Гори, Голливуд, гори!
 



В Москву приезжает «документальный Канн»

02.03.2013 13:38 • 3 комментария

IDFA — International Documentary Festival of Amsterdam — это своеобразный «Каннский кинофестиваль» для документального кино. Самый престижный, самый крупный, самый «премьерный». При этом достаточно молодой — в прошлом году IDFA праздновал 25-летие. За четверть века из небольшого мероприятия с 40 делегатами фестиваль стал главным событием для режиссеров, продюсеров и дистрибьюторов, занимающихся жанром non-fiction. 3500 профессионалов посещают IDFA каждый год, 3000 заявок на участие приходит в отборочную комиссию. Теперь все, кто связан с документальным кино, мечтают оказаться в конце ноября в Амстердаме, чтобы посмотреть самые свежие фильмы, посетить мастер-классы известных режиссеров, найти партнеров и финансирование для собственного проекта. Каждый год за 10 дней продается около 210 000 билетов на показы IDFA. Для сравнения, на Берлинском кинофестивале, с его обширной программой и обилием звездных премьер, в этом году было продано 303 000 билетов.

Со 2 по 4 марта IDFA гостит с несколькими фильмами в Москве, в Центре документального кино. По традиции, за каждым показом следует дискуссия, ведь одна из целей фестиваля — волновать зрителей, заставлять их увидеть реальность под новым углом, размышлять об увиденном и высказывать собственное мнение.


Алли Деркс, основатель и директор IDFA

КиноПоиск побеседовал с Алли Деркс, основателем и бессменным директором фестиваля, о том, что такое авторское документальное кино и какие тенденции можно обнаружить в фильмах последних лет.

- Для IDFA вы стараетесь отбирать авторское документальное кино, расскажите, что это такое?

- Проще сказать, что авторской документалистикой не является! Мы стараемся отбирать фильмы, в которых ярко использован язык кинематографа, в которых легко увидеть авторский почерк. Это картины, отражающие персональный взгляд режиссера на реальность. Их задача не поиск правды или некой истины, а выражение мнения кинематографиста, его мировоззрения. Этим авторская документалистика отличается от журналистики.


Фильм открытия дней IDFA в Москве — «Положение среди звезд», реж. Леонард Ретель Хельмрих

Важно все — способ подачи истории, визуальный стиль, выбор главных героев, монтаж, музыка. Содержание и стилистика должны быть уравновешены. Нам не интересны «говорящие головы», которые рассказывают о том, что произошло, нам интересна точка зрения режиссера и язык кино, с помощью которого он ее выражает.


- Можете назвать самые необычные по форме, самые инновационные документальные ленты последних лет?

- Одну из них вы увидите в Москве, в день открытия! Это фильм Леонарда Ретеля Хельмриха «Положение среди звезд» [Это заключительная часть эпической трилогии о традиционной индонезийской семье, столкновении жизненных укладов и переменах в Индонезии в эпоху глобализации — прим. КиноПоиска]. Вообще, его фильм состоит из трех частей и мы покажем только заключительную, но ее стоит увидеть, чтобы понять, о чем я: операторская работа, кастинг — все в этом фильме сделано потрясающе и все отражает персональную точку зрения режиссера. Он хорошо знает Индонезию, и него есть собственное мнение по поводу происходящих событий.


«Положение среди звезд», реж. Леонард Ретель Хельмрих

Еще один голландский фильм, который мы, к сожалению, не показываем в Москве, это картина Бориса Герретса, снятая полностью на мобильный телефон. Операторская работа там, кстати, удивительная, а подача истории совершенно меняется благодаря способу съемки, ведь, снимая на телефон, вы совершенно на другом уровне взаимодействуете с главными героями.

Ну и, конечно, лауреат «Оскара» этого года — «В поисках Сахарного человека» — отличный пример авторского, творческого подхода. В этом фильме сразу несколько сюжетных линий, которые в финале соединяются, в нем много слоев, много тем — он и о музыке, и об апартеиде, и о великолепном музыканте, к тому же, это практически детектив.

Хороший документальный фильм должен волновать так же, как и игровая лента. Люди, покупая билет на фестивальный показ, платят 10-11 евро, и моя цель — сделать так, чтобы картина доставила им удовольствие, заставила задуматься о реальности, вызвала смех, слезы, другие эмоции. После каждого показа мы всегда обсуждаем кино: время на дискуссию обязательно заложено в программе. Нас интересует мнение зрителей как о самом фильме, так и его теме. Конечно, далеко не всегда аудитория приходит к согласию, но уже возможность дискутировать, спорить, общаться — большое преимущество нашего фестиваля.




- В России современное документальное кино довольно редко добирается до кинотеатров, разве что недавно в ограниченном прокате можно было увидеть фильм «Самозванец»...

- Кстати, отличный фильм!

- Да, фильм замечательный. А как в Голландии обстоит дело с прокатом документального кино уже за пределами фестиваля?

- Конечно, непросто. Кинотеатры показывают огромное количество игровых лент, и уже на этом этапе конкуренцию выдерживают не все, многие фильмы выходят только на DVD, минуя большой экран. Документальному кино еще сложнее. Во время фестиваля мы ощущаем огромный интерес, билеты раскупаются и в залах аншлаги, но вне фестиваля документальное кино в кинотеатре практически не увидишь. Но мы организуем своеобразные «гастроли» нашего фестиваля и в течение года посещаем около 60 кинотеатров по всей стране с программой из семи лент. На эти «гастроли», во многом благодаря бренду IDFA, билеты всегда раскуплены заранее.

Так что, в целом, в Голландии, в Европе, дела с прокатом документальных лет обстоят не так уж хорошо. Но если сравнить ситуацию сегодня с тем, что было 25 лет назад, когда мы только начинали... Четверть века назад в кинотеатрах его вообще не было! Прогресс есть, хоть и небольшой.


- Вы работаете с фестивалем уже 25 лет, за это время вы видели множество картин. Куда движется документальное кино сейчас, какие новые веяния вы заметили в последние годы?

- Настоящая инновация — интерактивное документальное кино. Фильмы, сделанные для Интернета и через Интернет, когда люди могут обсуждать фильм онлайн, вносить в него самостоятельно новые эпизоды. Был проект Man with a Movie Camera: The Global Remake — когда люди по всему миру по кадру переснимали классический фильм «Человек с киноаппаратом» 1929 года. Есть еще один интерактивный проект, который создается на палестинской и израильской территориях: жители «по разные стороны баррикад» фиксируют на камеру свой быт и 24 часа в сутки вы можете видеть, что происходит на каждой из сторон конфликта.


Man with a Movie Camera: The Global Remake

Что касается тем, то всегда много фильмов посвящены войне, миграции, бедности, расизме. К эти болевым точкам кинематографисты возвращаются из года в год. Всегда есть несколько фильмов-портретов о выдающихся людях. Надо помнить, что документалистика — не просто способ выразить себя, свою точку зрения, но еще и фиксация на пленке или цифре нашего века, нашей эпохи, ведь потом с помощью этих фильмов будущие поколения смогут узнать что-то о том, как мы жили.

Еще одна тенденция — документальные фильмы все больше похожи на игровые, они строятся по законам жанра. В каждом есть развитие, одни из них похожи на триллеры, другие на детективы, как «Самозванец», третьи — на романтические комедии. Кинематографисты стараются сделать свои истории как можно более захватывающими, живыми. Огромное внимание уделяется музыке. На мой взгляд, фильмы становятся все лучше и лучше.


- И последний вопрос. Одна из программ, которую вы показываете в Москве, — это Kids&Docs. О чем снимают документалисты для детей? Как детей в Голландии учат смотреть документальное кино?

- В Голландии очень сильны традиции детского кино — как игрового, так и документального. Нам кажется, что сейчас, когда дети столько времени проводят перед телевизором и компьютером и потребляют огромное количество информации, особенно важно научить их различать — что выдумка, а что реальность. Они учатся критически воспринимать то, что им предлагает медиа, учатся понимать, как зрителем могут манипулировать. Например, мы задаем такой вопрос: как определить, что это документальное кино, а не игровое? Мы просим детей написать рецензию на просмотренный фильм.

Каждый фильм, который мы показываем в детской программе, сопровождается материалом «для работы в классе» — вопросами для обсуждения, заданиями для творческой работы. Часто режиссеры приезжают в школы, чтобы рассказать о процессе создания своей картины. Дети обожают эти занятия! Мы также просим ребят предложить свои идеи для документального фильма и отбираем 10 лучших, которые стараемся реализовать с помощью режиссеров. Надо сказать, дети гораздо проще относятся к самым больным темам, например, они предлагают снять фильм о том, как развелись родители, или об умершей бабушке, или об отце-алкоголике. Нам очень помогает телевидение, поэтому некоторые из этих идей действительно оказываются воплощены в жизнь, и тогда мы показываем уже новые ленты, созданные по заказу самих детей, в школах.


Если вы находитесь в Москве, то у вас еще есть возможность посетить показы IDFA и пообщаться после просмотра с режиссерами и Алли Деркс.

Программа дней IDFA в Москве:

2 марта

17.00 – фильм открытия «Положение среди звезд», реж. Леонард Ретель Хельмрих

19.00 – «Не в то время, не в том месте», реж. Джон Аппель

3 марта

17.00 – презентация программы детского документального кино Kids & Docs

19.00 – «Беловы», реж. Виктор Косаковский

4 марта

19.00 – «Зима Пабло», реж. Чико Перейра

20.00 – фильм закрытия «Я дышу», реж. Эмма Дейви, Мораг Маккиннон

Завтра читайте наше интервью с документалистом Джоном Аппелем, режиссером фильма «Не в том месте, не в то время» — о роковых совпадениях и случайностях, приводящих к гибели одних и спасению других, на примере трагедии в Осло и на острове Утойя в июле 2011 года.
документальное кино, фестиваль, IDFA, Москва  3 комментария 
Комментарии (3)

Новый комментарий...

  • а вот самый то интересный фильм, снятый на мобилке и не показывают. По мне так настоящее авторское доккино именно такое: неопрятное, но интересное, а вот первый индонезийский миллионер из трущеб с прекрасной операторской работой и кастингами звучит как очередной голливудский шедевр. При чем здесь Беловы Косаковского тоже не совсем понятно. И что это за центр документального кино в москве куда на просмотр надо по предварительное записи идти…

    ответить

  • darikotsulaya 5 марта 2013, 05:28 пожаловаться

    #

    Не очень поняла, что вас смутило. В рамках дней IDFA организаторы постарались показать максимально разностороннюю и интересную программу, но, естественно, туда не смогли войти все интересные фильмы. Показы были бесплатными, и как на любых бесплатных мастер-классах или лекциях, организаторы просили желающих подтвердить свое присутствие, просто для того, чтобы иметь понимание о количестве зрителей. Запись исключительно для этого, а вход был абсолютно свободным, никаких списков, пропусков или проверки паспорта)

    ответить

  • darikotsulaya 5 марта 2013, 05:28 пожаловаться

    #

    *иметь представление

    ответить

 
Добавить комментарий...