффины» учат семейным ценностям (хоть и с натяжкой). Но «простые» формы сторонники «ИСКУССТВА» почему-то не признают. А чем мультики-то не угодили?

    ответить

  • 1

    OGGRANT60 8 мая 2013, 04:07 пожаловаться

    #

    Ну по логике для Иллюзиона подходит только анимация в духе «Трио из Бельвиля», работы Миядзаки, Мэри и Макс наверное подошли бы. Но из интервью я так понимаю, что и это слишком мейнстримово для директора.

    ответить

  • 4

    zebr1611 6 мая 2013, 09:47 пожаловаться

    #

    Грустное интервью. Автору и Владимиру Степановичу спасибо.

    ответить

  • 1

    Wolf Wolfshtaine 6 мая 2013, 13:15 пожаловаться

    #

    А подскажите, они показывают, предположим, первые работы Тарантино или Сидни Люмет?

    ответить

  • 2

    audiovideofil 6 мая 2013, 13:54 пожаловаться

    #

    Данные с официального сайта:

    Найдено: 0 записей по фразе
    Фраза: Тарантино

    Найдено: 0 записей по фразе
    Фраза: Сидни Люмет

    ответить

  • Жаль конечно, но спасибо за ссылку на офф. сайт.

    ответить

  • 2

    audiovideofil 6 мая 2013, 14:09 пожаловаться

    #

    Ещё не факт, что оффсайт является базой данных всего того, что было и будет показано в «Иллюзионе»… Может, Вам стоит написать им письмо?)

    ответить

  • 1

    H-fun-K 6 мая 2013, 15:59 пожаловаться

    #

    Прочитал интервью и то ли упустил, то ли не сказано нигде, как фильмы раньше показывали то: с субтитрами, озвучкой или дублированные?
    А сейчас?

    ответить

  • 1

    druon 8 мая 2013, 22:53 пожаловаться

    #

    До закрытия на ремонт показывали дублированные (обычно ненавидимым мною советским дубляжем, т. е. фильмы, бывшие в сов. прокате) и в озвучке (например, «Профессия: репортер» там смотрел в женском весьма любительском переводе начала 90-х).

    ответить

  • H-fun-K 9 мая 2013, 10:55 пожаловаться

    #

    Спасибо!
    Странно, почему кинотеатр такого плана не перешел на субтитры…

    ответить

  • 3

    HiPartez 6 мая 2013, 17:57 пожаловаться

    #

    В 3D просто нет хороших, достойных картин.

    Неужели Владимир Степанович не занет о Хранители Времени? Настолько искреннее признание в любви старому кинематографу, да ещё и снятое с таким размахом.

    ответить

  • 1

    esox12 8 мая 2013, 02:36 пожаловаться

    #

    Быть может оно и так, но наше кино сильнее восхищает, как например неоспоримый фильм Германа «Хрусталёв машину!», которому Мартин Скорсезе не выдал приз на фестивале, заявив что он этот фильм «Не понимает».

    Как будто фильмы нужно в первую очередь понимать — для меня в первую очередь нужно прочувствовать всё происходящее на экране.

    ответить

  • 2

    Vaideska 6 мая 2013, 19:13 пожаловаться

    #

    Спасибо за интервью! Все же хорошее напоминание или знакомство с таким интересным кинотеатром. Обязательно схожу в ближайшее время =)

    ответить

  • 1

    Nlkk86 7 мая 2013, 02:24 пожаловаться

    #

    Испугался сначала, подумал Бил Мюррей так постарел)))

    ответить

  • 2

    audiovideofil 7 мая 2013, 07:23 пожаловаться

    #

    Картинка.

    ответить

  • 3

    DM7 7 мая 2013, 22:11 пожаловаться

    #

    Мне кажется Владимир Степанович слишком консервативно настроен, с таким репертуаром ну уж никак не завоюешь признание современной публики. Как будто шедевры снимались только пятьдесят лет назад, в наше время их ничуть не меньше, вот только отыскать их стало сложнее.

    ответить

  • OGGRANT60 8 мая 2013, 04:11 пожаловаться

    #

    Да вполне можно показывать что-то хорошее из недалекого прошлого: Амели, Господин Никто или что-то чуть постарее… «Бразилию» Гиллиама, например.

    ответить

  • druon 8 мая 2013, 22:55 пожаловаться

    #

    Такого рода фильмы (ну, может, не «Бразилию») показывает Киноцентр на Пресне

    ответить

  • 1

    esox12 8 мая 2013, 02:30 пожаловаться

    #

    Великолепная статья из двух частей. И даже познавательная, т. к. открыла для меня много разных мне неизвестных личностей из мира кино того времени и благодаря прекрасным словам уважаемого Владимира Степановича (которому так и охота по возможности пожать руку), мне захотелось увидеть эти фильмы на большом экране.

    Особо хотелось отметить его мнение о современной молодёжи, которой искусство не нужно в большей степени, а не потому, что наши киноделы разучились снимать достойное кино.
    И про телевидение тоже по делу выразились, будто мои мысли прочитали, правда не все фильмы по ТВ могут быть плохими (ИМХО). .. Большинство именно так, но не всегда.

    И про любителей кино, которым не плевать тоже лихо подмечено — говорю как любитель, принадлежащий к современной молодёжи (мне 20 лет) и мне после ваших слов стало куда сильнее стыдно, что я принадлежу такому вот бестолковому поколению, которое не понятно куда катится.

    Хорошо, что есть кино и искусство и хорошо, что есть такие статьи, которые так и хочется ждать для того, чтобы просто приятно провести время, да и для души полезно.

    ответить

  • 4

    OGGRANT60 8 мая 2013, 04:26 пожаловаться Кинотеатр мечты

    #

    В таком бы зале, да старую классику фантастики (допустим Т-1 последний по году), да исторические вещи (Бен Гур, Клеопатра, Спартак) да про спорт (Гран При) ретроспективы устроить. Вот там бы и залы можно было наполнить, пропиарив вконтакте, на КП, даже платить чуть больше работникам (туда на среднюю зарплату пришли бы как раз энтузиасты молодые, любители жанра). Можно было создать в хорошем смысле тусовку. Киновед из статьи хорош как хранитель традиций, но он же тащит кинотеатр на дно узким репертуаром. При грамотном подходе там можно собирать полные залы и снова сделать так, чтобы билетик не достать было.

    ответить

 
Добавить комментарий...