• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Гори, Голливуд, гори!
 



Создание визуальных эффектов для фильма «Метро»

28.02.2013 20:56 • 4 комментария

Фильм-катастрофа «Метро» потребовал от специалистов по компьютерной графике немало усилий: нужно было деформировать вагоны, симулировать потоки воды. Над визуальными эффектами под руководством VFX супервайзера картины Бориса Луцюка работало пять студий: Amalgama, Piastro VFX, Ulitka, Main Road|Post и ALGOUS studio. Всего было сделано около 900 шотов с эффектами, из них 400 – с симуляцией воды.



Портал о компьютерной графике Polycloud.ru поделился с КиноПоиском фрагментами материала о создании визуальных эффектов для первого за долгие годы российского фильма-катастрофы.

Подготовка и работа на площадке

После прочтения сценария командой фильма была проведенная большая подготовительная работа. Были созданы превизы ключевых сцен картины, найдены референсы по деформации вагонов, по краш-тестам, собрана огромная коллекция фотографий деформированных вагонов метро и просто обычных ж/д вагонов.



Для эффектных сцен в метро на арендованном для съемок участке по Каширскому шоссе были построены две декорации: первая в масштабе 1:3 длиной 20 метров с максимальной детализацией, и вторая — тоннель метро в масштабе 1:1 длинной 117 метров, максимально защищенный от внешних воздействий. Декорации были построены с учетом разной фактуры реального метро: там существуют как чугунные тюбинги, так и бетонные сегменты, что удалось воссоздать художнику-постановщику картины Павлу Новикову.

Кроме этого были изготовлены макеты вагонов метро, подобраны лампочки для освещения, материал, который бы выглядел натурально в том масштабе. Для создания макета был использован стеклопластик и пенопласт. Миниатюрный вагон максимально повторял конструктивные особенности реального вагона метро: была сделана несущая рама, на которой стояли рамы вагона из металлического профиля, и уже на них накладывалась обшивка. Здесь же была построена работающая гермодверь. Макеты вагонов должны были взаимодействовать с водой и тоннелем. Отдельной задачей был подбор оптики для съемки моделей, ведь зритель не должен понимать, что видит миниатюру.



Изначально планировалось, что все сцены с водой будут сняты в декорации поскольку вода – очень сложная для графики среда и добиться ее фотореалистичности весьма непросто. Например, есть снятая крупным планом сцена, в которой актеров заливает водой. Всю интеракцию воды с телами и капли на лицах гораздо проще снять на площадке, чем добавлять при помощи компьютерной графики.



Но вопреки первоначальным планам, во многих шотах съемочная вода потребовала доработки на постпродакшене, для чего были досняты дополнительные слои с использованием водометов и насосов. Эти кадры позже использовались как текстуры и референсы. В значительном количестве случаев было невозможно получить нужную картинку используя только съемочный материал и VFX-специалисты добавляли цифровую воду, созданную в ходе симуляции на компьютерной модели.

Студия Ulitka подключается еще до начала съемок

Студия Ulitka одной из первых влилась в VFX команду фильма. Основной ее задачей было создание полностью компьютерной сцены крушения поезда в тоннеле метрополитена. Помимо этого в течение проекта добавилось много дополнительных задач, варьировавшихся от простых композных шотов с масками и клинапом до шотов с трёхмерным поездом.

Работа «Улитки» над проектом началась задолго до начала съемок. Сперва от компании потребовалось создать трёхмерные модели поезда и тоннеля для первого тизера. С режиссером и продюсерами были обговорены модели вагонов, необходимые виды секций тоннеля, которые в свою очередь составляли локацию аварии. По замыслу поезд, проезжая бетонный тоннель, въезжает в секцию тюбинга, где непосредственно и происходит само крушение. Художник-постановщик картины снабдил студию множеством фотографий тоннелей метро, чертежами и собственными моделями, сделанными в Google SketchUp.

Для точного воссоздания объектов работники студии конультировались с инженерами конструкторского бюро и ездили со съёмочной группой на локацию в Минский метрополитен за референсными фотографиями. Также предполагалось, что все решения, касающиеся дизайна тоннеля и поезда, должны лечь в основу декорации и миниатюр, для того, чтобы реальные и компьютерные объекты выглядели в кадре одинаково. Одним из таких решений был выбор бетонного ж/д полотна без шпал — по такой поверхности актёры могли, не спотыкаясь, бегать по колено в мутной воде. Большинство сцен с крушением, потоками воды и проезду по тоннелям по плану съемочной группы должны были быть сняты именно с использованием миниатюр, а не CG.

После окончания этапа препродакшена и до начала постпродакшена прошел год. Работа над «Метро» была возобновлена, когда съёмки уже подходили к концу и начинался предварительный монтаж, для которого делались аниматики full CG планов для сцены крушения. Поскольку уже было известно, что на площадке не все получилось снять как задумано, количество CG шотов выросло до 22. Однако, чтобы они вошли в заложенный хронометраж, их продолжительность сократилась.

В качестве руководства для CG-художников, собиравших сцену, выставлявших свет и настраивающих материалы, было нарисовано множество концептов сцен крушения с искрами и освещением. Эти рисунки передавали настроение кадра, чтобы в итоге было понятнее, где и какие элементы в кадре должны присутствовать.

«Очень мало людей могут представить, как с крыши поезда будет выглядеть тоннель, — говорит арт-директор студии Ulitka Евгений Гитциграт. — Еще меньше людей могут представить, что происходит с поездом и с тоннелем в момент крушения. В тоннеле метро основным источником света является головной вагон, а все дежурное освещение слишком тусклое, чтобы в нем можно было что-то хорошо разглядеть. Метро — это очень темное пространство. Для фильма с дежурным освещением хитрили, чтобы на экране хоть что-то было видно: делали его ярче и увеличивали дальность распространяемого света».

Однако после рендера выяснилось, что движение, которое смотрелось приемлемо на этапе анимации (и было одобрено супервайзером и режиссером) — без освещения, в сером цвете — стало выглядеть неестественно игрушечно: когда все объекты получили высокую детализацию поверхностей, после просчета светотени стало заметно, что общее поведение вагонов не соответствует этой детализации. В большинстве шотов это потребовало откатиться обратно к анимации.





Для того чтобы избавиться от такого эффекта везде, где возможно, в анимацию добавлялись детали: лопающиеся лампочки, отрывающиеся таблички и провода. В результате потребовалось еще 5 месяцев на доведение сцены до состояния, которое удовлетворяло бы студию и режиссера.

Некоторые full-CG шоты в сцене нужно было бесшовно склеить со съёмочными, в таких случаях применялись хитрости: в одной из таких склеек летящая в кадре искра держит внимание зрителя, создавая иллюзию сплошного шота.

Main Road|Post вливается в работу

Самой сложной с технической стороны (причем, как оказалось, для всех участников процесса), стала сцена, которая делит картину пополам – кадры первого столкновения поезда с водой. Сцену снимали 4 дня в хромакейном павильоне, где была собрана половина вагона. Первый день ушел на репетиции с каскадерами и массовкой.





Всего было снято 30 слоев изображения с использованием системы контроля движения камеры. Съемка проводилась с участием каскадеров в зеленых костюмах, они нужны были для страховки падающих каскадеров. Также они имитировали сминающийся вагон, придавливая упавших статистов зелеными матрасами. Во время съемки на людей сверху падали лампы, и при падении они раскалывались.

Из отснятых слоев были выбраны самые удачные, из 14 отобранных слоев с массовкой и каскадерами в картину вошло 11. Снятый в рапиде исходный дубль занимал минуту и двадцать секунд. Причем, шот начинался, как отснятый в реальном времени, но постепенно движение всех объектов в кадре замедлялось. Именно эти четыре дня съемок были самыми сложными технически. Но сцена эта казалась сложной не только во время съемок – она же вызвала затруднения позже – во время постпродакшна.

Визуальные эффекты для этого шота и многих других, в которых требовалось добавление цифровой воды, делала студия Main Road|Post, которая отвечала за визуальные эффекты таких фильмов как «Обитаемый остров» и «Август. Восьмого». Шот был очень длинный – в 926 кадров (37 секунд) после монтажа, кроме того, здесь реальное движение времени плавно переходило в замедленное, что сказалось на симуляции. Команде пришлось решать эту весьма нетривиальную задачу.

Над этим шотом работала вся студия, потому что он оказался весьма крепким орешком. Во-первых, обойтись одной симуляцией воды здесь не удалось, поэтому вода перед вагоном состоит из пяти отдельных симуляций, еще четыре отдельные симуляции вступают в игру, когда вода последовательно врывается в окна вагона.





Студия Main Road|Post занималась и другими сценами с водой. Например сценой, в которой вода сбивает спасателей. Во время съемки каскадера отбрасывала назад лонжа, и для шота нужно было просимулировать поток воды. Но ведь вода должна взаимодействовать с человеком в кадре! Для этого был смоделирован и анимирован цифровой дублер, точно повторявший все движения каскадера. После этого симуляция воды уже «знала», как ей надо течь вокруг объекта.







Всего было сделано 60 композных шотов и 22 шота с водной симуляцией. «Водная симуляция была вызовом для студии, — говорит глава Main Road|Post Арман Яхин. – Мы никогда не делали воду в таком объеме. Это очень интересный новый опыт. Нам самим очень любопытно, как все это будет выглядеть на большом экране».

Так выглядит шоу-рил компании Main Road|Post по итогам работы над «Метро». Можно увидеть, как отснятые на площадке кадры и первоначальные аниматики постепенно превращались в финальные шоты — с водой, освещением, цветокоррекцией и всем прочим.



А вот занимательный шоу-рил студии Amalgama.



Подробнее о визуальных эффектах для фильма «Метро» — на портале polycloud.ru.

Вам понравилось, как в «Метро» сделаны визуальные эффекты?
российское кино, VFX, визуальные эффекты, работа на площадке, компьютерная графика  4 комментария 
Комментарии (4)

Новый комментарий...

  • 7

    Ray-n-Bow 1 марта 2013, 05:23 пожаловаться

    #

    Да, сцена торможения выполнена на высшем уровне, не хуже, чем у Снайдера.

    ответить

  • Я смотрел и глаз радовался такому качественному слоу мо внутри вагона.

    ответить

  • 1

    mklauss 2 марта 2013, 21:33 пожаловаться

    #

    Кино понравилось. vfx, вцелом, сделаны отлично.
    Не понравилась симуляция воды. не выглядит естественно. Но вода — самое сложное для симуляции.

    ответить

 
Добавить комментарий...