Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Оказаться «Не в том месте, не в то время»

03.03.2013 23:11 • 10 комментариев

Всего одна случайность может привести к тому, что вы окажетесь «не в том месте, не в то время». Эти связи и случайности исследовал Джон Аппель в своем фильме, посвященном жертвам теракта в Норвегии в июле 2011 года, когда Андерс Брейвик сначала устроил взрыв в центре Осло, а потом отправился в молодежный лагерь на острове Утойя и застрелил 69 человек. «Не в том месте, не в то время» был показан в Москве в субботу, 2 марта, в рамках дней IDFA.

О фестивале IDFA — Международном фестивале документального кино в Амстердаме — нам недавно рассказывала его основатель и директор Алли Деркс.

Авария на дороге, виновником которой стал пьяный водитель, может спасти жизнь – из-за пробки вы опоздаете к началу рабочего дня и не будете в офисе в тот момент, когда прогремит взрыв. Простое решение пойти в прачечную перед тем, как зайти в офис – и вы оказываетесь в эпицентре взрыва. Боязнь воды и нежелание учиться плавать стали роковыми для грузинской девушки Тамты: она стала последней, кого на острове Утойя застрелил Андерс Брейвик, прежде чем его схватила полиция. Все друзья девушки укрылись в воде, Тамту же настигли два выстрела в спину.


«Не в том месте, не в то время»

«Может быть, если бы она осталась в Грузии, она все равно бы умерла, просто по-другому. От судьбы не уйдешь», — верит Лейла, мать Тамты. Ее муж Автандил другого мнения: если бы дочь не поехала в Норвегию в молодежный лагерь, осталась бы жива. Подруга Тамты, Натия – одна из тех, кому удалось спастись. Она, не найдя Тамту, укрылась рядом с берегом, в воде. Девушка корит себя за то, что потеряла подругу из виду перед тем, как началась паника: будь Натия рядом, Тамта пересилила бы страх и зашла бы в воду.

Тысячи маленьких случайностей ежедневно влияют на нашу судьбу, и «Не в том месте, не в то время» увлекательно представляет зрителю несколько захватывающих и жизненных историй, случившихся в один день – 22 июля 2011 года. Это почти документальный «Пункт назначения», только здесь нет ни слова выдумки. Голландец Джон Аппель давно хотел сделать фильм о совпадениях – без какой-то конкретной темы, чтобы фильм сам развивался благодаря цепочке событий. Однако на глаза ему попались новости, где говорилось о событиях в Норвегии. Две недели раздумий – и документалист отправился на поиски героев. Некоторых нашел почти сразу, а других – например, Натию и девушку из Уганды Риту, — только благодаря счастливым совпадениям.


Джон Аппель

Немного о самом режиссере: Аппель снимает документальное кино как оператор и режиссер с 1987 года. За это время он уже снял более 30 фильмов для кино и телевидения в качестве режиссера, и более 50 – в качестве оператора. В 1999 году Аппель получил престижную награду на фестивале IDFA за фильм Andre Hazes, She Believes in Me, самый успешный голландский документальный фильм, когда-либо выпущенный в прокат.

КиноПоиск расспросил Джона Аппеля о том, как он работал над проектом и о том, что для него значит фестиваль IDFA, проходящий в эти дни в Москве. Кстати, свой фильм Джон представил в Москве лично, с охотой отвечая на вопросы из зала после сеанса.

- Какую структуру вы выбрали для фильма и почему?

- Мне не хотелось делать реконструкцию. Ведь фильм лишь частично о самой трагедии, его основная тема – совпадения, судьба, и то, как люди относятся к этим категориям. Каждый из героев не должен был оказаться в месте теракта в этот день, в это время, но по какой-то несчастливой случайности очутился именно там, именно в этот момент времени. И они либо стали жертвами, либо им удалось спастись. Фильм еще и о том, насколько тонкой бывает грань между жизнью и смертью, если мы говорим о трагедиях, подобных этой. Конечно, о событиях самого теракта герои тоже рассказывают, но это не главная составляющая.

- Какое из совпадений, которые вы обнаружили в процессе работы, поразило вас больше всего?

- Многие жертвы были не из Норвегии, а из других стран. Среди моих героинь – девушки из Ирака, Уганды, две подруги из Грузии. История двух грузинских девушек меня особенно интересовала. Это была их первая поездка за границу, они были не разлей вода, и в одной и той же ситуации одной повезло, а другой нет. Почему? Родители погибшей девушки относятся к произошедшему абсолютно по-разному, это меня очень удивило. Они по-разному воспринимают смерть дочери, по-разному справляются с горем. Это было удивительно.

- Легко ли было уговорить родственников и жертв сниматься в фильме? Ведь вы начали работать над ним всего через несколько недель после трагических событий.

- Да, было непросто. Но я сумел объяснить, для чего я снимаю это кино. Я сказал им, что съемки могут стать для них своеобразной терапией, помогут преодолеть боль и ужас. Тогда — именно в терапевтических целях – многие согласились. Все боялись, что я буду снимать «сенсационное расследование», ведь тема очень специфическая – трагедия, приведшая к гибели десятков молодых людей. Но я убедил своих героев, что не гонюсь за сенсациями. Тогда они открыли мне свои истории.


«Не в том месте, не в то время»

- Фильм, наверняка, потребовал значительного бюджета: вы снимали в Норвегии, в Грузии, в Голландии, искали героиню в Уганде. Легко ли были найти финансовую поддержку этому проекту?

- Так получилось, что еще до самой трагедии я уже получил финансирование на свой проект о совпадениях и судьбе. У меня была довольно общая тема, но не было конкретного сценария. Так как у меня отличная «кредитная история», продюсеры знают, что из абстрактной идеи я могу создать вполне конкретный фильм. Я часто так работаю. Поэтому когда я узнал о событиях в Норвегии, я мог начать работу над фильмом сразу же, без стандартного написания сценария и поиска финансирования. Хотя даже для Голландии это довольно экстраординарная ситуация.

- Премьеры ваших фильмов всегда проходили на фестивале IDFA. Мы буквально вчера разговаривали с Алли Деркс, директором фестиваля, и она рассказывала, как много зрителей приходит на показы документального кино в рамках IDFA. Почему, как вам кажется, они вызывают такой интерес в Голландии?

- В Голландии вообще популярны культурные мероприятия. А IDFA – это большое событие, о котором все знают. Оно проходит в конце ноября, а значит, уже царит предпраздничная атмосфера, люди ждут Рождества, в общем, настроение соответствующее. IDFA действительно собирает очень много зрителей и кинематографистов в одном месте. Очень приятно смотреть документальное кино с 600 зрителями, в переполненном зале. Ощущения совсем иные, когда смотришь фильм с 3-4 людьми. Думаю, успех IDFA связан с тем, что это большое, уже очень известное мероприятие с качественной программой, и люди знают, что могут прийти, пообщаться, выпить после фестиваля с друзьями в кафе. Если тот же фильм из программы IDFA показать спустя несколько дней после фестиваля отдельно, на него вряд ли вообще придут люди. Даже фильмы, получившие приз зрительских симпатий, никто не придет смотреть.


Рита была на втором месяце беременности, когда поехала в молодежный лагерь в Норвегии. Она спаслась, спрятавшись в туалете вместе с норвежцем и девушкой из Ирака.

- А что для вас значит IDFA?

- Я живу в Амстердаме, и все мои фильмы были впервые показаны на этом фестивале, что очень приятно. Премьеры на IDFA — это всегда много зрителей, много внимания со стороны коллег и прессы. Два раза мои фильмы — в том числе «Не в том месте, не в то время» — открывали фестиваль, а это большая честь. Для меня не так важно представлять свой фильм, например, на Берлинском кинофестивале, ведь мои друзья и коллеги не поедут в Берлин, чтобы его увидеть. А здесь, в Амстердаме, его сразу увидят и зрители, и профессионалы.

- Какими, на ваш взгляд, качествами должен обладать хороший документальный фильм?

- Прежде всего, хорошая история. В сюжете должно быть развитие. Конечно, яркие персонажи, за которыми интересно наблюдать. Это очень важно для меня. И, думаю, режиссерский почерк очень важен. У фильма должен быть индивидуальный стиль, что-то, что можешь сделать только ты, как личная подпись автора.

- Каким будет ваш следующий проект?

- Меня по-прежнему занимает тема совпадений. Хотя «Не в том месте, не в то время» затрагивает эту тему, он не посвящен ей полностью. Я хочу сделать фильм, состоящий исключительно из совпадений, в буквальном смысле слова. Никакого конкретного предмета, ничего преднамеренного, только стечение обстоятельств. Я даже не могу предположить, где я начну его снимать. Это должно случиться само. Кто знает, может быть, я начну снимать его в Москве?

Дни IDFA в Москве продолжаются, 4 марта — завершающий день фестиваля. Фильмом закрытия станет «Я дышу» — видеозавещание молодого архитектора, страдающего редким недугом под названием болезнь Шарко. Пока болезнь постепенно ведет к параличу, главный герой не унывает и рассказывает в видеоблоге о себе, чтобы маленький сын смог узнать историю своего отца.
документальное кино, фестиваль, IDFA, Москва  10 комментариев 
Комментарии (10)

Новый комментарий...

  • 2

    audiovideofil 4 марта 2013, 06:27 пожаловаться «Не в том месте, не в то время»

    #

    Судьба — это очередная банальная выдумка человеческого разума, облегчающая как само существование человека, так и его восприятие происходящего вокруг. Увы.

    ответить

  • 1

    Aequus Libra 4 марта 2013, 15:01 пожаловаться

    #

    Люди не познавшие себя и свое бесстрашие всегда будут отрицать Бога и судьбу, легко жить без религиозных рамок и только иногда выходить за рамки когда это требуется, ведь каждый шедевр находиться в рамке. Отсутствие рамок — вам кажется свободой, свобода — чья мораль задает общество которое во круг, общество диктует людские приоритеты и ценности, чем грязнее общество тем свободнее, по истории только два города обладали полной свободой Содом и Гоморра. я хочу чтоб мой портрет был в рамке, а не валялся где нибудь в переулке, грязный и затоптанный обществом. Кем легче управлять стаей волков со своими запретами и ценностям или стадом «баранов» для которых осталось только две ценности плодиться и размножаться. а так в общем все путем=)))

    ответить

  • audiovideofil 4 марта 2013, 16:09 пожаловаться

    #

    а так в общем все путем=)))
    Всё — пустота, заполненная нашим разумом.
    Отрицать — значит признавать отрицаемое.
    Признавать — значит ошибаться в признаваемом.
    Ошибаться — значит отрицать ошибки.
    Отрицать — значит отрицать отрицаемое.
    Всё — пустота, заполненная нами.

    ответить

  • 2

    Aequus Libra 4 марта 2013, 17:57 пожаловаться

    #

    Всё — пустота, заполненная нами. а хлеб всему голова!)
    значит создали пустоту и заполнили ее вами))

    ответить

  • 2

    audiovideofil 4 марта 2013, 19:06 пожаловаться

    #

    значит создали пустоту и заполнили ее вами))
    Нет никаких «они». Пустоту (которая ни есть, ни нет) своим сознанием мы заполняем сами, вместо того, чтобы её постигать.

    P.S.
    Хлеб всему голова? — Как же! Хлеб — хозяин, закуска — гость.

    ответить

  • 1

    Aequus Libra 4 марта 2013, 20:26 пожаловаться

    #

    раз вы так говорите о пустоте, значит вы человек который ее постигает и вы не одни, часть людей в этой пустоте видят какой то замысел творца, а часть как вы видят подобие философских непонятных изречений о том, что нет никого замысла. что вы курите?!))
    Пустоту (которая ни есть, ни нет) своим сознанием мы заполняем сами как так в этой огромной пустоте до фига и без нас разных тел, один упал на Челябинск))
    «- Какая прекрасная живопись. Скажите, кто это написал? Кто автор?
    - Как кто? Никто. Лежал себе чистый холст, а над ним полка с красками. Они случайно опрокинулись, разлились, и вот вам результат.
    - Зачем же так шутить? — засмеялся человек. — Ведь это невозможно: прекрасная работа, точные линии, мазок и сочетания оттенков. За всем этим великолепием чувствуется и глубина замысла. Без автора в таком деле не обойтись!
    Тогда мудрец улыбнулся и сказал:
    - Вы не в состоянии поверить, что эта небольшая картина возникла случайно, без предварительного замысла создателя. И хотите, чтобы я поверил, что наш прекрасный мир с лесами и горами, океанами и долинами, со сменой времен года, волшебными закатами и тихими лунными ночами возник по воле слепого случая, без замысла Творца?»
    Концепция единобожия в жизни позволяет наслаждаться каждым моментом, не отвлекаясь на сопоставление и сравнение.

    ответить

  • 1

    audiovideofil 4 марта 2013, 21:20 пожаловаться

    #

    Я веду здоровый образ жизни. Чего и Вам желаю.

    ответить

  • 1

    Aequus Libra 4 марта 2013, 21:22 пожаловаться

    #

    спасибо за такое пожелание, сейчас редко хорошего пожелают.

    ответить

  • 2

    ZELMIRA 4 марта 2013, 20:21 пожаловаться

    #

    ох, как хотелось бы, чтобы подобные вещи оставались исключительно в кино, не имея места в реальности…

    ответить

  • 1

    sfajrat 5 марта 2013, 11:58 пожаловаться

    #

    c удовольствием бы посмотрел. интересна и тема совпадений и Утойи

    ответить

 
Добавить комментарий...