• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Гори, Голливуд, гори!
 



Живописная «Самсара» как пример «чистого кино»

18.03.2013 22:27 • 12 комментариев

4 апреля на экраны выходит необычный фильм «Самсара», представляющий собой современное осмысление понятия «чистое кино». Захватывающие документальные кадры складываются в причудливую мозаику без сюжета, но с определенными — и очень легко считываемыми — смыслами.



Для начала — небольшой экскурс в историю. Понятие «чистое кино» появилось во Франции в 20-х годах XX века. Свои истоки оно частично берет из концепции «искусство ради искусства», которая, к слову, к концу XIX практически сошла на нет, но оставила после себя заметное влияние. Эта концепция подразумевала «очищение» искусства от влияния внешнего мира. Так и сторонники «чистого кино» старались убрать из своих произведений все лишнее. Они считали, что в кинематографе должно остаться по минимуму сюжета и привязки к литературе и делали упор на визуальные и звуковые элементы, используя эффекты вроде быстрой смены планов, искажения изображения, замедленной и убыстренной съемки, динамичного монтажа. Эстетика «чистого кино» была неразрывно связана с течением дадаизма.

Впервые термин «чистое кино» употребил режиссер Анри Шометт, выпустивший в 1926 году короткометражку под названием «Пять минут чистого кино» (ее, кстати, можно посмотреть у нас на сайте). Единомышленниками Шометта были Рене Клер, Фернан Леже и другие.

Один из самых известных примеров «чистого кино» – «Механический балет» Фернана Леже и Дадли Мерфи. Как говорится в начальных титрах 16-минутного немого фильма, это «первый фильм без сценария». Говорят, на восприятие мира Леже повлиял его армейский опыт – режиссер участвовал в I Мировой войне. Может быть, именно отсюда некоторая истеричность и напряженность его фильмов?

Еще один пример – «Диагональная симфония» немецкого режиссера Викинга Эггелинга.



На фоне черного фона появляются геометрические фигуры, которые начинают причудливо изменяться, пропадать и появляться. Что хотел этим сказать режиссер – неизвестно. Да и можно ли требовать от абстракциониста однозначных толкований?

Гораздо более масштабным примером «чистого кино» является фильм «Берлин: Симфония большого города» режиссера Вальтера Руттманна. На час с небольшим зрители погружаются в жизнь города, видят только его – улицы, дома, площади. Берлин – главный герой этого фильма и единственный актер, играющий самого себя.

Уже с 30-х гг. XX столетия «чистое кино» стало терять свою популярность. Однако до конца оно не исчезло. Один из последних примеров кино такого типа является созерцательная «Самсара» режиссера Рона Фрике и продюсера Марка Магидсона.

В «Самсаре» акцент сделан на невероятном качестве изображения: фильм снимали на пленку формата 70мм и затем оцифровывали изображение передовыми сканерами. Чистота и яркость картинки завораживают сами по себе, а в сочетании с красотой объекта съемки и ритмичной музыкой способны ввести зрителя в подобие транса.



За полтора часа авторы «Самсары» показывают зрителю мир таким, каким он его вряд ли бы увидел. Если храмы Мьянмы с высоты птичьего полета, национальные танцы или природные красоты еще можно ухитриться посмотреть лично, то до магазина необычных гробов — в виде самолетов, машин, рыбок — доберется, наверное, редкий турист. А простые, почти статичные кадры рассказывают историю лучше любых «говорящих голов». Этот магазин находится в Гане и стал своеобразной легендой. Зритель видит семью, оплакивающую молодого человека и наблюдает за его похоронами. Юношу символично хоронят в гробу в форме револьвера.



Вряд ли смогут добраться обыватели и до оружейной фабрики, и до тюрьмы на Филиппинах, и до предприятия по переработке старой техники, и до японской фабрики по производству роботов-клонов. Фильм не зря называется «Самсара», то есть круговорот рождения и смерти, в нем закольцованы многие понятия. Только что мы видели, как человеческие руки перебирали патроны на фабрике по производству оружия, как собирали пистолет, и скоро в кадре появляется американский офицер, чье лицо обезображено «благодаря» войне.



Технологический прогресс приводит к необходимости постоянно перерабатывать тонны мусора, ведь техника быстро устаревает, а человек потребляет все больше. Эти нехитрые тезисы проиллюстрированы выразительными кадрами свалок, трущоб и блоков из спрессованных материнских плат.

В «Самсаре» есть много удивительных по красоте кадров, как, например, вот этот, снятый в школе боевых искусств.



Отдельного упоминания стоит нечеловеческой красоты съемка обхода паломников вокруг Каабы во время хаджа. Кстати, религия, наряду с последствиями прогресса и насилием, является одним из лейтмотивов фильма.



«Самсару» сложно назвать подлинно «чистым кино», так как сюжеты, пусть статичные, но весьма яркие, и четкое авторское высказывание все-таки доминируют в нем над способом съемки и приемами вроде необычного монтажа.

Интересно ли вам «чистое кино», без главных героев и закрученного сюжета? Смотрели ли вы предыдущие фильмы Рона Фрике и Марка Магидсона — «Барака» и «Хронос»?
чистое кино, история кино, документальное кино  12 комментариев 
Комментарии (12)

Новый комментарий...

  • 5

    ВНЧ 19 марта 2013, 07:29 пожаловаться акын: что вижу, о том пою

    #

    Интересно ли вам. ..? Смотрели ли вы. ..?
    Нет. Нет. Какая бы красивая ни была картинка, без сюжета интерес пропадает минут через 15. Уж насколько «Цирк ДюСолей» красиво снят, и то из-за минимального сюжета под конец уже притомляет (если бы не музыка). А если «Самсара» может ввести в транс, то 100% дал бы храпака.

    ответить

  • 3

    GrDemetriy 19 марта 2013, 11:06 пожаловаться

    #

    «Цирку ДюСолей» до фильмов «Самсара» и «Барака» как до луны.

    ответить

  • 4

    cinemasapien 19 марта 2013, 07:55 пожаловаться

    #

    Да, интересно. Тем более не просто «видовые» фильмы, а со смыслом, такие как «Барака», «Самсара», жаль что такого кино очень мало. Есть более «тяжелое» кино в этом жанре, например, трилогия Годфри Реджио, может кого заинтересует.

    ответить

  • 2

    lehmr 19 марта 2013, 09:11 пожаловаться

    #

    Лично мне Фрике заметно больше Реджио понравился. Хотя «Хронос» довольно вторичен и использует режущее нынче глаз «механическое» slo-mo. А вот «Барака» сделана абсолютно безупречно и на психику очень мощно воздействует. «Самсару» надо глянуть обязательно, как-то упустил. Спасибо.

    ответить

  • 5

    Jedi Aragorn 19 марта 2013, 09:43 пожаловаться

    #

    Вот вчера только посмотрел «Кояанискатси» и «Поваккатси» Годфри Реджио. В этих «чистых фильмах» оператором как раз был Рон Фрике. Вот такая вот интересная новость для меня.
    Просмотрев «Кояанискатси», я понял, что фильмы подобного формата будут мне по душе. Сила кадров отменно действует на сознание, как я понял. И это не может не радовать.
    Если будет такая возможность, то «Самсару» посмотрю.

    ответить

  • 4

    MShummi 19 марта 2013, 12:31 пожаловаться

    #

    Мне лично интересно смотреть такие фильмы, тем более что их немного. Во время просмотра, ты действительно как-будто погружаешься в транс и остаешься наедине со своими мыслями. Особенно здорово, когда такие фильмы выглядят красиво.

    ответить

  • 1

    taraskaidan 19 марта 2013, 17:07 пожаловаться

    #

    От «Человека с кинокамерой» я был в восторге. Особенно с саундтреком The Cinematic Orchestra.

    ответить

  • Carmina Burana 19 марта 2013, 17:13 пожаловаться

    #

    не смотрела, но все фильме в моих списках для просмотра, как доберусь, обязательно посмотрю, давно уже были любопытны эти картины

    ответить

  • 1

    Очиров Очир 19 марта 2013, 23:10 пожаловаться Живописная «Самсара» как пример «чистого кино»

    #

    Сансара или самсара (санскр., sasra IAST «переход, череда перерождений, жизнь») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».
    Сансара — одно из центральных понятий в индийских религиях — индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. Каждая из этих религиозных традиций даёт свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ, сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма, сансара рассматривается как результат невежества о своём истинном «Я», невежества, под влиянием которого индивид, или душа, принимает временный и иллюзорный мир за реальность. При этом в буддизме не признаётся существование вечной души и через цикл сансары проходит временная сущность индивида.
    Концепция цикличного существования сансары преподавалась многими буддийскими учителями. Важными элементами в понимании концепции сансары является знание о шести мирах, осознание цикличности бытия и достижение просветления (состояния будды).
    Бхавачакра (санскрит: Bhavacakra; деванагари: ; пали: bhavacakka, «колесо взаимозависимого происхождения», «колесо сансары», «колесо жизни»). Колесо бытия (тиб. srid pa’i «khor lo) — воплощение сансары в буддистском представлении, в форме круга (мандалы), буддийское учение о причинности (пратитья-самутпада), которое Будда постиг под древом бодхи. Изображённое на мандале колесо трактуется как двенадцатичленная формула бытия, включающее в себя помимо символического изображения 12 звеньев взаимозависимого происхождения также пять местопребываний буддийской космологии и другие астрологические или космологические структуры.

    ответить

  • 2

    bamark 20 марта 2013, 10:16 пожаловаться

    #

    Я очень люблю Бараку, а еще Пепел и снег. Не знал, что есть такой жанр, но теперь у него есть еще один поклонник)

    ответить

  • Langolyer 20 марта 2013, 18:36 пожаловаться

    #

    Да, великолепное кино, понравилось гораздо сильнее мертвых «Катси».

    ответить

  • sfajrat 22 мая 2013, 16:41 пожаловаться

    #

    очень понравился. хорошо что застал ещё в кино сегодня:-)

    ответить

 
Добавить комментарий...