Гори, Голливуд, гори!
 



добавить в:
Вода, вода, кругом вода: Как снимают подводные сцены в кино

29.01.2013 14:06 • 5 комментариев

Съемки кинофильма требуют усилий множества людей, и о некоторых профессиях зрители редко задумываются. КиноПоиск уже рассказывал, с какими сложностями сталкиваются кинематографисты при подборе животных, а в этот раз мы решили рассказать вам о подводных съемках. Тем более, что 21 февраля выходит фильм «Метро», в котором один из самых драматичных и напряженных эпизодов связан именно со съемкой в полностью заполненном водой помещении.


На съемках фильма «Метро»

Мы поговорили с оператором Григорием Яблочниковым, который давно занимается именно такими съемками. В фильмографии оператора и его команды около сотни художественных картин и сериалов, среди которых «Изображая жертву», «Адмирал», «Кислород», «Русалка», «Мы из будущего», «Бедные родственники», «Любовь-морковь». Для фильма «Метро» Яблочников и его специалисты снимали сцену, в которой герой ныряет за ингалятором в затопленный бункер и плывет в потемках, пытаясь его найти. Эта небольшая сцена потребовала от оператора день подготовки и один полноценный съемочный день.

«Подготовка – это освоение объекта, — рассказывает оператор. – В данном случае декорация строилась в павильоне на студии им. Горького: художники во главе с Павлом Новиковым соорудили там бассейн. А мы уже смотрели, как вода себя ведет, тестировали ее прозрачность, мутность. Это типичное «освоение», как бывает в обычных павильонах, только в воде. Мы даже сняли в первый день какие-то кадры, так что, по сути, съемки шли два дня».


Актер Алексей Бардуков

Для работы под водой необходимо множество специального оборудования: подводный свет, защищенные от воды камеры и даже переговорные устройства, работающие под водой. «Должна быть возможность разговаривать с актером, для этого мы помещаем под воду особые динамики, и режиссер может говорить в микрофон так, чтобы актер под водой его слышал, — поясняет Яблочников. – Что касается сложностей, с которыми была связана эта сцена, основная проблема заключалась в том, что режиссер, Антон Мегердичев, хотел, чтобы вода была максимально приближенной к реальности, то есть довольно мутной. И все приходилось делать практически наощупь, на пределе видимости. Но мы сознательно на это шли: ведь это тоннель метро, в нем темно и вода вряд ли будет прозрачной. Мы создавали минимальную видимость, чтобы на экране было видно хоть что-то. Нам было сложно работать в потемках, а актеру Алексею Бардукову– еще тяжелее. Ведь ему нужно играть, не видя практически ничего. А там было много металлических предметов, проемов…» Но Бардуков отлично справился.


На съемках фильма «Баку, любовь моя»

Актера, впрочем, готовили заранее: он занимался фридайвингом в бассейне, чтобы не испытывать стресса на съемках. «Обычно мы стараемся снять психологическую нагрузку, чтобы актер чувствовал себя под водой спокойно. Главное, чтобы он научился доверять людям, которые его страхуют, был уверен, что ему помогут в случае чего. Алексей Бардуков мог играть несколько дублей подряд, не поднимаясь на поверхность, ему давали воздух в маске, чтобы он дышал. Подготовленный человек может работать под водой и 40 секунд, и минуту. Неподготовленный же актер начинает паниковать, и работать больше 5 секунд под водой не может. У него появляется ощущение, что не хватает воздуха», — рассказывает Григорий Васильевич.


Григорий Яблочников

Сам Григорий Васильевич подводными съемками стал заниматься во время учебы на операторском факультете во ВГИКе: для студентов тогда был организован спецкурс по работе в воде. «У нас была целая группа, но из всех только я, кажется, в итоге стал постоянно снимать под водой, — вспоминает Яблочников. – А среди тех, с кем я сейчас работаю, есть, например, Валерий Чуфаров – он плавал на длинные дистанции в составе олимпийской сборной СССР, он заслуженный мастер спорта. Он не только плаванием, но и дельтапланеризмом занимается. В общем, и плавает, и ныряет, и летает, и технически очень подкованный человек, может участвовать в съемках и как актер, и как дублер, и как конструктор. Его брат, Слава Чуфаров, кандидат в мастера спорта по многоборью – занимается у нас светом, например. Сергей Горпинюк – известный профессиональный технодайвер. Когда нужно подготовить актеров, установить снаряжение, подводное оборудование – этим занимается он». В команду периодически вливаются новые люди, свежие выпускники ВГИКа, которые помогают со светом и техникой.


На съемках фильма «Печорин»

«Наша команда построена по такому принципу: у каждого есть свой участок работы, на котором он специализируется, и в то же время, каждый из нас готов прийти на помощь в любом деле. Команда универсальная, не совсем по-«киношному» устроенная. У нас все начинают с погрузки и заканчивают выгрузкой. А не как обычно на площадке: человек делает свое дело, а потом сидит и отдыхает», — делится Яблочников. Основной костяк команды – пять человек, а на сложных съемках с большими декорациями под водой порой задействуют до 15 специалистов.

В следующей части интервью — о том, чем опасны 8-дневные смены, сколько часов проводят в воде операторы подводных съемок и почему на площадке «22 минут» дайверам приходилось нырять на глубину 40-50 метров.
российское кино, подводные съемки, работа на площадке, интервью  5 комментариев 
Комментарии (5)

Новый комментарий...

  • 2

    Dr Mark Sloan 29 января 2013, 18:47 пожаловаться

    #

    интересная статья
    «Метро» еще больше посмотреть захотелось

    ответить

  • 2

    Durkin 31 января 2013, 15:15 пожаловаться

    #

    Думаю, отчасти эти статьи и предназначены для завлечения на фильм «Метро». У меня никогда не возникало сомнения насчет качества технических аспектов в отечественном кино, основная проблема всегда сценарий и режиссура. Скорее всего, «Метро» не будет исключением.

    ответить

  • 3

    vovam 26 февраля 2013, 23:34 пожаловаться

    #

    вы оказались неправы (в случае с метро)

    ответить

  • Durkin 28 марта 2013, 21:53 пожаловаться

    #

    Не соглашусь. У «Метро» всего лишь два достоинства: отсутствие смазливых мордашек и деккорации. Всё! Сценарий бред.

    Это обычный проходной фильм, а его уникальность, что это первый проходной отечественный фильм за долгое время. Из крупнобюджетных проектов не было и нет ничего привлекательного со времен «Турецкого гамбита» (2005 год !!!). За бугром таких Метро клипают каждый год, в каждой кинематографически развитой стране это считается норма, а у нас грандиозное событие!!!

    То ли дело «Рассказы»)))

    ответить

  • stilbekson 15 марта 2013, 12:58 пожаловаться

    #

    Да, на сей раз фильм Метро — как раз такое исключение

    ответить

 
Добавить комментарий...